Котел на отработанном масле с водяным контуром своими руками
Печи, сжигающие жидкое топливо, известны ещё с начала прошлого века. Правда, тогда они служили в основном для нужд промышленности. В быту же агрегаты, работающие на дизеле или мазуте, получили широкое распространение в 60–80 годы. Именно в то время продукты нефтепереработки можно было покупать за копейки или же вообще доставать бесплатно. Несмотря на значительное подорожание энергоносителей, так же дёшево отапливать свой дом можно и сейчас. Можно сказать, что горючее для этого лежит просто под ногами, а точнее, на каждом автосервисе. Слитое отработанное масло горит не хуже дизтоплива, к тому же владельцы мастерских отдают его практически даром. Кстати, котёл для его сжигания необязательно покупать. Простой и надёжный агрегат с водяным контуром можно построить своими руками, используя материалы, которые найдутся у каждого хозяина.
Устройство и принцип действия котла, использующего отработанное масло
Самодельный котёл отопления, работающий на отработанном автомобильном масле
Слитые автомобильные масла являются многокомпонентными, сильнозагрязнёнными веществами, которые к тому же ещё и плохо горят. Можно сказать, что как горючее отработка сама по себе «не очень», поскольку кислород просто не в состоянии окислить всё то химическое разнообразие, которое в ней находится. Если же расщепить масло на более простые составляющие, то сжечь их будет намного проще.
Метод разложения известен современной науке давно. Пламенное разделение, или, если говорить по-научному, пиролиз, применяется для получения простых легковоспламеняющихся веществ из любого топлива — нефти, угля, дров и т. д. Этот процесс удобен тем, что для химических преобразований никаких дополнительных затрат не требуется — для этого достаточно тепла, которое образуется при сгорании топлива. Преимущество пиролизного горения заключается ещё и в том, что этот процесс сам себя поддерживает и регулирует, а поэтому практически не требует постороннего вмешательства
. Всё, что понадобится для запуска процесса разложения — испарить топливо и разогреть пары до температуры 300–400 °C. Для этого можно воспользоваться двумя методами.Процессы, протекающие внутри печи на отработке, обеспечивают высокую температуру и полноту сгорания топлива
В первом случае горючее поджигают в резервуаре, после чего оно начинает активно испаряться. Эффективное перемешивание и получение однородной газовоздушной смеси обеспечивается за счёт Кориолисовой силы, поэтому важен точный расчёт диаметра и высоты камеры сгорания. Пары топлива поднимаются по вертикальной трубе с многочисленными отверстиями, через которые насыщаются кислородом воздуха. В верхней части камеры сгорания находится перегородка, которая нужна, чтобы снизить скорость газа и отделить зону окисно-азотного дожигания. Именно в ней опасные химические соединения вступают в реакцию с оксидами азота и распадаются на безвредные вещества.
Так называемый метод саможога, бесспорно, обладает привлекательной простотой и надёжностью, однако, резервуар с горящим маслом не позволяет говорить о безопасности. Для того чтобы устранить этот недостаток потребуется усложнять конструкцию отопительного агрегата.
Эффективность сжигания отработки значительно повышается при использовании горелки специальной конструкции
Второй способ предусматривает образование зон пиролиза, сгорания и дожигания прямо в факеле пламени, а для этого нужна горелка специальной конфигурации. Чтобы топливо окислялось полностью, форсунка должна обеспечивать многоступенчатое образование газовоздушной смеси. В таком устройстве первичное движение потока топлива обеспечивается компрессором. Благодаря инжекции, нагнетаемый воздух увлекает за собой атмосферный, а образование паров происходит за счёт разогрева горелки факелом пламени. Практически те же процессы можно наблюдать при работе паяльной лампы. Похожий метод реализован в промышленных жидкотопливных агрегатах. Самодельные конструкции используют такой же принцип, но работают немного по-другому. В них отработка капает в разогретую докрасна ёмкость, где мгновенно испаряется и сгорает при высокой температуре. В этом случае нельзя говорить о чистом пиролизе, поскольку имеет место ещё и энергия распада молекул в процессе микровзрывов.
