Споттер это кто: ✈ (Spotting) (, ) | VK – 403 — Доступ запрещён

Содержание

Что такое споттинг? Его разновидности и с чем их едят))): sverdlovskavia — LiveJournal

IMG_4366.jpg
Продолжу рассказ про свое увлечение — плейнспоттинг (фотографирование самолетов), начало можно прочитать тут: https://sverdlovskavia.livejournal.com/169399.html Сегодня расскажу об основных разновидностях, не думаю что такая классификация существует официально, но в среде моих коллег она есть.

Самая желанная и любимая разновидность — это официальный споттинг (оффспот), о нем и пойдет сегодня речь. Данные мероприятия организовываются и проводятся пресс-службами аэропортов и авиакомпаний. Такой формат мероприятия достаточно свеж, но уже получил широкое распространение.Чтобы попасть на оффспот нужно следить за объявлениями на сайтах аэропортов или авиакомпаний, или на их страничках в соцсетях. Увидев объявление — не медля высылать заявку, т.к. желающих много, а количество мест мало)) и ждать результат. Приоритет имеют те, кто ведет активную интернет жизнь: блоггеры, журналисты и т.д.
IMG_6717.jpg

Чтобы твое приглашение не стало первым и единственным — мой совет. Не нарушайте правил, подробно освещайте мероприятие в своих блогах и не жалейте фотографий для пресс-службы! )) Ведь мероприятия организовываются не только ради удовлетворения желаний споттера ))
Мероприятия проводятся несколько раз в год, обычно по одному разу летом, весной и т.д.
IMG_4307.jpg

Почему оффспот самое желанное мероприятие? Так ведь это единственная возможность для споттера попасть на летное поле и фотографировать самолеты в непосредственной близости!!!
0_146a68_e9f1723f_orig.jpg

Благодаря чему получаются отличные кадры.
IMG_4367.jpg

Помимо летного поля есть возможность попасть на технические базы авиакомпаний и своими глазами увидеть как производится обслуживание воздушных судов.
IMG_4367.jpg

Ну и совсем уникальная возможность — попасть в кабину пилотов!
IMG_4367.jpg

Готовиться к таким мероприятиям надо очень ответственно, нужно иметь запасную флешку, желательно запасной аккумулятор для фотоаппарата и даже дождевик! Ведь мероприятие проходит в любую погоду! ))

IMG_5448.jpg

Зато какие получаются кадры! )))
IMG_5961.jpg

А какое небо!
IMG_6392.jpg

Бывают даже ночные споттинги.
IMG_1094.jpg

Зимние морозные …
IMG_1094.jpg

Летние знойные …

IMG_1094.jpg

Настоящие споттеры берут с собой термосы и бутерброды, ведь провести на аэродроме 8 часов — это не хухры-мухры. Хотя организаторы тоже часто обнимают заботой и устраивают перекусы прямо на аэродроме ))
IMG_5109.jpg

Что может быть вкуснее горячего чая с кексом, под рев турбин и приятный аромат керосина! ))
IMG_5115.jpg

Продолжение следует ….

Что такое «Споттер»?

«Споттер» – слово в наши дни весьма популярное.   Именно о нем и пойдет  речь. Но  для каждого оно значит что-то совершенно  свое. Например,  оружейники понимают его как чистый перевод с английского – «целеуказатель».  В  спорте, в частности автомобильном,   этим словом нередко называют тренера, руководителя: «споттер»  приказал мне весь второй круг держаться за  пятым номером»… 

В среде фотографов  «споттер»  – это человек, посвятивший себя съемке летательных аппаратов.
Ну, а в сфере автосервиса споттер – это особый сварочный аппарат. Именно о нем и пойдет  речь.

Еще  лет десять-пятнадцать назад хороший  рихтовщик  был для автосервиса буквально драгоценностью,  бесценным сокровищем,  обладание которым  делало сервис и известным, и привлекательным. Такой мастер не только владел отточенным чувством металла, но еще и накапливал в течение трудовой жизни собственный набор различных выколоток, поддержек, хитрых крючков и всевозможных приспособлений, с помощью которых  можно было «забираться» в скрытые полости  автомобильного кузова и выправлять  самые зловредные вмятины.  Мастера старой школы  хранили свои инструменты, как и способы работы с ними, в глубоком секрете и часто работали  в отдельном помещении, не допуская  в него любопытных.

Внедрение точечной  сварки в практику работы автомастерских  вначале вроде бы не сулило ничего неожиданного. Однако  скоро выяснилось, что  вмятину на кузове   часто гораздо проще  выправить, если  не выколачивать ее изнутри, а  тянуть снаружи, зацепившись за  какой-то крепежный элемент, приваренный  к поврежденной панели.  Так появились особые аппараты точечной сварки – споттеры. 

Если сказать, что они появились недавно – это будет неправда.  В разных странах  на Западе они  известны уже, пожалуй,  лет сорок. Но вот широкое распространение эти приборы получили действительно только в последние десятилетия. И связано  это, прежде всего, с внедрением цифровых технологий управления сварочным током. Ведь процесс точечного приваривания скоротечен, и потому ручному управлению почти не подвластен.

В чем особенности споттера?

Фактически споттер – это одна из разновидностей аппарата точечной сварки. Но, в отличие  от последнего,  у него, как правило,  нет сварочных клещей, между контактами которых пропускается ток.  У споттера один вывод от источника тока присоединяется  к детали, с которой работают,  то есть к  деформированной панели автомобиля, а другой – непосредственно к электроду, в роли которого выступает привариваемый крепежный элемент.  Такой вид сварки называют еще сваркой сопротивлением. 

Крепежным  элементом может быть крючок, шайба, болт, шпилька и вообще все, что угодно, что в данном случае  лучше всего подходит  для выполнения задачи. Крепится элемент в  удобном  для работы пистолете – «стаддере».

Весь фокус тут заключается в том, что металл в месте сваривания, в той самой точке, от которой собственно и взял свое название аппарат,  нагревается до температуры  чуть- чуть, на 10…20%,  «не дотягивающей» до температуры плавления.  В этом случае привариваемый крепежный элемент,  хорошо прижатый к панели,  достаточно  прочно присоединяется к ней  и позволяет  потом  вытягивать  вмятину. А после выполнения своей задачи легко удаляется  скручиванием.

При этом прижимающее усилие обеспечивается  вручную. А усилие правки  может прикладываться к приваренным элементам либо плавно, через рычаги и с помощью разного рода гидроцилиндров, либо ударно, через инерционные  обратные молотки.

Поскольку, как мы уже отметили, этот вид сварки называется сваркой сопротивления, очень важно подключать источник питания таким образом, чтобы  максимально уменьшить потери тока. Для этого используют короткие кабели большого сечения,  тщательно зачищают металл в месте  присоединения кабеля. И  выбирают место присоединения как можно ближе к месту сварки.

Поскольку  споттер – ручной аппарат, то его стараются сделать  компактным. А потому чаще всего источник питания располагают непосредственно внутри  аппарата. Это, кстати, благоприятно отражается и на цене прибора.

Какие бывают споттеры

Отпочковавшись от аппаратов точечной сварки в отдельный класс, споттеры вскоре  стали обрастать различными функциями, набирать мощность  и становиться все более универсальными машинами. И, тем самым, снова  объединяться с  братством машин контактной сварки.  Появились универсальные приборы, имеющие богатый набор всевозможных приспособлений и умеющие буквально все:  сваривать, нагревать,  ставить заплаты и  помогать рихтовщику в качестве собственно споттера. Эта универсальность, как обычно, вместе с преимуществами принесла и недостатки. Рост электрических потребностей повлек за собой необходимость использования отдельных источников питания мощностью от 5 до 25 кВт  и перехода на трехфазный ток – в итоге аппараты оказались «привязанными»  по питанию к стационарным сетям.  Универсальные приборы стали дороже и тяжелее.

Из сказанного уже понятно, что самые простые и дешевые – это аппараты с отдельным трансформатором однофазного переменного тока. Они способны работать буквально от любой  бытовой розетки.  Но их возможности сильно ограничены. Например, такие аппараты  не могут работать с листовыми материалами толщиной больше 0,8 мм, «не любят»  оцинкованную сталь и совсем не пригодны для сталей с высокой ударной вязкостью. Иными словами, они очень хороши для ремонта автомобилей типа «Жигулей», но мало пригодны для  правки вмятин на каких-нибудь современных  BMW или «японцах».

