Выбор споттера: плюсы и минусы
23.05.2016В каждом кузовном цеху автосервиса, как правило, есть споттер — это сварочный аппарат контактной сварки для выправления вмятин. Обращаясь к истории авторемонта, невероятно представить, как раньше обходились без споттера, работая обычным молотком и поддержками. Появление споттера значительно облегчило работу жестянщика. Выправление стальных деталей кузова стало проще и быстрее, нет необходимости в полной разборке детали, появилась возможность быстрой выправки без доступа к обратной стороне.
Как работает споттер?
Принцип работы споттера прост: благодаря наличию электрического сопротивления в месте контакта с деталью при пропускании тока в момент замыкания цепи происходит сильный разогрев и приваривание электрода из более мягкой стали к ремонтируемой детали. Далее, с помощью обратного молотка устраняют вмятину, и в заключении аккуратно отламывают электрод от точки сварки. При необходимости процедуру повторяют. Всё просто и понятно при условии, если аппарат корректно настроен, и правильно подобраны расходные электроды.
Что здесь важно?
Электрод в точке ремонта должен быть слегка зафиксирован путем приваривания и ни в коем случае не должен ввариваться или прожигать отверстие. Электрод не должен отрываться от удара обратного молотка, но при этом должен легко отламываться в любой момент. Сила тока и длительность импульса сварки рассчитываются в зависимости от толщины стальной детали и формы электрода. Сочетание этих величин (A+t) позволяет легко, качественно и быстро выполнять сложные операции без переделок. Неправильный выбор одной из этих величин приводит к порче детали, увеличению времени и материальных ресурсов на исправление испорченного. Но иногда отдельные производители дешёвых споттеров искажают эти параметры, указывая завышенные значения (например, для трансформатора, а не для электрода). При недостаточной мощности споттера производителям ничего не остаётся, как увеличить продолжительность импульса, тем самым перегревая точку прихвата электрода.
Ещё чаще производители предлагают пользователю самому настраивать силу тока и продолжительность импульса, полагаясь на прочтение им инструкций и схем, прилагаемых к споттеру. Но, как известно, к инструкции прибегают в самый последний момент, если она вообще имеется и понятно написана.
Можно ли сделать удобный споттер с интуитивно понятным управлением, при котором отсутствие под рукой инструкции будет не так критично?
Вот что для современного споттера важнее всего:
- Небольшой вес и габариты, которые дадут необходимую манёвренность в загруженном цеху
- Достаточная мощность и КПД, возможность подключения к однофазной сети 220В 16А, подключение к стандартным розеткам автомастерской или гаража
- Простой и понятный дисплей управления, исключающий ошибки оператора при настройке программ для разных электродов
Что можно предложить?
Споттер HAMMER TT производится в Европе. Масса аппарата – не более 14 кг, а размеры не превышают размеры футбольного мяча. Благодаря полностью медной электропроводке, включая трансформатор, и качественному медному стержню обратного молотка удалось достичь максимального КПД при энергопотреблении 2,3 кВт.
HAMMER TT создан для профессионального применения в промышленных условиях и позволяет ремонтировать стальные детали кузова любой сложности. Выбор инструмента осуществляется единственным поворотным регулятором на панели управления, что значительно сокращает время и исключает ошибки, связанные с настройкой длительности импульса.
Споттер используется в автомастерских для ремонта кузова, где облицовочный металл в среднем имеет толщину: 0,6 — 0,8 – 1,0 мм. Учитывая эти значения, стало возможным создать аппарат, автоматически вычисляющий параметры сварки. Остаётся выбрать необходимый инструмент с помощью поворотного регулятора. «Синергия» значительно ускоряет и упрощает работу, исключая ошибки.
Часто задаваемый вопрос: «Хватит ли споттеру мощности для выправки порогов и стоек». Ответ: «Да, если электроды использовать по назначению». Разве выправляющие аксессуары нужно сильно вваривать? Есть специальные кольца и приспособления для увеличения усилия вытяжки до 4 тонн, которые помогут минимизировать повреждения от сварки.
Мощности аппарата достаточно для приваривания треугольников и колец током 800 – 1000 А, волнистой проволоки — 1000 – 1200 А, медным электродом – 1400 А, разогреть поверхность графитовым электродом током 2200 А и осадить выпуклости после приваривания треугольника.
Споттер не может выполнять сварку клещами, так как для сварки современных сталей требуются токи 9000 – 13000 А, которые может обеспечить только инверторный блок, а это уже совсем другие сварочные аппараты с иными технологиями.
105 фото надежных моделей современных приборов
Точечная сварка является популярным способом мелкого ремонта кузова автомобилей. Все чаще ее можно встретить в сервисных центрах и станциях технического обслуживания. Для осуществления процесса используют специальное оборудование – сварочный споттер или просто спот.
Это компактное и эффективное устройство, предназначенное для выравнивания металлических поверхностей и придания им первоначальной геометрии. С его помощью можно быстро и легко отрихтовать крылья, крышу, капот и другие части автомобиля.