Читайте также нашу статью об изготовлении печки-буржуйки на отработанном масле: https://aqua-rmnt.com/otoplenie/bani-i-garazh/pechka-burzhujka-svoimi-rukami.html.
Типы конструкций на отработке
В зависимости от области применения, котлы, использующие в качестве топлива отработанное масло, можно разделить на три группы:
- бытовые печи;
- водонагревательные агрегаты;
- отопительные котлы.
Бытовые печи устанавливают в помещениях, которые по ряду причин нельзя оборудовать водяным отоплением. Эти агрегаты характеризуются пониженным расходом топлива, а их конструкция обеспечивает наиболее полное сгорание масла. Бытовое оборудование является практически бездымным. Кроме того, печи нередко оборудуют системами очистки выбросов, что повышает безопасность их эксплуатации. Главное преимущество агрегатов этого типа — в их мобильности. Небольшие размеры позволяют легко транспортировать печь и установить её в небольшом помещении. Немаловажно и то, что устройство при необходимости можно легко дооснастить водяным контуром или площадкой для приготовления пищи.
Бытовая масляная печь
Водонагревательные агрегаты на уровне модуля для дожигания газов имеют специальную платформу, на которую опирается ёмкость с водой.
Её тороидальная форма даёт дополнительное преимущество, поскольку нагрев осуществляется как снизу, так и со стороны дымового канала, который проходит внутри бака. Для автономной подачи воды на входе в бойлер монтируют небольшой водяной насос. Благодаря высокой температуре, нагреть воду можно гораздо быстрее, чем в заводских водонагревателях. Например, 100 литровый бак набирает температуру от 20 °C до 65 °C примерно за два часа, в то время как электрическому или газовому прибору потребуется в два раза больше времени. Если же говорить о стоимости условного литра горячей воды, то при использовании отработки затраты уменьшаются в 20–25 раз.Ёмкость, установленная на уровне зоны дожигания, превращает печь на отработке в мощный водонагреватель
Нагрев воды в отопительных агрегатах обеспечивает теплообменник, установленный в зоне горения топлива. Он может быть выполнен как сплошной водяной рубашкой, так и в виде спирального трубчатого контура. Движение теплового агента в системе возможно благодаря циркуляционному насосу, работающему от электричества. Регулировка температуры теплоносителя осуществляется снижением температуры пламени. Для этого котёл оборудуют системой принудительной подачи воздуха. Снижая или повышая обороты турбины, регулируют подачу воздуха в зону горения. Установка термостата позволяет автоматизировать этот процесс.
Котёл с водяным контуром спирального типа обеспечит работу отопительной системы загородного дома
Нередко агрегаты, работающие на слитом масле, дублируют устройствами, использующими электричество, газ или твёрдое топливо. Это обеспечивает функциональность инженерных систем в случае перебоев с доставкой отработки.
Обратите внимание на материал, в котором рассматриваются варианты обогревателей для гаража: https://aqua-rmnt.com/otoplenie/bani-i-garazh/kakoj-obogrevatel-luchshe-dlya-garazha.html.
Изготовление котла, работающего на отработанном топливе
По описанным выше схемам разработаны и успешно эксплуатируются несколько типов котлов. Кроме того, для работы на жидком топливе можно приспособить любой твердотопливный или газовый отопительный агрегат. Расскажем о двух наиболее распространённых конструкциях, которые можно изготовить самостоятельно.
Чертежи отопительных агрегатов
Чертежи, которые мы предоставляем вашему вниманию, проверены на реально работающих печах, поэтому их уверенно можно использовать для собственных проектов.
Двухобъёмный
Эта конструкция состоит из двух цилиндрических камер, соединённых между собой отрезком толстостенной железной трубы с отверстиями для проникновения воздуха.
Чертёж двухобъёмного котла с прямоугольными рабочими камерами
Чертёж цилиндрического двухобъёмного котла
Нижний отсек одновременно является ёмкостью для горючего, испарителем и зоной первичного горения. Для заливки топлива, розжига и регулирования притока воздуха на его верхней плоскости вырезано отверстие, которое можно полностью или частично перекрывать при помощи лючка поворотного типа. Снизу печка оборудована ножками, которые обеспечивают устойчивость конструкции и создают зазор между её днищем и полом.