На следующей, более высокой ступени,  стоят  аппараты с  трансформаторами трехфазного тока. Они, будучи укомплектованы набором соответствующих  приспособлений,  уже  способны работать и  в качестве промышленных  сварочных приборов. Им «по зубам» и оцинкованная сталь,  и сталь с высокой ударной вязкостью. Они могут использоваться и для правки панелей с нагревом угольным электродом.

А на самом верху этой пирамиды находятся  современные приборы инверторного типа, позволяющие получать  и использовать ток с частотой до 2000 Гц.  Это не только существенно снижает массу аппаратов, но и безгранично  расширяет их возможности, поскольку таким приборам подвластны любые металлы, используемые в автомобилестроении.

В начале материала  мы уже упоминали о том, что  процесс приваривания   крепежных элементов очень скоротечен, а качество  соединения этих деталей с основной панелью во многом зависит от того,  насколько  правильно выбран  и выдержан режим сварки.  Еще раз возвращаемся к этому тезису, чтобы подчеркнуть: обеспечить в полной мере соблюдение этих условий  можно лишь при наличии  электронного цифрового управления  процессом. Споттеры с таким  управлением существуют. Многие производители их так и называют:  цифровые.

Кто их производит и что покупать

Понятно,  что споттеры  выпускают те же самые компании, которые делают аппараты для сварки – иначе и быть не может.    И действительно: на шильдиках приборов стоят очень знакомые каждому сварщику названия стран-производителей – Италия, Франция, Германия, США, Япония, Швеция…  И столь же знакомые  имена фирм: TECNA,  TELWIN,  DECA, HELVI, SAITEK, GYS, CELETTE,  ELEKTRON, WIELANDER+SCHILL, BLACKHAWK, CAR-O-LINER…

Мы намеренно поставили на первое место Италию – ее продукция  на российском рынке   оборудования для автосервисов более всего известна  благодаря стабильно высокому качеству при  хорошем уровне цен.  Например,  такая хорошо себя зарекомендовавшая  модель, как  Digital Car  Spotter 5500  может стоить  меньше 1000 евро, – а то уже вполне разумная цена для сервиса средней руки.

Но  уровень  цены – это штука довольно относительная. Каждый покупатель определяет этот уровень  для себя  в зависимости от толщины  своего кошелька, предполагаемых сроков окупаемости, оценки своих позиций на рынке и еще многих других  критериев. Однако в любом случае следует помнить:  ничто не обходится так дорого, как дешевое оборудование.  Ведь  приняв решение о покупке  споттера,  станция уже сэкономила приличные деньги – ей теперь не нужно искать рихтовщика с золотыми руками,  его работу сможет выполнить  любой слесарь средней квалификации.  И потому стоит ли экономить дальше? Может быть,  ради стабильности и высокого качества следует отдать предпочтение  хорошему инверторному аппарату, который хоть и стоит дороже (от 2000 до 10 000 евро), но обеспечит практически все потребности сервиса?

21 Мая 2010

Плейнспоттинг в России: как снимать самолёты

Плейнспоттинг зародился в Великобритании в годы Второй мировой войны. Гражданское население обучили фиксировать воздушные суда и сообщать о них противовоздушной обороне. С тех пор споттинг стал популярным увлечением, которое приветствуют аэропорты по всему миру. О том, как стать споттером в России и чем споттинг отличается от авиационной фотографии, — в нашем материале. Поехали!

Плейнспоттинг — наблюдение за воздушными судами для ведения их учёта, которое сопровождается фотосъёмкой. Профессиональные споттеры определяют самолёт, его модель, а также фиксируют бортовой и серийный номера.

Плейнспоттинг VS авиационная фотография

Не путайте профессиональный споттинг с авиационной фотографией. Споттинг подразумевает именно ведение статистики бортов и запечатление бортового номера на снимке. Если видите красивые кадры носа воздушного судна или часть крыла самолёта на закате — это авиационная фотография.

«На профессиональном снимке споттера самолёт запечатлен боком — в стоячем или летящем положении. Бортовой номер хорошо виден — как правило, он расположен на фюзеляже в хвостовой части или на передней стойке шасси. На снимке обязательно запечатлены название авиакомпании и ливрея целиком. Снимок споттера — довольно протокольная фотография, которую в народе прозвали „батоном“. Профессиональных споттеров в России всего около 20 человек», — рассказывает профессиональный споттер и авиационный фотограф Дмитрий Осипов. В его коллекции более десяти тысяч фотографий воздушных бортов.

По бортовому номеру на сайтах Airfleets.net или Russianplanes.net можно узнать историю самолёта. Собственные фото с информацией споттеры публикуют в альбомах на платформе Flickr, на страницах в социальных сетях или на тематических сайтах вроде Ruspotting.net, Airliners.net, JetPhotos.net.

Зачем вести учёт самолётов?

Среди споттеров есть те, кто стремится увидеть все воздушные судна конкретной авиакомпании или запечатлить все борта, посещающие определенные аэропорты. Кто-то охотиться за ливреями или мечтает увидеть конкретный тип самолёта.

Чтобы узнать, какой борт появится на взлётно-посадочной полосе или отследить движение конкретного воздушного судна, многие споттеры используют сервис Flightradar24. Он позволяет в режиме реального времени видеть на карте летящие самолёты во всем мире.

Если кликнуть на один из них, откроется фотография самолёта и краткое досье — авиакомпания, тип судна, бортовой номер, аэропорт отправления и посадки, а также высота, скорость и координаты борта. Работа сервиса основана на получении в реальном времени сигналов с самолётов, оборудованных технологией автоматического зависимого наблюдения-вещания (АЗН-Б). Каждую секунду система во время всего полета генерирует и отправляет открытые радиосообщения, которые содержат актуальные данные о рейсе. Flightradar24 использует по всему миру приёмники, которые получают информацию от самолётов и отправляют её на сервер.

Споттинг в диких условиях

Точки для хороших ракурсов за воротами аэродромов публикуют в группах споттеров и любителей авиационной съёмки, на форумах и в тематических сообществах вроде Spotting locations Russia. Пользователи делятся новостями, анонсами, советами картами с указанием точек для хороших снимков вблизи российских аэропортов.

В случае такой фотоохоты приготовьтесь к тому, что придется ходить по лесу, преодолевать метровые сугробы и, возможно, стоять в болоте в ожидании удачного кадра — выбирайте соответствующую одежду и обувь.

Летом возьмите с собой дождевик, средства от клещей и солнцезащитный крем. Зимой вам пригодится термобельё и термос с горячим чаем.

Как правило, сотрудники аэропорта не выгоняют фотографов, ожидающих рейсов за ограждениями. Исключение — прибытие и вылет высокопоставленных лиц.

Официальные споттинг-мероприятия

Крупнейшие аэропорты России регулярно организовывают мероприятия для съёмки воздушных судов.

В этот день группа споттеров, авиационных фотографов и любителей самолётов имеет доступ к лучшим точкам на территории аэропорта для съёмки с наиболее удачных ракурсов.

В аэропорту Симферополь состоялся первый в 2018 году официальный споттинг ⠀ 23 июня 2018 года аэропорт Симферополь посетили более 30 споттеров — фотографов, любителей авиации. Первый официальный споттинг 2018 года приурочен к началу активной фазы летнего туристического сезона и увеличению числа выполняемых рейсов. ⠀ В этот раз на споттинг в Симферополь съехались участники из 5 регионов России. Помимо крымских фотографов в споттинге приняли участие любители авиации из Краснодара, Сочи, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Таганрога, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга. ⠀ Мероприятие продлилось около 10 часов. За это время споттеры смогли с разных точек заснять моменты взлета и посадки самолетов, руление, перрон и процесс обслуживания воздушных судов. Также, для участников мероприятия была проведена экскурсия по новому аэровокзальному комплексу. ⠀ По традиции среди всех участников мероприятия будет проведен конкурс фотографии. В этот раз партнерами споттинга выступили авиакомпании @ural_airlines, @nordwindairlines_official, @flyredwings, @nordavia_ra, @rusline_airlines, а также магазин фототехники и электроники @fotosklad_ru. ⠀ Имена победителей конкурса будут объявлены в середине июля в официальных группах аэропорта в социальных сетях. ⠀ Напомним, споттинг в аэропорту «Симферополь» проходит в третий раз. Первое мероприятие состоялось 24 июня 2017 года. ⠀ Споттинг — это наблюдение за самолетами и их фотографирование. В России данный вид фотографий начал набирать популярность в начале 2000-х годов. Сегодня споттингом в стране увлекаются тысячи фотографов и любителей авиации. Мероприятия для споттеров регулярно проводятся во всех ведущих воздушных гаванях России.