Краткое содержимое статьи:
Устройство и принцип действия
Споттер состоит из сварочного аппарата, работающего по методу контактной сварки на постоянном или переменном токе. На лицевой части корпуса размещена панель с регуляторами режимов сварки: силой тока, мощности.
От устройства отходит 2 провода – заземление (масса) и кабель-канал со сварочным пистолетом, на конце которого можно закрепить обратный молоток, электроды, крюк и другие насадки.
Внешний вид прибора показан на фото споттеров в нашей галерее.
Работа агрегата достаточно проста: на кузове устанавливают кабель «масса», предварительно извлекая аккумулятор из автомобиля, а пистолет с насадкой (электродом) подносят к ремонтируемому участку. Нажатием курка замыкают электрическую цепь и подают ток.
Точка контакта пистолета и кузова начинает разогреваться до температуры, достаточной для фиксации ремонтируемого металла с электродом, но исключающей сквозной прожог и перегрев всей конструкции. Так происходит сварка споттером.
Далее в дело вступает обратный молоток, который вытягивает и распрямляет рельеф металла. После чего удаляют приваренную накладку.
Виды, модели современных спотов
Встречается 2 вида споттеров:
- трансформаторный – нетребовательный в уходе аппарат, который можно собрать самостоятельно;
- инвенторный – изготавливается специализированными заводами, имеет несколько режимов работы и температурные датчики.
В соответствии со своими габаритами устройства подразделяются на мобильные, которые можно вручную переносить из одного места в другое, и профессиональные споты в виде больших агрегатов на колесиках для каждодневного использования в мастерской.
Споттеры могут работать как от однофазной сети в 220 В, так и от двухфазной в 380 В. В первом случае приборы экономичны, не перегружают сеть и стоят дешевле. Но они не позволят соединять детали толщиной свыше 0,8 мм. Есть ограничения и по видам сталей. Более мощный трансформатор установлен в споттеры, работающие от сети 380 В.
Еще один критерий выбора устройства – изготовитель. Положительные отзывы, в которых отмечено высокое качество продукции, оставляют владельцы споттеров Garwin (Германия) и Telwin (Италия).
Как работать споттером
Для того, чтобы освоить данную разновидность контактной сварки, не надо заканчивать курсы или какие-либо учебные заведения.
Достаточно внимательно ознакомится с инструкцией для работы споттером, которую приводит каждый производитель оборудования. Рассмотрим пример использования устройства для рихтовки кузова автомобиля.
Основные этапы:
- Деформированная поверхность зачищается в месте непосредственной приварки шайбы от краски и загрязнений.
- К ремонтируемому изделию подсоединяется заземление.
- На изделие приваривают технологический элемент – накладку (шайбу, шпильку, спираль).
- С помощью обратного или инерционного молотка, зацепившись за накладку, поверхность правят.
- После выправления накладку аккуратно убирают вращательными движениями.
- Место сварки зачищается абразивным инструментом.
Как сделать споттер самостоятельно
Для тех, кто не желает тратить бюджет на новенький магазинный аппарат есть выход – сделать споттер своими руками.
Самодельные споттеры выполняют свои функции не хуже заводских аналогов при условии грамотного процесса сборки. Они собираются на базе сварочного аппарата с трансформатором.
Для этого понадобится ряд комплектующих:
- трансформатор для создания тока и питания всей электрической цепи;
- диоды и диодный мост;
- тиристор типа Т132-50 или ПТЛ-50;
- переменный резистор;
- кнопка управления.
Для споттера требуется выходная величина тока 1500 А. Многие устройства от сварочных аппаратов уже выдают такое число.
Но если сила тока меньше, то с трансформатором придется немного повозиться:
Со старой техники с помощью зубила или стамески снимается вторичная обмотка. Производится расчет количества витков, приходящихся на единицу напряжения.
Для этого первичная обмотка оборачивается медной жилой и замеряется вольтаж. Его отношение к числу витков дает искомую величину.
Из вторички изготавливают шину на 6 В и сечением 160 мм2. При меньшем размере шина делится на куски, соединяемые тканевыми изолентами, так, чтобы выдержать нужное сечение. Изготавливают пару шин с изоляционной обмоткой: слой изоленты чередуют со скотчем.
Полученные шины монтируют на трансформатор, они должны лечь ровно. Замеряется мощность: если она достаточна, то прибор почти закончен. При отрицательном результате следует изменить подключение проводов к первичному слою
Пистолет споттера получают из сварочного или используют корпус от неработающей дрели. К нему приделывают детали для крепления электродов, внутри устанавливают ось из латуни.
За базу для изготовления споттера можно брать не только трансформатор от сварочного аппарата, но и от микроволновой печи.