Схема котла с открытой камерой сгорания
В верхнюю плоскость топочного отсека вварена труба с отверстиями. Этот полый цилиндр представляет собой дожигающую камеру. В ней происходит пиролизное разложение и сгорание испаряющегося топлива (вторичное дожигание). На верхнем срезе перфорированной трубы смонтирована практически такая же ёмкость, как и снизу. Перегородка, которая разделяет её внутреннее пространство на две зоны, снижает скорость продуктов горения и обеспечивает полноту их окисления соединениями азота. Кроме того, верхняя камера является ещё и теплообменником, который работает как инфракрасный и конвекционный нагреватель.
Смонтированная на верхнем модуле дымовая труба создаёт необходимую тягу и отводит остаточные продукты сгорания наружу. Чтобы обезопасить процесс доливки отработки в нижний бачок, к нему приваривают трубку, соединённую с отдельной ёмкостью. Залитое в печку масло поджигают при помощи ветоши, смоченной в бензине или керосине. После этого лючком регулируют приток воздуха в зону первичного горения.
Установив на вертикальной трубе водяную рубашку или контур, получают котёл, который можно с успехом использовать в системах отопления или горячего водоснабжения. При этом важно оставить зазор до перфорированного цилиндра не менее 50–70 мм, чтобы обеспечить свободный приток воздуха в зону вторичного горения.
С пламенной чашей
Чертёж простого котла с пламенной чашей приведён ниже. Его размеры обеспечивают тепловую мощность около 15 кВт. При этом требуется не более 1.5 литра использованного автомобильного масла в час. Воздух в зону горения поступает с помощью небольшого вентилятора или турбины. Подача отработанного топлива происходит порционно, для чего бак с маслом оснащается вентилем, которым можно регулировать количество горючего или полностью прекратить его подачу.
Чертёж котла с пламенной чашей
Для дожигания паров отработки центральная труба оснащается системой отверстий и прорезей. Благодаря такой конструкции, вокруг пламенной чаши происходят такие же процессы, как и в двухобъёмной печи. Горючие газы удаляются через дымоход, установленный в верхней части камеры сгорания. При его обустройстве следует избегать резких поворотов и углов, а высота дымовой трубы должна составлять не менее 4 м. Это обеспечит тягу, достаточную для удаления продуктов горения и обеспечит безопасную эксплуатацию отопительного агрегата.
Схема котла, изготовленного из газового баллона
Печь с пламенной чашей представляет собой закрытое устройство с принудительной подачей воздуха. Это способствует безопасности эксплуатации, а также даёт возможность легко и просто обустроить водяную рубашку. На схеме показан рабочий проект описанного выше котла, в качестве корпуса которого можно использовать бытовой газовый баллон.
Необходимые материалы
Для изготовления водяного отопительного котла с пламенной чашей понадобится не только ёмкость для изготовления корпуса, но и другие материалы (позиции на представленной выше схеме и в списке соответствуют друг другу).
- Пропановый баллон объёмом 50 литров.
- Металлическая труба Ø100 мм толщиной 2–3 мм для изготовления дымовой трубы.
- Железная труба Ø100 мм толщиной 5–6 мм, которая понадобится, чтобы сделать горелку.
- Стальной лист толщиной не менее 5 мм для разделения камеры сгорания и испарительной зоны.
- Металлический лист толщиной 3–4 мм для изготовления козырька, предназначенного для снижения скорости газов.
- Тормозной диск диаметром не менее 20 см от любого автомобиля.
- Соединительная муфта (та же 100-мм труба, только разрезанная по всей длине) длиной 100 мм.
- Стальная труба Ø15 мм для подачи масла к чаше.
- Шаровой кран размером ½ дюйма.
- Топливный шланг из маслостойкого огнеупорного материала.
- Бак для отработки любого типа.
- Уголок или стальной профиль для изготовления ножек.