Публикация от Аэропорт Симферополь (@sip_aero)

Первый официальный споттинг в России прошел в аэропорту Домодедово в 2007 году. С тех пор регулярные мероприятия несколько раз в год проводят во «Внуково», «Пулково», самарском «Курумоче», новосибирском «Толмачёво», аэропортах Иркутска и Мурманска. Летом 2017-го года первая споттинг-сессия прошла в аэропорту Симферополя.

«Аэропорт „Пулково“ организует споттинг, как правило, четыре раза в год: ориентировочно в феврале, мае, августе и ноябре. Анонсы мероприятий размещаем во всех сообществах аэропорта в социальных сетях», — рассказала представительница пресс-службы «Пулково» Дарья Сергеева.

Какие аэропорты в России самые интересные для споттинга?

Те, что имеют наибольший трафик. «Пулково» в Санкт-Петербурге, «Кольцово» в Екатеринбурге, а также все московские аэропорты.

Фотографов-любителей тоже пускают на официальный споттинг?

Да. Однако учитывайте, что количество участников ограничено. Как правило, кандидатов отбирает пресс-служба аэропорта. Если вы фотограф-любитель, прикрепите ссылки на ваши аккаунты в социальных сетях с лучшими снимками — это повысит ваши шансы в случае большой конкуренции. Некоторые аэропорты — например, «Пулково» — оставляют несколько мест в группе специально для новичков споттинга.

Какие требования к заявке?

Чаще всего аэропорт просит заполнить онлайн-анкету, которая опубликована на сайте. Участнику должно быть 18 лет. Есть аэропорты («Домодедово», «Сургут») которые устраивают детский споттинг в сопровождении родителей. В некоторых российских аэропортах участие в споттинге разрешается только гражданам России.

Особых требований к фототехнике нет. Однако будьте готовы к тому, что среди условий участия может оказаться публикация снимков в социальных сетях или на других онлайн-платформах.

Прийти и просто посмотреть на самолёты можно, но сделать пару снимков всё же стоит — на случай, если организаторы их запросят.

«Важно заполнить анкету правильно и предоставить всю запрашиваемую информацию. В случае, если заявка оказывается неполной или заполнена неправильно, её исключат из отбора», — рассказали в «Пулково».

Как проходит споттинг в аэропорту?

Аэропорт заранее планирует программу и определяет несколько точек съёмки. Для участников организовывают передвижение на территории и делают специальные пропуски. Попасть на территорию аэропорта в индивидуальном порядке нельзя.

Какая погода лучше всего подходит для споттинга?

Период с середины февраля по конец марта. Это время солнечных зимних дней, когда кадры получаются яркими, с отличным освещением за счёт снега. Самый трудный сезон для съёмки — с декабря по середину февраля, когда солнечных дней почти нет. Самолёт сливается с серым небом, а из-за недостатка света сделать хороший снимок крайне трудно.

Что должно быть в рюкзаке начинающего споттера?

Зеркальный фотоаппарат и объектив с фокусным расстоянием от 200 мм. Захватите дополнительную карту памяти, сменную батарею для фотоаппарата, бинокль, блокнот, а также салфетку для протирки объектива.

Что такое споттер и как им работать? Технология ремонта. Видео.

споттерПрофессиональный кузовной ремонт не может обойтись без использования споттера! В этой статье мы поговорим о том, как работать споттером! Этот аппарат, позволяет значительно сэкономить время при рихтовке металла. Если раньше, когда были только подручные средства такие как, монтажка, «рессора», молотки, лопатки  и многие другие железяки, приходилось к примеру разбирать дверь и выстукивать металл изнутри, то теперь с использованием споттера, про эту лишнюю работу можно забыть. Уверен, что после приобретения такого аппарата, Вы вздохнете с облегчением и рихтовка вмятин будет сущим пустяком. Самое большое преимущество споттера — это то, что усилие прикладывается только к внешней стороне поверхности поврежденной детали, тем самым значительно облегчая задачу. Теперь давайте разберем возможности и принцип работы данного аппарата.
 
 
 
 
 
 

Прежде всего сопоттер или его еще называют спот — это сварочный аппарат для контактной сварки. Отличие споттера от обычного сварочного аппарата, в том, что импульс сварочного тока формируется за счёт разряда конденсатора большой ёмкости и действует в течении очень короткого промежутка времени, настолько короткого, что даже краска с обратной стороны не успевает обгореть. А попробуйте вы исполнить такой трюк с обычным полу автоматом и что получится? Поэтому споттер не заменимый аппарат для кузовного ремонта.

 Сейчас конечно можно было бы рассказать о том, кто и когда изобрел этот аппарат, затем мы бы плавно перешли к физике, свойствам металла и так далее, но думаю это мало кому интересно, да и не к чему забивать себе голову лишними вещами. Ведь для мастера кузовного ремонта в первую очередь важно качество исполнения ремонта, а не физико — химические свойства материалов.

Как работать споттером?

Чтобы научиться пользоваться споттером, не нужно идти на специальные курсы (как у сварщиков), а всего лишь достаточно дочитать данную статью и посмотреть подробный видео урок. Теперь по шагам:

1. Зачищаем рабочую поверхность.

Всем места соприкосновения шайбы  с металлом, необходимо тщательно зачистить от краски и других материалов.

2. К ремонтной детали, крепим заземление. Внимание!!! Если Вы собираетесь работать с деталью, установленной на автомобиле, то не забудьте отсоединить АКБ, во избежании замыкания электроники.

3. При помощи «спот-пистолета», в нужных местах привариваем крепежные элементы, за которые мы будем «тянуть» металл. (Это могут быть шайбы, шпильки, «змейка», треугольники и др.)

4. С помощью обратного молотка (он как правило идет в комплекте), вытягиваем необходимые места. Так же могут быть использованы и другие инструменты, например: гидравлика, тросы, цепи, стапель, лом, ну в общем все подручные средства, которые могут тянуть!

5. Шайбы и кольца, которые у нас выступали в качестве «зацепа», можно легко удалить вращательным движением.

6. Ну и в завершении, останется только зачистить место сварки и приступать к шпаклеванию автомобиля.

Почему для кузовного ремонта обязательно нужно приобрести споттер?

1. Высокая производительность. С помощью споттера  можно достаточно быстро приваривать «зацепы» для вытягивания металла.

2. Удобство. Если взять в сравнение обычный сварочный аппарат, то можно сказать, что споттер на много безопаснее, так как от него не летят искры и не нагревается металл. К тому же, Вы автоматически избавляетесь от кучи «обмундирования» (сварочная маска, перчатки, защитные штаны и прочее).

3. Качество. При сварке, споттер не оставляет шлака и окалин, а так же не портит внутреннюю поверхность детали, что предотвращает образование «скрытой» коррозии.

4. Экономия. Крепежные шайбы можно использовать на несколько раз, так как при сварке, они не плавятся. Поэтому, Вы очень сильно сэкономите на расходных материалах.

Этих четырех причин вполне достаточно для того, чтобы Вы поняли насколько необходим споттер для кузовного ремонта.

 

Комплектация споттера выглядит примерно таким образом.

 

Бываю конечно комплектации и с наименьшим набором всех этих приспособлений, все зависит от цены. Советую покупать споттер с полным «фаршем», так как это будет дешевле, чем потом приобретать комплектующие по отдельности.

 Как работать со споттером, подробное демонстрационное видео!

 Как Вы увидели из видеоролика, споттер имеет массу возможностей, благодаря различным приспособлениям и насадкам, а пользоваться споттером достаточно легко.