Фото споттера
Также рекомендуем посетить:
Обзор лучших производителей споттеров для кузовного ремонта
Для того чтобы отрихтовать деформированную поверхность автомобиля, не прибегая к полному ремонту, используют споттер для кузовного ремонта. Принцип его работы основан на сварке сопротивлением, в процессе которой в месте контакта выделяется большое количество тепла. Аппарат сваривает детали в строго установленном месте, а выравнивание поверхности происходит за счёт обратного молотка.
При помощи этих высокотехнологичных приспособлений сваривают нержавеющую сталь, чёрные металлы, алюминий. Рихтовку споттером применяют на авторемонтных предприятиях, СТО, и автолюбители, которые выполняют кузовной ремонт самостоятельно.
Эти аппараты стоят недёшево, и поэтому многие автовладельцы предпочитают аппарат б/у. Прежде чем выбрать споттер той или иной марки, новый или б/у, следует подробнее рассмотреть особенности аппаратов разных брендов.
Лучшие аппараты, произведённые в Германии
Хорошо знаком специалистам немецкий инструмент Holex, выпускаемый компанией Хоффман. Аппаратами для точечной сварки и рихтовки кузовных конструкций автомобилей марки Holex пользуются на авторемонтных предприятиях во всём мире. Спотеры для рихтовки Holex – это качественные и надёжные многофункциональные устройства, имеющие отличную комплектацию и микропроцессорный контроль. Holex обладает разными функциями точечной сварки, в том числе и элементов из нержавейки.
Аппараты WDK – профессиональные мобильные электрические рихтовщики, простые в настройке и работе. Модель WDK 7000 предназначена для рихтовки и точечной сварки. На рынке оборудования для ремонта авто агрегат предлагается в двух вариациях:
- 220 В – идеально подходит для выпрямления металлических поверхностей;
- 380 В – универсальный вариант, применяется и для выравнивания неровностей, и для одностороннего точечного сваривания и пайки угольным электродом.
Элементы управления WDK 7000 выполнены из качественного пластика. Аппарат защищён от перегрева, оснащён системой автоматического охлаждения, оборудован пистолетом с кнопкой «Пуск». Время, в течении которого происходит работа сварки, контролируется как в ручном, так и в автоматическом режиме. WDK 7000 имеет плавную регулировку времени работы сварки и сварочного тока.
Немецкие аппараты наделены традиционно отличным качеством. Они прочны, изготовлены из износостойких материалов. Аппараты новые и б/у производства Германии прослужат долго и надёжно.
Продукция французской компании Gys
Хорошо известны и востребованы на отечественном рынке оборудования для ремонта транспортных средств приборы французской компании Gys, которая давно и успешно выпускает рихтовочные аппараты. Линейка продукции этой компании постоянно обновляется. Современные инструменты споттер Gyspot 2600, 3902 имеют несколько функций и используется для:
- сварки звёзд, колец;
- стягивания вмятин небольшого размера;
- отделочных работ;
- сварки волнистой проволоки для выпрямления части округлой формы.
Аппараты Gyspot 2600, 3902 служат в качестве идеального инструмента для выравнивания стали небольшой толщины. Их удобно использовать при вытяжке поверхности и правки дефектов капота, дверей, крыши авто. Аппарат 3902, как и прочие современные модификации Gyspot, прост в использовании.
Генерация сварочной точки происходит автоматически при контакте инструмента и поверхности. В ассортименте Gyspot есть также споттер по алюминию, который правит алюминиевые части кузова авто. Его легко применять даже новичкам, так как работает аппарат автоматически при помощи пистолета.
Споттер по алюминию варит болты M4, которые дают возможность, при умелом использовании, без разборки и не снимая обивку салона удалять выпуклости и вмятины. Это значительно экономит время, необходимое для ремонта авто.
Лидер среди китайских производителей споттеров
Исключительно для ремонта авто разработано и выпускается оборудование Solary. Различные модели инструментов для рихтовки транспортных средств выпускает эта китайская компания, одна из лидирующих на азиатском рынке. Продукция этой компании стоит дешевле французских и немецких брендов и при этом достаточно качественна и надёжна.
Для выравнивания повреждённых поверхностей с ограниченным доступом с внутренней стороны используется Solary – споттер для кузовного ремонта. Модель Solary A6 имеет два режима:
- с постоянным включением, которое используется, когда ведётся работа углеродным электродом;
- с регулируемым по времени кратковременным включением, применяется при приварке ремонтных шайб и металлического электрода.
Инструментом модели Solary A6 очень просто пользоваться благодаря его конструкции. Приварка шайб и точечная сварка металлическим электродом позволяет вытягивать поверхность, а прогрев углеродным электродом осуществляет осадку металла. Также, споттер применяется для наложения заплат на повреждённые участки кузова.
Solary A6 оборудован термодатчиком, что позволяет ему не перегреваться при работе. Благодаря этому качеству продлевается и срок эксплуатации инструмента.