 

Рекомендую прочитать:

Словарь автогоночных терминов — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Список терминов, связанных с автогонками, и их кратких определений.

  • 107% (105%) — правило, используемое в некоторых гоночных сериях, в том числе, в Формуле 1, означающее что для допуска к старту в гонке, при прохождении квалификации итоговый лучший временной результат гонщика не должен превышать более чем на 7% итоговый временной результат гонщика занявшего поул позицию. Вариацией данного правила является правило 105%, используемое в серии WTCR. Также в серии Индикар в гонках на суперспидуэях используется правило 105%, согласно которому участник, не способный поддерживать среднюю скорость, менее, чем на 5% отличающуюся от скорости лидеров, снимается с гонки.
  • Аквапланирование — эффект при котором из-за воды отсутствует сцепление покрышек с поверхностью трассы.
  • Алеба́рда — то же, что леденец.
  • Аллея победы (англ. Victory Lane) — зона внутри трековой трассы, где останавливается победитель гонки после финиша и где производится его чествование (применительно к США)
  • Андэркат (англ. Undercut) — тактика проведения пит-стопа позволяющая опередить соперника за счёт более быстрого движения по трассе в момент когда соперник ещё не совершил пит-стоп и едет медленно из-за изношенных покрышек или же наоборот когда он уже провёл пит-стоп и едет медленнее из-за дозаправленного топлива.
  • А́пекс (англ. apex) — точка гоночной траектории в повороте, после которой следует начинать разгон.
  • Апрон — внутренняя, плоская часть трековых трасс, отделяющая наклонный бэнкинг от внутренней части трассы (инфилда), на которой расположен пит-лейн. Апрон используется гонщиками для съезда с бэнкинга и движения к пит-лейн для совершения пит-стопа. От бэнкинга отделяется белой полосой, заезжая за которую, гонщик не всегда имеет право совершать обгон.
  • Бамп-драфтинг — приём, используемый в гонках на треках, когда находящийся в слипстриме пилот ударяет бампером идущего впереди гонщика с целью придания ему дополнительного ускоряющего момента, в результате чего обе машины едут быстрее.
  • Бёрна́ут — продолжительная пробуксовка покрышек ведущей оси с характерным жжением резины от трения об асфальт.
  • Бесплатный пит-стоп — пит-стоп при проведении которого созданный временной отрыв от ближайшего преследователя позволяет гонщику или автомобилю не потерять занимаемой в этот момент классификационной позиции.
  • Бо́ксы — помещение на гоночной трассе, отведённое для работы с автомобилем во время тренировок, испытаний и гонок. В боксах проводится подготовка машины к выезду на трассу, включая оперативный контроль её параметров, настройку подвески, элементов аэродинамики и т. п., а также проведение ремонтных работ, возможных в полевых условиях. Боксы объединены в комплекс, вместимость которого (количество рабочих мест, площадь и обеспечение которых регламентированы специальными требованиями, предъявляемыми FIA) — одна из характеристик автодрома, от которой зависит тип лицензии, позволяющей проводить соревнования или другие мероприятия того или иного уровня. К боксам относят и пространство, расположенное непосредственно перед ними — пит-лейн, на котором автомобиль останавливается во время пит-стопа.
  • Боли́д — гиперболизированное определение гоночного автомобиля, введённое журналистами по ассоциации с раскалённым небесным телом (метеор, болид), стремительно рассекающим небосклон и исчезающим за горизонтом.
  • Большой шлем — (по аналогии с теннисом) достижение гонщика, показавшего лучшее время круга в квалификации и гонке, лидировавшего в гонке от старта до финиша и одержавшего в ней победу. Большой шлем считается исключительным достижением в Формуле-1, хотя за него не дают ни очков, ни иных наград.
  • Быстрый круг, боевой круг — круг в квалификации, который гонщик идёт в максимально возможном темпе, стремясь показать наилучший результат. По итогам квалификации (по лучшему из быстрых кругов) определяется расстановка на старте гонки.
  • Вираж, жарг. бенкинг, бэнкинг — наклон трассы внутрь поворота; повышает сцепление с дорогой на повороте и позволяет проходить его на большей скорости. Также наклонная часть овальной трассы, в отличие от ровного апрона.
  • Вре́менная трасса — трасса, не являющаяся специализированным автодромом. Временные трассы прокладывают на дорогах общего пользования, рулёжных дорожках аэродромов и в других подобных местах.
  • Гра́унд-эффе́кт (англ. ground effect) — возникновение под днищем автомобиля области пониженного давления воздуха, что увеличивает прижимную силу.
  • Грид гёл (англ.  Grid girl) — девушка привлекательной внешности, которую организаторы гонки или спонсоры нанимают для фотосессий, участия в процедуре ознакомления зрителей с гонщиками на стартовой решётке перед гонкой, а так же для участия в различных мероприятиях в паддоке, боксах команд и прочих местах так или иначе связанных с проведением гонки.
  • Грув (англ. groove) — 1) то же, что псевдослик; 2) в Америке так называется наезженная траектория, покрытая отработанной резиной с покрышек, благодаря которой сцепление с трассой повышается.
  • Держак — сцепление покрышек с асфальтом. Так же обозначает наплыв на асфальте отработанной резины с покрышек при её трении об асфальт в поворотах и местах активной пробуксовки.
  • Дёрт овал –овал на котором нет твёрдого покрытия. Дословный перевод «Гонки на овале по грязи».
  • Джентльмен-драйвер (англиц. от gentleman-driver) — непрофессиональный водитель, оплачивающий своё участие в гонках и участвующий в них для удовольствия, нередко в собственной команде и на собственной машине.
  • Дождева́я рези́на — шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку даже в дождь. Дождевые шины выполняют из особо мягкого компаунда и снабжают глубокими частыми канавками для отвода воды. Также рассматривается смягчённый вариант дождевой резины — микст, с более редкими канавками. Дождевая резина используется реже, чем микст, так как обычно в случае сильного дождя гонку приостанавливают.
  • Допдополнительное соревнование в ралли, промежуточные заезды с отдельным или совмещённым со спецучастком стартом, финишем и временно-очковым значением. Примеры: регулярность движения, режимные гонки, слалом, спринт, подъём на холм и т. п.
  • Дорожная секция — участок дороги на дистанции ралли, на котором не ведётся жёсткого хронометража, и по которому участники следуют из парк-сервиса на старт спецучастка, или от финиша предыдущего спецучастка на старт следующего или в парк-сервис. Движение по дорожной секции не перекрывается для обычных машин, а потому участники ралли должны полностью соблюдать ПДД. Несмотря на отсутствие жёсткого хронометража, участники должны укладываться в определённые рамки для преодоления дорожных секций.
  • Драг — гонка на прямом участке трассы.
  • Дра́фтинг — см. Слипстрим.
  • Дри́фтинг — техника выполнения управляемого заноса.
  • Дубль — ситуация, когда на финише гонки первые два места занимают пилоты одной команды. Иногда дублем называется достижение гонщика, завоевавшего поул-позицию и выигравшего гонку (ср. хет-трик, большой шлем).
  • Душ из шампа́нского — на подиуме после награждения кубками и гимнов в честь победителя и команды победителя пилотам вручаются бутылки с шампанским и они, взболтав его, поливают друг друга и других участников процесса, отмечая, таким образом, успешный финиш в гонке. Традиция введена Дэном Герни в 1967 г. после победы в гонке 24 часа Ле-Мана. [источник не указан 3510 дней]
  • Закры́тый парк (фр. parc fermé): специально отведённое место на автодроме, где действует особый режим работы с гоночными автомобилями, исключающий их обслуживание за исключением особо оговорённых случаев и процедур. Позднее машины перестали перемещаться куда-либо и только лишь подчиняются правилу закрытого парка у себя в гаражах. Машины переводятся в закрытый парк непосредственно после заездов (гонок и, в некоторых сериях, квалификаций) для проведения технической инспекции, цель которой — убедиться в соответствии машин требованиям технического регламента. Нарушение правила закрытого парка карается, если оно не санкционировано организаторами, например, в целях обеспечения безопасности.
  • Золотая эра гонок — период времени с начала 50-х до конца 70-х годов ХХ века, характеризующийся наличием в гоночных сериях большого числа не заводских команд и участников, относительной простотой и дешивизной конструкции автомобилей, простотой правил и получения лицензий гонщиками, а также плотной борьбой на трассах. Эра окончилась с коммерциализацией серий и прихода в гонки гигантов автоиндустрии.
  • Зона DRS, зона крыла — термин применяемый в формульных сериях и означающий что временной разрыв между едущим впереди гонщиком и его преследователем, позволяет воспользоваться преследователю системой DRS, дающей временное приемущество для совершения обгона.
  • Квалифика́ция — соревнование участников перед гонкой, которое определяет положение гонщиков на стартовом поле. Обычно квалификация заключается в том, что гонщики проезжают один или несколько кругов по трассе, не соревнуясь друг с другом напрямую, но пытаясь показать наилучшее время прохождения круга.
  • Классифика́ция — итоговый протокол, в котором указываются пилоты, прошедшие не менее определённого процента дистанции гонки (для Формулы-1 — не менее 90 %). Не вошедшие в классификацию гонщики не считаются финишировавшими и не получают очков. В гонках на выносливость в итоговый протокол попадают только те машины, что смогут пересечь линию финиша своим ходом в промежуток времени между финишем лидера и его заездом в боксы.
  • Клетчатый флаг — флаг, который показывается гонщикам на финише. См. Гоночные флаги.
  • Ко́кпит (англ. cockpit) — открытая кабина гоночного автомобиля, в которую гонщик залезает сверху (например, в Формуле-1).
  • Комиссар — одно из трёх должностных лиц на каждом Гран При, назначенный для принятия решений.
  • Коушн (англ. caution) — транскрипция английского термина, обозначающего фазу гонки на трековых трассах, когда над всей трассой выбрасываются жёлтые флаги и на трассу выезжает автомобиль безопасности. После сбора пелетона работники трассы могут приступить к аварийно-спасательным работам и приведению трассы в порядок, после чего следует рестарт.
  • Крю-чиф (англ. crew-chief) — руководитель бригады, обслуживающей одну машину. Объединяет в себе функции шеф-механика и гоночного инженера, отвечает за все аспекты подготовки машины к гонке и в самой гонке.
  • Круг возвраще́ния в бо́ксы — круг в квалификации, на котором пилот в спокойном темпе возвращается в боксы (как правило, проехав свой быстрый круг и показав квалификационное время).
  • Круговой — гонщик, которого обогнали на круг. Круговые обязаны не препятствовать обгону лидирующим гонщикам.
  • Лаки дог (англ. Lucky dog) — правило NASCAR, по которому пилот, первый из отстающих на круг, во время режима жёлтых флагов может обогнать пейс-кар и встать в хвосте пелетона, отыгрывая таким образом отставание в круг, но не приобретая позицию.
  • Ледене́ц (англ. Lollipop) — табличка, которой механики на пит-стопе отдают команды гонщику; названа так из-за своего внешнего вида, по аналогии с конфетой на палочке.
  • Лу́чший круг, также быстрейший круг — круг, который какой-то пилот (автор лучшего круга) проехал за наименьшее время среди всех гонщиков и всех кругов в гонке.
  • Ма́ршалы — обслуживающий персонал гонки. В их задачу входит сигнализация пилотам с помощью предупреждающих флагов, эвакуация разбившихся машин, обеспечение чистоты трассы и безопасности. Как правило, бригада маршалов обслуживает все гонки на отдельной трассе, а не все трассы серии. В Северной Америке каждая гоночная серия располагает собственной командой профессиональных маршаллов, ездящей на все гонки серии.
  • Маши́на безопа́сности — то же, что и пейс-кар.
  • Микст, или промежуточная рези́на — шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку в условиях мокрой трассы или лёгкого дождя. Шины типа «микст» являются средним между сликами, предназначенными для абсолютно сухой трассы, и дождевыми, которые используются в условиях сильного дождя.
  • Монокла́сс — класс автогонок, в котором разрешены автомобили только одной определённой спецификации, как правило, одного производителя. К таким относятся, например, А1 Гран-при или Формула Русь.
  • Нон-стоп — тактика пит-стопов, заключающаяся в отсутствии таковых. В настоящее время практически не употребляется.
  • Нарезать пятаки/ пончики/ крендельки — двигать заднюю часть автомобиля по кругу при помощи долгой пробуксовки колёс ведущей оси, и оставлять от сжигаемой резины характерные чёрные следы на асфальте, имеющие форму круга.
  • Ова́л — гоночная трасса на которой общее число поворотов на одном круге даёт в сумме 360° и при этом отсутствуют какие либо повороты кроме левых ( при движении против часовой стрелки) или правых ( при движении по часовой стрелке). Гоночные овалы могут иметь разнообразную форму, от круглых и овальных, до треугольника и прямоугольника.
  • Онбо́рд (англ. Onboard) — бортовой ракурс телекамеры, при котором видно как гонщик управляет автомобилем.
  • Па́ддок — специальное место, служащее для развёртывания моторхоумов команд и пребывания высокопоставленных личностей.
  • Парк-сервис — место, где машины, участвующие в ралли, проходят техобслуживание.
  • Паровоз (англ. train) — неофициальное название ситуации в гонке, когда гонщик по той или иной причине едет по трассе медленнее располагающихся за ним в классификации машин, которые его таким образом нагоняют, но в силу разных причин (оборонительных манёвров лидера паровоза, недостаточной разницы в скорости или характеристик трассы) обогнать не могут и вынуждены придерживаться его темпа.
  • Пейс-ка́р (англ. pace car), или автомобиль темпа — специальный автомобиль, который выезжает на гоночную трассу в экстренных случаях для того, чтобы снизить скорость пелетона. Это происходит обычно в случае аварии одного из автомобилей, когда требуется время, чтобы убрать опасные обломки с трассы. Во время присутствия на трассе машины безопасности пилоты не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар (за исключением специально оговорённых в правилах случаев), в связи с чем вынуждены придерживаться сравнительно медленного темпа последнего.
  • Пелото́н, или пелето́н, — множество машин, участвующих в гонке.
  • Пило́т — то же, что и гонщик, водитель гоночного автомобиля.
  • Пит-ле́йн (англ. pit lane) — часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы. Обычно, заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость согласно ограничениям данной гоночной серии.
  • Пит-сто́п (англ. pit-stop) — остановка автомобиля на пит-лейн, во время которой машину могут дозаправить, сменить резину, произвести ремонт и т. д. согласно нуждам пилота и правилам данной гоночной серии.
  • Пит-уолл (англ. pit wall)— стена или ограждение, отделяющее пит-лейн от гоночной трассы.
  • По́диум — площадка, на которой производится чествование победителя, а также двух других гонщиков, пришедших вслед за ним — на «подиумных позициях» (или проще — «подиум»). Обычно пилотам на подиуме вручаются кубки, а затем гонщики устраивают душ из шампанского. В США подиумы могут предназначаться только для победителя. Цифра в статистике пилота в графе «подиумы» говорит о финише на одной из первых трёх позиций. В русском языке обычно в этом значении используется слово «пьедестал».
  • По́ул-пози́ция, по́ул (англ. pole position) — первая позиция на стартовой решётке, которую занимает гонщик, выигравший квалификацию.
  • Пра́ктика — см. Свободные тренировки.
  • Прое́зд по пит-ле́йн (англ. drive-through) — один из штрафов, которым карается гонщик за нарушение правил. Смысл его в том, что гонщик проезжает по пит-лейн, с ограничением скорости, принятым в данной гоночной серии. Более мягкий, чем стоп-энд-гоу. В Формуле-1 даётся за пересечение белой линии на пит-лейн и за превышение скорости на пит-лейн. Также «Штрафной проезд».
  • Псевдосли́ки (англ. pseudoslicks) — модификация сликов, отличающая от последних тем, что содержат канавки, параллельные плоскости движения колеса. Псевдослики использовались в Формуле 1 в 1998—2008 гг., и в ГП2 в 2005 г. для искусственного снижения скорости ввиду снижения сцепления шины с трассой.
  • Прогре́вочный круг — в квалификации и гонке круг, который гонщик преодолевает в сравнительно медленном темпе, стараясь нагреть резину шин до оптимальной температуры. В случае если после прогревочного круга надо сразу уходить на боевой круг, значение прогревочного круга заключается и в разгоне на финишной прямой с тем, чтобы начать боевой круг максимально быстро.
  • Промежу́точная резина — то же, что и микст.
  • Разминка (англ. warmup, некорректно переводится как «прогревочный заезд») — проводящаяся после квалификации, но перед гонкой свободная сессия, позволяющая пилотам настроиться на гонку. Разминку обычно проходят на гоночной настройке и с полным запасом топлива.
  • Резаный слик — шины типа слик, на протекторе которых вручную, обычно членами конкретной команды, вырезаны канавки для отвода воды. Применяются в ситуации с изменчивой погодой, влажной трассой, лёгким дождём.