Прочие известные бренды
Широко востребован споттер Deca, удобный в эксплуатации современный аппарат итальянского производства. Он имеет инновационный микропроцессор, позволяющий автоматически настраивать параметры сварки по толщине металла и в зависимости от рабочего инструмента. Автоматически происходит настройка размера и напора сварочного тока, время работы. Инструмент оснащён дисплеем, на котором отображается сила сварочного тока.
Все установленные параметры можно сохранить при помощи специальной кнопки. Компенсатор неровностей гарантирует, что работа будет проделана качественно и с высокой производительностью. Популярный на отечественном рынке споттер Пилот МТ для полноценной работы должен иметь оптимальный набор комплектующих, который состоит из:- зажима массового;
- пуллера МТ с гладким штоком и тремя опорами;
- МФУ комплекта;
- кабеля удлинительного, проволоки;
- рычага усиленного;
- массы и шайб приварных;
- обратного молотка.
На рынке оборудования по ремонту авто появился универсальный комплект для переделки дорогостоящих импортных споттеров для работы с пуллером Пилот МТ. Он состоит из кабеля длиной два с половиной метра с закреплённой на нём кнопкой «Пуск» и пуллера МТ с тремя опорами.
Если вы хотите выбрать пуллер МТ с гладким штоком и обратным молотком, то помните, что он стоит немного дороже.
Широко используются для контактной точечной сварки и рихтовки кузова авто споттеры производства украинской компании «Темп». Аппараты «Темп» 2800 доступны по цене и имеют такой набор функций:
- регулировку длительности периода работы от 0,1 до 1,3 сек.;
- датчик длительности рабочего цикла;
- автоматический выключатель.
Помимо этого, «Темп» 2800 имеет регулировку силы выходного тока. Аппарат используется для приварки шайб, проволоки «змейка», шпилек. При помощи инерционного молотка устраняются вмятины на кузове транспортного средства. А также, «Темп» 2800 применяется для разогрева и отжига металла угольным электродом.
ПредыдущаяОборудованиеОбласть применения и виды гидравлики для кузовного ремонта
СледующаяОборудованиеСборка аэрографа своими руками из подручных материалов
Споттер для кузовного ремонта авто. Виды, обзор и методика работы инструмента.
Споттер – это оборудование, предназначенное для кузовного ремонта автомобиля за счет использования технологии точечной сварки. Такой аппарат позволяет выравнивать вмятины и прочие кузовные повреждения с внешней стороны без необходимости разреза металлической конструкции кузова или отдельной детали авто.
Технология, которая используется в споттере – это сварка сопротивлением. Все управление оборудованием происходит с помощью микропроцессора, к которому подключена панель с регуляторами настроек.
Если говорить простыми словами, то споттер для кузовного ремонта – это один из подвидов сварочных аппаратов. Основное его отличие от классической сварки заключается в том, что импульс сварочного тока формируется за счёт разряда конденсатора большой ёмкости и действует в течение очень короткого промежутка времени, настолько короткого, что даже краска с обратной стороны не успевает обгореть.
Для чего нужен споттер? С помощью данного устройства вытягивают двери авто, крышу, бампера и прочие кузовные элементы, и при этом, не тратя время на их снятие, разборку и выравнивание с обратной стороны. В любой автомастерской, которая занимается кузовными работами без качественного спотта не обойтись. Такой аппарат ускоряет ремонтные работы.
Настройки, которые присутствуют на корпусе споттера, задаются исходя из следующих параметров:
- толщины металла детали.
- тип насадки.
- временного интервала проведения работ.
- мощности.
Из дополнительных приспособлений, которые используются вместе со споттером, выделяют:
- струбцины.
- точечные крепежи споттера.
- электроды.
- приспособления для удаления вмятин.
- элементы для вытягивания ребер.
- насадки в виде полумесяцев и шпилек.
Применяя данный аппарат, вы сохраните заводские швы, и при этом результат будет высокого качества.
Классификация оборудования
Содержание статьи
Споттеры разделяют на два типа:
- инверторные.
- трансформаторные.
От направленности ремонта такое сварочное оборудование разделяют на несколько категорий:
- для рихтовки кузова и отдельных деталей автомобиля. Это компактный ручной инструмент, в комплекте с которым поставляется обратный молоток и набор насадок.
- для контактной сварки кузовных панелей с использованием клещей. В эту группу включают маломощные споттеры которые направлены на контактное точечное сваривание.
В зависимости от рабочего напряжения данные аппараты разделяются на подключение к:
Работают они примерно одинаково, но некоторые мастера говорят, что более качественные швы получаются именно от споттеров подключенных к 380В.
В основной комплект поставки такого оборудования входят:
- крепежные элементы. Петли, волнистая проволока и прочее.
- обратный молоток.
- клещи пневматического типа.
Все дополнительные комплектующие, для осуществления сложного кузовного ремонта, можно найти в любом интернет магазине профильного направления. Старайтесь не экономить на оборудовании, ведь от качества его изготовления зависит и тот уровень работ, который вы будете предлагать клиенту.
Как работать со споттером?
Вы вполне можете проводить ремонтные работы с помощью споттера своими руками, нужно лишь изучить теорию и немного попрактиковаться на тестовых поверхностях.
Алгоритм работы тут будет следующий:
- Зачистка обрабатываемой поверхности. Вам нужно с помощью шлифовальной машинки и наждачной бумаги снять слой ЛКП с поврежденного участка кузова, где вы будете приваривать шайбы для вытягивания вмятин.
- К детали, которую ремонтируем, подключаем заземление. Важно! Если вы будете выравнивать деталь прямо на кузове авто, без снятия, то обязательно снимите клеммы аккумулятора, чтобы избежать замыкания электроники.
- Используя споттер, в местах вмятин и повреждений привариваем крепежные элементы, за которые в итоге будем тянуть металл, к его исходной форме. К таким крепежным элементам относят: шайбы, шпильки, треугольники, «змейки».
- Применяя обратный молоток, который обычно поставляется в комплекте со споттером, вытягиваем поврежденные участки кузова. Помимо обратного молотка можно использовать цепи, тросы, стапель, лом и прочие приспособления, с помощью которых можно тянуть металл.
- После выравнивания снимаем крепежные элементы путем их выкручивания.
- Зачищаем место сварки и приступаем к этапу обезжиривания и шпаклевания поверхности детали.
На этом ремонтные кузовные работы завершены, и далее уже будет идти этап нанесения нового ЛКП.
Видео примеры работы с таким оборудованием.
Как выбрать споттер для кузовного ремонта?
На рынке сейчас много предложений, есть как известные и дорогие производители, так и более дешевый ценовой сегмент. Широко развит и рынок б/у споттеров.
На данный момент можно выделить несколько основных торговых марок:
- Споттеры Holex, которые производятся немецкой компанией Хоффман. Это качественное оборудование, которым пользуются авторитетные автомастерские.
- Французский производитель Gys. Пример их аппаратов Gyspot, которые используются для сварки звезд и колец, вытягивания небольших вмятин, сварки волнистой проволокой для рихтовки округлых поверхностей.
- Китайские споттеры марки Solary. Невысокая цена и оптимальное качество, делают это оборудование очень востребованным на рынке среди новичков.
- Итальянское оборудование фирмы Deca. Имеет встроенный микропроцессор, который позволяет осуществлять автоматические настройки в различных условиях работы, напрмиер от толщины металла.
- Украинские споттеры «Темп». Доступная цена и неплохая комплектация.
А каким споттером пользуетесь вы? Напишите марку и краткий отзыв о работе с данным оборудованием. Заранее спасибо за ответ. Такой совет будет полезным для начинающих мастеров.
Как выбрать споттер для автосервиса
• КАТАЛОГ ОБОРУДОВАНИЯ •
Подождите несколько секунд, документы формируются
Точечная сварка широко применяется при изготовлении автомобилей для соединения деталей, а также в кузовном ремонте. Поэтому споттер, представляющий собой прибор для точечной сварки, является необходимым оборудованием для автосервиса.
Правильно выбранный агрегат позволит обеспечить нужную производительность и комфорт мастера при выполнении ремонтных работ. Современный рынок представляет большое разнообразие аппаратов для точечной сварки, которые предполагают широкие функциональные возможности оборудования.
Перед тем, как сделать выбор в пользу какого-либо устройства, необходимо изучить принцип действия и основные отличия доступных приборов.
Принцип работы споттера
Точечное воздействие споттером приводит к сильному нагреванию обрабатываемой поверхности, после чего на нее можно воздействовать вытягивающими или сокращающими усилиями. Нагревание происходит за счет роста электрического сопротивления в металле, который происходит при контакте устройства с поверхностью детали в момент подачи тока.
В процессе ремонтных работ мастер приваривает электрод к детали, после чего в ход идет обратный молоток для исправления геометрии поврежденных участков автомобиля. После завершения ремонта электрод отламывается, а поверхность кузова шлифуется и окрашивается. Такой вариант кузовного ремонта эффективен при небольшой площади вмятин, так как позволяет экономить на покупке новых деталей.
На что обратить внимание при работе со споттером
В ходе выполнения восстановительных работ мастеру необходимо обеспечить надежную фиксацию электрода на поверхности детали. При этом электрод должен быть именно приварен, а не утоплен в поверхность, чтобы по завершении ремонта его можно было легко отломить.
Найти баланс помогает тонкий расчет, учитывающий силу тока и продолжительность его воздействия на поверхность, что во многом определяется параметрами споттера. Правильный выбор оборудования позволяет исключить вариант совершения ошибок при выполнении восстановительных работ и увеличения затрат для устранения последствий (прожига обшивки).
Таким образом, при выборе споттера следует учитывать следующие критерии:
- Показатели мощности и КПД, совместимость с однофазными и трехфазными сетями (220 В и 380 В)
- Вес и габаритные размеры, определяющие удобство манипулирования устройством на ограниченном пространстве
- Понятный интерфейс для настройки мощности при работе с разными типами электродов
- Приемлемая стоимость.