  • Ре́нта-дра́йвер — пилот, который сам платит команде за участие в гонках (вместо того, чтобы команда платила пилоту). Как правило, рента-драйверами являются богатые люди, состоявшиеся в автогонках, которые желают попробовать себя в более высоком классе гонок (пускай даже за команду-аутсайдера).
  • Рингер (англ. ringer) — транскриб английского термина, обозначающего гонщика, специализирующегося на дорожных трассах и приглашаемого владельцем машины на этапы НАСКАР на дорожных трассах. Его более высокий, по сравнению с регулярным гонщиком, финиш на таких этапах улучшает позицию данной машины в зачёте владельцев машин.
  • Свободные тренировки — заезды, которые проводятся до квалификации и гонки, позволяющие гонщикам познакомиться с трассой, опробовать машину и подготовить её к гонке.
  • Се́йфти-ка́р (англ. safety car) — автомобиль безопасности. То же, что и пейс-кар.
  • Сли́ки (англ. slicks) — абсолютно гладкие шины, не имеющие ни канавок, ни иных элементов, уменьшающих пятно контакта с трассой. В кольцевых автогонках в большинстве случаев используются именно слики. Форма автомобильных сликов представляет собой гладкий цилиндр и является оптимальной для сцепления с сухой асфальтовой трассой. В дождь и на грунтовых трассах применяются протекторные шины.
  • Слипстри́м (англ. slipstream — буквально «скользкая струя») — езда непосредственно за другим автомобилем, в завихрённой зоне. Сопротивление воздуха уменьшается как для едущего сзади, так и (в меньшей степени) для едущего спереди. Слипстрим — важная часть тактики в гонках по трековым трассам, так как позволяет сэкономить топливо и оттянуть пит-стоп, либо разогнаться и совершить обгон. Недостаток езды в слипстриме — сильная недостаточная поворачиваемость, а также сниженное воздушное охлаждение двигателя для идущего сзади.
  • Спецучасток, специальный участок — участок дороги на дистанции ралли, прохождение которого хронометрируется, с целью определения позиции гонщика в общем зачёте. Спецучасток закрыт для движения любых машин, кроме участвующих в ралли. Также доп.
  • Сплэш-энд-дэш (англ. splash and dash — буквально «плеснул и рванул»), сплэш-энд-гоу — очень короткий пит-стоп, на котором в машину заливается немного топлива (без смены шин). Применяется, если из-за изменившейся стратегии гонщик остался без топлива (чаще всего в трековых гонках).
  • Спо́ттер — в гонках на трековых трассах сидящий на трибуне наблюдатель. Задача споттера — сообщать гонщику путь маневрирования в трафике.
  • Старт с ме́ста (англ. standing start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком (обычно — согласно результатам квалификации). Старт происходит с места и даётся с помощью светофора или иным способом (редко). Также Старт Гран-При.
  • Старт с хо́да (англ. rolling start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком, затем они следуют за пейс-каром в течение круга. Они не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар. Незадолго до окончания круга пейс-кар сворачивает в боксы, а гонщики продолжают ехать без обгонов до конца круга. После пересечения болидом стартовой линии гонка начинается, в частности, даётся разрешение на обгон. Также Инди-старт
  • Ста́ртовая пряма́я — 1) прямой участок трассы от старта и до первого поворота. В кольцевых гонках стартовая прямая совпадает с финишной, и её называют «прямая „старт-финиш“». 2) Некорректное, но распространённое название стартовой черты.
  • Стартовая черта (или стартовая линия, англ. start line) — черта поперёк трассы, с которой даётся старт гонки. Если старт даётся с места, обладатель поул-позиции располагается вплотную к черте. Обычно в кольцевых гонках совпадает с финишной чертой (но есть и исключения, например, Маньи-Кур — там финиш находится позади стартового поля).
  • Ста́ртовое поле (также стартовая решётка, англ. starting grid) — 1) площадка на стартовой прямой, где гонщики выстраиваются перед стартом с места. Порядок мест на стартовом поле (расстановка) определяется по результатам квалификации (реже по результатам предыдущих гонок). Конфигурация стартового поля определяется регламентом различных гоночных серий и техническими возможностями автодрома. Как правило, участники автомобильных гонок выстраиваются в две колонны. При этом обладатель поул-позиции располагается в непосредственной близости от стартовой черты, гонщик, показавший второй результат в квалификации, занимает место с другой стороны трассы, отнесённое на несколько метров назад от первой позиции — и так далее. В некоторых видах автоспорта гонщики располагаются по трое в ряд и/или выстраиваются в шахматном порядке. 2) Документ, публикующийся после квалификации и отражающий расстановку гонщиков на старте. После публикации решётки места на старте фиксируются, и апелляции больше не принимаются; в случае штрафа гонщика смещают на последнее место, а его позиция на старте остаётся вакантной.
  • Стинт (англ. stint) — отрезок гонки, проводимой одной машиной между заездами на пит-лейн для обслуживания (чаще всего дозаправки, то есть длина стинта определяется ёмкостью бака). Также в гонках на выносливость стинтом могут называть отрезок гонки, проходимый одним гонщиком из экипажа одной машины.
  • Стоп-энд-го́у (англ. stop-and-go — «остановись-и-езжай») — штраф, которым гонщик карается за нарушение правил. Пилот заезжает в свои боксы, останавливается там (на время, названное при назначении штрафа — от 0 секунд до нескольких минут) и продолжает движение. Во время остановки с автомобилем нельзя производить никаких работ. В Формуле-1 он накладывается за срезание поворотов, намеренные столкновения и другие грубые нарушения правил. Также называется «Штрафная остановка».
  • Стюарды — то же, что комиссары.
  • Суперспециальный участок, суперспешиал — хронометрируемый участок дороги на дистанции ралли, на правах спецучастка, но имеющий дополнительные особенности с целью повышения зрелищности — он имеет небольшую длину, находится в населённом пункте или других местах, удобных для зрителей, часто допускает параллельное движение двух машин по собственным непересекающимся траекториям.
  • Тест-пилот, третий пилот — гонщик, входящий в состав команды, но не принимающий участия в гонках. Его основной обязанностью является испытание машины на тестовых заездах. Тест-пилотами часто являются молодые гонщики, претендующие на будущий переход в основной состав. «Третий пилот» отличается от обычного тест-пилота тем, что участвует в тренировочных заездах перед гонкой и должен быть готов заменить гонщика основного состава в случае травмы.
  • Тилькедром, жарг. — неофициальный термин, применяемый к автодромам спроектированным Германом Тильке и построенным в конце XX века — начале XXI века. По мнению части болельщиков, характеризуются отсутствием шарма и духа присущих классическим автодромам старой эпохи.
  • Трасса — дорога, на которой проводится гонка. Трасса может быть как на специализированном автодроме, так и на дорогах общего пользования (временная трасса).
  • Трэкшн контроль — электронная система позволяющая предотвращать пробуксовку колёс, а так же занос. Аналогом данной системы на обычных дорожных автомобилях является система ESP.
  • Турбо-лаг, турбо провал — потеря мощности турбированного двигателя на малых оборотах, вызванная техническими особенностями работы нагнетающей турбины.
  • Фи́нишная пряма́я — 1) Прямой участок трассы между последним поворотом и финишем. В кольцевых гонках финишная прямая обычно совпадает со стартовой. 2) Некорректное, но распространённое название финишной черты.
  • Финишная черта — черта поперёк трассы, которую надо пересечь, чтобы закончить круг и/или гонку. Автомобиль считается финишировавшим, когда пересекает черту своей передней частью.
  • Фаст лейн  — (Fast Lane) — Проезжая часть пит-лейна, по которой проезжают болиды с ограниченной скоростью (60—100 км/ч), находится между боксами и пит-волом, отделена жёлтой полосой(иногда красной) на дорожном покрытии. Гонщик, двигающийся по ней, имеет преимущество перед теми, кто находится в боксах и готовится к выезду.
  • Флаги  — при помощи флагов гонщику передаётся необходимая информация.
  • Хет-трик — достижение гонщика, выигравшего квалификацию и гонку, и показавшего в ходе гонки лучшее время круга (ср. большой шлем).
  • Червячки – отвалившиеся с покрышек (зачастую в результате скольжения или пробуксовки) и лежащие на асфальте небольшие кусочки резины.
  • Шикана — последовательность тесных извивающихся поворотов малого радиуса, используемая для намеренного замедления автомобилей.
  • Шпилька — резкий поворот малого радиуса, менее 180 и более 90 градусов, соединяющий две прямые.
  • Эска — связка поворотов в форме латинской буквы S.