Типы споттеров и их характеристики
Основным отличием споттеров, предлагаемых автосервисам, заключается в параметрах мощности, что в свою очередь определяет условия эксплуатации оборудования и его возможности в устранении тех или иных повреждений кузова.
Маломощные споттеры предназначены для работы в однофазных сетях со стандартным напряжением в 220 В. Они подходят для любой розетки, не создают чрезмерной нагрузки на сеть, доступны по стоимости, просты в использовании. Такие виды точечной сварки позволяют охватить стандартные сплавы металлов толщиной до 0,8 мм, однако некоторые виды стали ей недоступны.
Споттеры, работающие в трехфазных сетях 380 В, обладают большой мощностью, что сказывается на их стоимости, уровне энергопотребления, функциональных свойствах. Такие устройства предполагают более мощный трансформатор, а также клещи. Трехфазные споттеры востребованы среди профессионалов, поскольку позволяют получить высокую производительность за счет быстрого разогрева поверхности.
Возврат к списку
что это такое, как работать аппаратом и рейтинг устройств
Споттер – это один из наиболее современных и технологичных инструментов, ориентированных на точечную сварку. Основное его назначение – кузовной ремонт, восстановление металлических элементов транспортных единиц.
Принцип действия идентичен остальным сварочным аппаратам, он заключается в том, что он выделяет тепловую энергию в точке, где контактируют между собой свариваемые материалы. Выделяется энергия при прохождении электрического тока.
Споттер позволяет вести работу со всеми кузовными деталями, но наиболее эффективен он при манипуляциях с объемными элементами, доступ к обратной стороне которых затруднен. Преимущество устройства в данном случае сводится к тому, что материал можно выправить без демонтажа.
В такой ситуации используется методика вытягивания. На дефектной плоскости фиксируется крепеж, благодаря которому и удается вытянуть вмятину.
Средняя толщина металла кузовных панелей составляет полтора миллиметра, а потому с реализацией данной технологии никаких проблем не возникает.
Конструктивные особенности и рабочие параметры
Итак, споттер. Что это такое? Разберемся более подробно.
Устройство сформировано следующими модулями:
- аппарат, благодаря которому ведется контактная сварка;
- заземляющий кабель;
- кабель подачи тока, на конце которого закреплен сварочный пистолет – основной рабочий элемент.
Пистолет может оснащаться насадками различных типов, которые подбираются в зависимости от того, какие именно операции предстоит выполнить.
На фронтальной панели сварочного аппарата располагаются органы управления, благодаря которым удается корректировать мощность, силу тока.
Наиболее современные модификации оснащаются жидкокристаллическими дисплеями, позволяющими видеть текущие рабочие показатели, держать весь процесс под контролем.
Основные разновидности
Устройства представлены следующими категориями:
1. Инверторные.
Данное оборудование оснащено преобразователями, благодаря которым они функционируют вне зависимости от напряжения. Это упрощает работу, а также расширяет список задач, доступных для реализации.
Аппараты компактны, позволяют вести сварку с высокой точностью и скоростью, сила тока остается стабильной на протяжении всего процесса.
2. Трансформаторные. Такие споттеры подключаются к сетям переменного тока, они дешевле инверторных аналогов, их функций вполне достаточно для того, чтобы выполнять простые операции.
Наиболее функциональными моделями данной категории считаются трехфазные приборы, что объясняется повышенной мощностью. Главный недостаток трансформаторной техники заключается в том, что она не подходит для работы с металлом, покрытым слоем цинка.
Допускается классификация и по материалам, с которым ведутся операции:
3. Споттер по стали. Наиболее распространенное устройство, позволяющее проводить операции со стальными кузовными элементами.
4. Модели, ориентированные на работу с алюминием. Данный металл обладает совершенно другими характеристиками, в сравнении со сталью, а потому работать с ним необходимо соответствующими приборами.
Смотрите полезное видео, что такое споттер и работы с помощью него:
Особенности работы
Теперь разберемся, как работать споттером, на какие моменты обращать основное внимание.
Первым делом, дефектная плоскость зачищается. Далее ставится масса, фиксирующаяся специальным зажимом или приваривающаяся при помощи контакта.
Привариваемый элемент подбирается в соответствии с разновидностью повреждения, глубиной и площадью вмятины.
Допускается приваривание следующих элементов:
- шайбы;
- небольшие крючья;
- проволока в форме волны;
- шпильки;
- торец, имеющий насадку от обратного молотка.
Особенности рабочей технологии зависят от того, с какими вмятинами предстоит иметь дело:
1. Мелкие вмятины. Наиболее простой и распространенный метод сварки споттером заключается в применении обратного молотка.
Он подходит для того, чтобы уверенно справиться почти со всеми повреждениями. Торец инструмента приваривается к дефектной плоскости, после чего она рихтуется легкими ударами внутренней рукоятки.
Чтобы добиться идеального результата, манипуляция выполняется по всей площади повреждения, в процессе сварки между точками выдерживается расстояние в 5-8 миллиметров.
Небольшой негативный момент – после воздействия споттера на поверхности остаются небольшие отметины, но устранить их легко при помощи шлифовальной машинки.
2. Вмятины большого размера. Если дефектная плоскость имеет габариты более 10 сантиметров, то рекомендуется пользоваться приспособлениями не с точечным воздействием, а теми, что обеспечивают нагрузку сразу на длинный участок.
Допускается использование различных элементов для выпрямления, в том числе волнистой проволоки, шпилек или крючьев.
Чтобы достичь желаемого результата, крепить вспомогательный элемент следует на всю длину дефекта. Плоскость выравнивается идеально, так как интенсивность воздействия равна на всем протяжении вмятины.
Нивелирование дефектов от ударов об крупные предметы происходит посредством обратных присосок. Этот элемент мгновенно корректирует положения значительной площади металла, а оставшиеся мелки вмятины доделывают уже по отдельности, классическим методом.
Если удар спровоцировал сильные деформации корпуса, иногда приходится использовать технологию предварительного нагрева металла, что позволяет снять часть напряжения с него, упрощает дальнейшую работы.
Споттер (spotter) используется не только для того, чтобы исправить дефекты.
Устройство хорошо подходит для соединения друг с другом металлических пластин, например, при креплении порогов на кузов. Такая технология сварки исключает необходимость в сильном нагреве, а это сводит к минимуму вероятность температурных деформаций.
Узнайте из этого видео, как правильно работать споттером, секреты от профи:
Принципы выбора
Чтобы выбрать споттер, который окажется по-настоящему полезным и функциональным, необходимо руководствоваться следующими моментами:
- Для профессионального использования лучше выбирать максимально функциональное устройство, с обилием режимов работы. Оно позволит вести целый спектр работ по рихтовке, избавит от покупки дополнительных инструментов.
- Работа с листами металла толщиной более 1.5 миллиметров подразумевает использование моделей с двусторонней сваркой. Если указанное значение меньше, то достаточно и одностороннего варианта.
Для домашней эксплуатации хватит и простой модели со средним показателем мощности. Ее вполне хватит для того, чтобы выравнивать не слишком глубокие вмятины.
Изучим также краткий рейтинг споттеров:
- Серия GS от бренда Garwin. Достаточно демократичная цена и функциональный набор, вполне соответствующий даже профессиональной эксплуатации.
- Серия TT от компании Hammer. Высокий уровень безопасности, цифровое управление, позволяющее с максимальной точностью контролировать рабочие параметры. Мощность вполне достаточна для домашней эксплуатации.
- Gyspot. Качественная техника французского производителя.
Смотрите видео-отзыв человека использующего споттер — RedHotDot HAMMER ТT:
Полезный видео-обзор французского Spottera GYSpot 2700 для кузовного ремонта:
Отзывы также дают понять, что неплохо себя зарекомендовали устройства от Русского мастера, иностранных фирм Holex, Aurora, Telwin.
виды, описание, принцип работы :: SYL.ru
Что необходимо для выполнения качественных кузовных работ? Умелые руки, опыт, а также гаражное оборудование. Это самые простые аспекты, от которых зависит качество результата. Нужен целый арсенал инструментов для работы с металлом. А кроме рихтовочных инструментов,также следует приобрести аппарат точечной сварки. Но особенно полезное приспособление – это споттер для кузовного ремонта. Данный инструмент будет очень полезен при необходимости выравнивания вмятины на участке, подобраться к которому достаточно проблематично. Рассмотрим, что представляет из себя этот инструмент и как он работает.
Характеристика аппарата
Споттер для кузовного ремонта – это прибор односторонней точечной сварки.
Во всем мире так называют приборы для двухсторонней сварки. Но в России так называют односторонний сварочный агрегат. Споттер представляет собой аппарат, оснащенный обратным молотком.Как работает?
Принцип действия основывается на выделении тепла в месте контакта двух соединяемых деталей при прохождении электричества. Это принцип контактной сварки. К месту соединения прибор подает электрический ток от 3000 до 5000 А на 1 миллиметр толщины металлической детали. За счет этого в месте контакта металл разогревается практически до плавления. Элементы очень прочно прижимаются вместе при помощи механического усилия или же с помощью пневмоклещей на одну секунду.
Существует две технологии рихтовки вмятин на кузовах автомобиля. Первая предусматривает выдавливание изнутри. Но для этого нужно демонтировать элемент. Вторая технология – выдавливание снаружи с применением споттера для кузовного ремонта. Это уже более распространённый вариант.
Особенности выравнивания вмятин
Фактически это устройство точечной сварки. Но, в отличие от сварочного аппарата, споттер не имеет клещей. Он оснащен одним выводом – «землей», — который присоединяется к зоне ремонта. Второй вывод соединен с электродом на пистолете.