Кто такие СПОТТЕРЫ ? SPOTTER кто это? Отвечаем! — 7 Апреля 2008 — Дневник — -=Григорово=

Александр Плюсов
Гл. редактор CPilot.info
Кто такие СПОТТЕРЫ ? SPOTTER кто это? Отвечаем!
Фото: Алекс Плюсов, Sun Beach Bar, Андрей Несветаев

Часто, подъезжая к аэропорту в любой точке мира, Вы можете заметить странных людей, обвешанных видео и фотоаппаратурой, бывает объединенных в небольшие группы, расположившиеся возле взлетного поля. Не волнуйтесь, это не террористы, подыскивающие подходы к самолетам, это – энтузиасты авиации, увлекающиеся странным на первый взгляд делом – фотографированием самолетов. По-другому они известны под именем споттеры (от английского слова “spotter”, что означает «наблюдатель»). Что делают здесь все эти люди? Они всего-лишь фотографируют самолеты. Зачем им это нужно? Об этом мы расспросили одного из споттеров на просторах бывшего СССР, авиационного фотографа из Таллина Андрея Несветаева.

Андрей, скажите, откуда у Вас появилось такое странное увлечение? Почему Вам это интересно?
Авиация была мне интересна всю мою жизнь. Дело в том, что мой отец вот уже 42 года работает в авиации, из них 22 года провёл на лётной работе. Поэтому можно сказать, что тяга к авиации у меня наследственная. А к идее заняться авиационной фотографией меня подтолкнул известный многим сайт Airliners.net — рассматривая фотографии других, захотелось попробовать и свои силы, тем более, что наш аэропорт в этом плане весьма удобен.

Что Вы делаете с Вашими фотографиями? Где их можно посмотреть?
В основном отправляю их на сайт Airliners.net. Иногда некоторые выкладываю на различных авиационных форумах. В перспективе планирую завести собственный сайт для фотографий, но пока это отдалённые планы.
Посмотреть мои фотографии можно в основном на сайте Airliners.net. Немного фотографий есть на сайте Jetphotos.net. Также есть мои фотографии и на сайте MyAviation.net.

Расскажите, пожалуйста, есть-ли какое-нибудь особое место в мире, куда Вы хотели-бы попасть на фотосессию?
Честно говоря, специально об этом никогда не думал. В принципе любое место, связанное с авиацией может быть весьма интересным, будь то аэропорт, авиационный музей или авиасалон.

Если наши читатели захотят заняться споттерством, что Вы можете им посоветовать в техническом и организационном плане?
Ну во-первых, постараться выяснить как к этому относится служба охраны аэропорта. Так как во многих местах фотографирование может быть запрещено и вы по незнанию можете столкнуться с серьёзными неприятностями, даже не находясь непосредственно на территории самого аэропорта. Поэтому лучше заранее знать где и что можно, а что нельзя или можно, но осторожно.
Во-вторых, постараться определиться как вы будете снимать самолёты и соответственно какая фототехника вам нужна — будут ли это самолёты в полёте на взлёте или посадке, или это будут самолёты, стоящие на стоянке. Это важно, если у вас ещё нет фотоаппарата и вы собираетесь его приобретать с намерением заняться споттингом. Если же аппарат у вас уже есть, то сначала стоит попробовать поснимать им.
По собственному опыту скажу — для хороших фотографий совсем не обязательно иметь очень дорогой фотоаппарат. Главное — это желание и умение самого фотографа. Начинать можно с самого обычно аппарата, коих сейчас весьма большой выбор. А по мере приобретения опыта станет ясно какие характеристики (скорость съёмки, величина zoom-а и т.д.) для вас наиболее важны, а соответственно какой фотоаппарат вам необходим. Осмелюсь дать один маленький совет — в споттерском деле ещё никому не помешало наличие хорошего zoom-а.

Вы упомянули, что Вы размещаете Ваши фотографии на сайте Airliners.net. Расскажите, как это происходит? Какие требования предъявляются к фотографиям?
Для того, чтобы отправить фотографию необходимо заполнить специальнцю форму, в которой указывается тип самолёта, его регистрационный номер, место и дата съёмки и т.д. Для облегчения этого процесса существует функция автозаполнения, куда нужно внести лишь регистрационный номер самолёта, а все его данные система занесёт сама. Всё фотографии, отправленные на Airliners.net, просматриваются специальными людьми, так называемыми скринерами (Photo Screeners), которые оценивают фотографии и отбирают самые лучшие, которые и будут выложены на сайте. Отбор этот очень жёсткий — по статистике, приведёной на сайте Airliners.net, принимается лишь каждая четвёртая фотография. Причин для отказа в приёме фотографий довольно много — более точный список с описанием можно найти на самом сайте . Процесс проверки фотографий занимает довольно продолжительное время — сейчас на это может уйти от недели до двух. После этого вам будет выслано письмо с результатами проверки, где будет указано, что ваша фотография была принята или отвергнута. В последнем случае будет указана причина (или несколько причин). Если фотография была отвергнута, то изучив причины и устранив их, можно отправить фотографию по новой, правда это не гарантирует, что фотографию опять не отвергнут.

Удалось-ли Вам продать что-нибудь из Ваших фотографий? Часто-ли Вы сталкиваетесь с неправомерным их использованием?
Пока ещё продавать фотографии не приходилось, хотя разрешение на использование просят довольно часто. Обычно я позволяю использовать свои фотографии бесплатно, только прошу, чтобы меня указывали как автора фотографий. Пока с серьёзными случаями неправомерного использования сталкиваться не приходилось или они мне просто не попадались. Знаю, что некоторые мои фотографии используются в качестве так называемых аватаров несколькими людьми на авиационных форумах (в частности на форуме сайта www.avsim.ru). Хочу заметить, что сильно бросается в глаза различное отношение людей из разных стран к использованию фотографий: я довольно часто получаю письма с запросом разрешить использовать мои фотографии из Европы и Америки, но никогда не получал подобных писем из стран бывшего СССР, хотя, как я уже сказал, фотографии используются. Надеюсь, что эта ситуация со временем изменится.

Каким оборудованием Вы пользуетесь? Почему Вы остановили Ваш выбор именно на этом оборудовании?
Сейчас я снимаю фотоаппаратом Olympus C-765. А первый год я снимал совсем простеньким Olympus C-360.
При первоначальном выборе фотоаппарата главным критерием являлась цена, так как это был мой первый цифровой аппарат и я ещё слабо разбирался в его характеристиках. По прошествии года я понял, что мне нужен фотоаппарат с мощным зумом. Поэтому мной и был выбран Olympus C-765. В перспективе планирую перейти на цифрозеркальную технику, однако это требует довольно больших затрат.

Расскажите о сообществах споттеров, говорящих на русском языке. Где с ними можно пообщаться?
Как такового организованного сообщества рускоязычных споттеров пока нет. Довольно многие из нас являются участниками авиационного форума aviaforum.ru.