Хитрость в том, что металл кузова в месте сварки не будет деформироваться. Температура плавления специальной шайбы меньше плавления кузова. После пропускания тока, шайба легко скручивается. Рихтовка автомобилей с применением споттера – это приваривание шайбы, которая выполняет функцию держателя для последующего вытягивания вмятины.Сам процесс вытягивания выполняется при помощи инерционного молотка или специальных пневматических клещей. Усилие может прикладываться плавно или же ударно.
Преимущества рихтовки со споттером
Основной плюс выравнивания вмятин таким образом заключается в значительном сокращении времени, которое требуется на ремонт. С помощью этого устройства нет необходимости в демонтаже кузовных деталей, а также в разборке и последующей сборке. Клиенты будут довольны сроками ремонта и его ценой.
Споттер для кузовного ремонта позволяет выполнять ремонт и восстановление элементов, которые раньше нужно было только полностью менять. Значительно сокращается время работ. С ним можно применять клеевые технологии, за счет чего появляется возможность ремонта элементов из алюминия. Цена споттера сравнительно мала, особенно если учесть эффект от его применения.
Виды
Выделяют два типа – это инверторные устройства и трансформаторные. Исходя из особенностей ремонтных работ, можно разделить оборудование еще на две группы – непосредственно для рихтовки и контактной сварки кузовных панелей.
Для первой предназначены небольшие ручные аппараты. В комплектации такого оборудования имеется обратный молоток, а также расходные материалы и детали, которые понадобятся нам в процессе ремонта автомобиля.
Для контактной сварки предлагаются маломощные споттеры. В комплекте имеются специальные клещи. Однако эти устройства не способны обеспечить надежного сваривания по причине малой точности и перегревания.Ручные приборы доступны в двух вариантах. По рабочему напряжению существует оборудование, рассчитанное на 220 В или на 380 В. Другой разницы между этими устройствами нет.
Как выбрать споттер для кузовного ремонта?
Основные характеристики данного оборудования – максимально возможная сила тока, мощность, а также набор функций и возможностей. Устройства, мощность которых стандартна, предназначены только для восстановления геометрических характеристики кузовов.
Более мощные устройства могут быть применимы для сварочных работ. Сварная точка может формироваться по-разному. В приборах с односторонней технологией для этого применяется специальный электрод. В случае с двухсторонними аппаратами для формирования точки применяются клещи.
Так, для сварочных работ и восстановления металла толщиной от 0,5 до 1 миллиметра рекомендуется применять одно- и двухсторонние споттеры. Выбирают конкретную модель по комфорту использования и комплектации. С металлом толщиной до 2,5 миллиметров работают двухсторонними аппаратами. Современные споттеры могут работать в двух режимах.Обзор популярных моделей
На современном рынке существует масса данных аппаратов. Все они различаются по техническим характеристикам, а также функциональным особенностям. Выделим несколько популярных моделей.
«Хаммер»
Споттер «Хаммер» — это ручной аппарат, предназначенный для самостоятельного кузовного ремонта. Также он подходит для применения в условиях небольших СТО. Устройство отличается экономичностью за счет медной проводки. Судя по отзывам, это весьма качественное оборудование. Работать с «Хаммером» очень удобно – соответствующие индикаторы вовремя предупредят о перегрузках.
Споттер многофункционален, как говорят отзывы. С ним можно приваривать клепки, уничтожать вмятины, восстанавливать ребра жесткости. Это далеко не полный перечень возможных работ.Особо можно выделить простоту устройства – оно оснащено специальной упрощенной настроечной системой. Для активации споттера нужно один раз нажать кнопку. Для комфорта производитель оснастил аппарат поворотным регулятором, который позволяет просто выбрать инструмент и затем менять уровень мощности. В комплекте имеется необходимый набор расходников для споттера.
Изготовление своими руками
Сделать такое полезное для автовладельца оборудование можно и самостоятельно. С этой задачей справится любой мастер. Все комплектующие можно легко найти. В основе устройства лежит сварочный трансформатор. Также имеется блок, питающий все элементы электрической цепи споттера. В пару к основному трансформанту дополняются диоды в виде сборки и диодные мосты. Еще самодельный споттер включает в себя тиристор и переменный резистор.
Далее, когда вся электрическая часть собрана, нужно позаботится о корпусе. В качестве основания обязательно должна быть диэлектрическая плита – на ней размещаются все компоненты. Для защиты внутренних элементов самодельного споттера и придания ему эстетичного вида можно использовать корпус от старой микроволновки. На этом процесс изготовления завершен.В заключение
Споттер – это полезная вещь для автовладельца. С помощью данного многофункционального инструмента можно решить массу задач. Что касается самостоятельного изготовления, для тех, кто знаком с техникой, это не будет сложно. Но если вы не хотите изучать многочисленные схемы и терять время на изготовление, можно приобрести уже готовый инструмент – это будет проще.