Какую из Ваших фотографий Вы считаете наиболее интересной? Вы можете ее нам показать и рассказать о том, в каких условиях она была сделана?
Довольно сложно назвать какую-то одну фотографию. Все они для меня интересны и все ценны.
Наиболее любимые наверное эти:


Ан-124-100 “Руслан”, снятый ночью с открытым носовым люком, готовый к погрузке.
Ночью снимать вообще очень сложно, а сделать хороший снимок такого необычного самолёта особенно.


Ан-72, набирающий высоту после взлёта. Фотография была сделана без особой надежды на успех, однако получилась много лучше ожидаемого.


Junkers Ju-52. Настоящий летающий раритет. Возможность снять такой самолёт бывает очень редко.
В день его прилёта весь день лил дождь, поэтому пока я снимал его, то промок насквозь и в итоге неделю ходил простуженным.


Ту-204-100С, на закате перед запуском двигателей. Мне очень нравится Ту-204 и я был рад сделать отличную фотографию этого красивого самолёта.


ВМ-Т “Атлант” с грузом на спине. Эта фотография была сделана на авиасалоне МАКС 2005.
Мне впервые довелось вживую увидеть этот сколь необычный, столь и прекрасный самолёт, и уйти от него, не сделав хорошего снимка, я просто не мог.
Теперь, когда нам стало более-менее ясно, кто-же такие споттеры и чем они занимаются, хотелось-бы рассказать о наиболее интересных местах для споттинга, наиболее эффектных фотографиях.

Одним из самых известных мест для любителей самолетов является аэропорт Принцессы Джулианы острова Сан Маартен (St. Maarten (код ИКАО TNCM)), расположенный на острове Сан Маартен, Голландской части Антийских островов. Полоса аэропорта коротковата для крупных лайнеров (ее длина составляет 2130 метров), но другой полосы на острове просто нет. Именно поэтому туда совершают полеты крупные авиалайнеры многих ведущих авиакомпаний мира. Взлетно-посадочная полоса на острове начинается буквально в ста метрах от кромки воды и самолеты заходят на посадку в нескольких метрах над головами отдыхающих на пляже. Это может показаться сомнительным удовольствием – громыхающие многотонные машины, проносящиеся буквально в метрах над Вашей головой, но энтузиастов это обычно приводит в неописуемый восторг. Дополнительную остроту ощущениям придает знание, что аэропорт не оборудован системой автоматической посадки, поэтому самолеты заходят на посадку под ручным управлением. Жители острова давно поняли, что это скорее привлекает туристов, чем отпугивает их, поэтому уже не скрывают, что самолеты летают так близко с пляжем и отелями, а наоборот – используют это в своей рекламе. Например, расположенный рядом с аэропортом Sun Beach Bar (topless women drink free с удовольствием предлагает уникальные кадры, снятые непосредственно из бара.

Неудивительно, что такое потрясающее место привлекает споттеров со всего мира. Следуя по этой ссылке Вы сможете посмотреть множество фотографий Сан Маартена.

Другим интересным местом для споттеров был закрытый ныне международный аэропорт Гонг-Конга Kai Tak International (HKG / VHHH). Он интересен тем, что точка наблюдения располагается значительно выше, чем взлетно-посадочная полоса, что дает потрясающий вид на взлетающие и совершающие посадку самолеты. Еще одной характерной чертой этого аэропорта является то, что самолеты совершали маневры непосредственно над городскими кварталами. Это и явилось одной из причин, по которой аэропорт был закрыт.



Airliners.net Photo ID 0076911:



Click photo for large version!


Airliners.net Photo ID 0993174:



Click photo for large version!


Airliners.net Photo ID 0149179:



Click photo for large version!

Наиболее привлекательными для фотографов являются горные аэропорты и аэродромы. Один из них — аэропорт австрийского города Иннсбрук. Это высокогорный порт, который тем не менее принимает крупные авиалайнеры. При заходе на посадку пассажиры получают ни с чем несравнимые ощущения, когда авиалайнер лавирует по долине между высоких гор.



Airliners.net Photo ID 1006210:



Click photo for large version!


Airliners.net Photo ID 0709725:



Click photo for large version!


Airliners.net Photo ID 0517107:



Click photo for large version!

Единственным в своем роде остается небольшой аэропорт во французском Куршевеле. Его переломанная наполовину полоса хорошо известна пилотам всего мира. Сюда не летают большие авиалайнеры, но легкие самолеты здесь частые гости.



Airliners.net Photo ID 0808682:



Click photo for large version!


Airliners.net Photo ID 0662827:



Click photo for large version!


Airliners.net Photo ID 0143885:



Click photo for large version!

На сайт Airliners размещают фотографии тысячи фотографов. Среди них есть и признанные мэтры, которые занимаются споттингом много лет, часто перемещаются по миру в поисках лучших точек съемки и эффектных кадров. Среди таких мэтров хочется выделить Sam Chui. Вот несколько фотографий Мастера:

Эти и другие фотографии, сделанные споттерами всего мира, Вы можете найти на специализированных сайтах, посвященных авиафотографии. Самым крупным из них является сайт Airliners.net, который имеет заслуженную репутацию сайта, предоставляющего самые интересные и качественные фотографии. Совместно с Airliners.net той-же командой открыт сайт MyAviation.net, который принимает практически все фото на авиационную тематику. Интересную коллекцию имеет сайт Jetphotos.net, основанный Крисом Килроем (Chris Kilroy). “Мы не те люди, которые верят, что они должны иметь собственную камеру ценой в $5000, быть профессиональным фотографом, чтобы их фотографии были приняты на онлайн базы данных, посвященные авиафотографии” — говорит Крис в своем обращении к посетителям. Среди российских фоторесурсов хочу отметить сайт Aviaphoto.ru созданный Игнатием Савранским в 2000 году. Любителям видео на авиационную тематику можно порекомендовать сайт flightlevel350.com, на котором собрана великолепная коллекция.

Желающим немного повеселиться, можно предложить сайт с модифицированными авиафотографиями, эдакий псевдо-клон Airliners.net. На этом сайте Вы сможете найти чудные экземпляры летающей техники, никогда не существовавшей в природе и вышедшей из глубин подсознания специалистов по манипулированию изображениями.

Что значит Споттинг? Кого называют Споттерами? Перевод Споттинг…

что значит Споттинг?Мало кто из городских жителей, смотрит в небо, в основном большинство из нас озабочены мелкими проблемами и делами, и больше ни о чём не хотят думать. Однако существуют граждане, которые сделали своим увлечением именно небо, а точнее наблюдениями за всеми небесными явлениями, хотя самолёты являются их единственной и настоящей целью. Этот вид хобби называют — споттинг. Что значит Споттинг? Прежде чем продолжить, рекомендую познакомиться с ещё несколькими популярными новостями, например, что такое Оксюморон, что значит Обломовщина, как понять выражение Новый Год? Этот термин был заимствован из английского языка «Spot«, и переводится, как «пятно», «точка в пространстве», «объект», «опознать», «увидеть». Тех особей, который днями и ночами пялятся в небо называют «умным» словом — споттеры. Что значит Споттеры? Это явление достаточно массовое, но не в России, обычно этим «развлекаются» граждане западных стран, которым нечем заняться и по сути некуда податься. У них есть телескоп, мощный фотоаппарат и множество свободного времени.

Споттинг — это особый вид увлечения, который характеризуется ведением реестра пролетающих самолётов, сопровождающийся их фотографированием


Вообще споттинг это весьма скучное и ленивое времяпровождение, которое по душе толстякам и фрикам. Хотя многие граждане уверяют, что «плейн споттинг» обозначает только фотографирование летательных аппаратов, но это совсем не так. Некоторые споттеры старой закалки приходят на место лишь с подзорной трубой и чистым блокнотом для записей, в него они вносят информацию, какой самолёт и в какое время отправился в полёт.

Однако большинство споттеров предпочитают приобрести дорогой фотоаппарат, отправиться к аэродрому и найти место с отличным видом на аэродром и оставаться на нём несколько часов, некоторые торчат там все выходные ожидая прилёта необычного или редкого воздушного судна. А увидев подобное «чудо» наделать множество никому не нужных унылых фотографий и запостить их в своей социальной сети, чтобы такие же фанаты обзавидовались.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о