- Крышка из стали толщиной 4–5 мм.
- Стальной лист толщиной не менее 3 мм для изготовления водяной рубашки.
- Патрубки с резьбой Ø2˝ для присоединения котла к системе отопления.
Не забудьте и о том, что для защиты от коррозии и улучшения внешнего вида котёл необходимо будет покрасить, поэтому купите преобразователь ржавчины, грунтовку, растворитель и эмаль для работы по металлу. Кроме того, для герметизации соединений понадобятся уплотнительные материалы — сантехнический лён и специальная паста.
Форма, толщина и размеры газового баллона делают его отличной заготовкой для изготовления котла на отработке
Инструменты для работы
В процессе работы над котлом понадобится разнообразный электрический и ручной слесарный инструмент. Вот список того, что потребуется достать из закромов, приобрести, или занять у друзей:
- сварочный аппарат — лучше всего использовать трансформаторный агрегат постоянного тока или инвертор, поскольку предъявляются высокие требования к качеству сварных швов;
- электрическая дрель и набор свёрл для работы по металлу;
- угловая шлифовальная машина и два диска — отрезной и зачистной. Разумеется, эти расходники должны предназначаться для резки стали;
- плашки для нарезания резьбы на трубах;
- электрический наждак;
- ключ газовый;
- рулетка;
- металлическая линейка;
- чертилка из высокоуглеродистой стали для разметки деталей перед их порезкой.
Поскольку придётся сверлить большое количество отверстий, обязательно надо подготовить ёмкость с водой для охлаждения инструмента. Кроме того, надо обеспечить безопасность сварочных работ, поэтому нелишне будет запастись огнетушителем.
Вам также может быть интересен материал, в котором описан процесс изготовления печи на отработке из газового баллона: https://aqua-rmnt.com/otoplenie/documents/pech-na-otrabotke-svoimi-rukami.html
Инструкция по изготовлению котла на отработке своими руками
- Поскольку даже в пустом газовом баллоне может оставаться взрывоопасная смесь из паров пропана и воздуха, резать его болгаркой или сверлить можно только после полного опорожнения. Для этого необходимо газовым ключом отвернуть и снять вентиль. Затем ёмкость переворачивают вверх тормашками и сливают конденсат. Учтите, что эта жидкость отлично горит и обладает чрезвычайно едким запахом, поэтому работайте очень аккуратно. После вытекания жидкости заготовку возвращают в исходное положение и через верхнее отверстие наполняют водой — она полностью вытеснит остатки газа. После этого жидкость можно слить и проводить любые работы, не опасаясь возгорания или взрыва.
- При помощи угловой шлифмашины в баллоне вырезают проёмы шириной в треть диаметра. Если мерить по окружности, то их длина равняется 315 мм. Высота нижнего окна — 200 мм, а верхнего — 400 мм. Между проёмами необходимо оставить перемычку шириной 50 мм. Работу надо выполнять аккуратно, не допуская смещения диска, поскольку вырезанные металлические сектора пойдут на изготовления люков.
Подготовленные проёмы
Обратите внимание! Увеличенный размер верхнего окна нужен для того, чтобы в случае необходимости перевести котёл на твёрдое топливо. Если же такой необходимости нет, то будет достаточно нижнего проёма. К слову, в этом случае облегчается монтаж кожуха водяной рубашки.
- К люку, который получился при формировании проёма теплообменника, приваривают петли и задвижку, после чего деталь возвращают на место.
- Из 4 мм стального листа по внутреннему диаметру баллона, который равняется 295 мм, вырезают кольцо. Отверстие, которое в нём надо сделать, должно соответствовать внешнему диаметру трубы для изготовления горелки (в нашем случае — 100 мм). Этот элемент послужит перегородкой между зоной горения и теплообменником.
Изготовление перегородки и её подгонка по месту
- От стальной толстостенной трубы Ø 100 мм отрезают заготовку длиной 200 мм.
- В нижней части детали делают сверления Ø12 мм на высоту 95 мм. Расстояния между отверстиями не должны превышать 40 мм — это позволит равномернее распределить поток газа на выходе из горелки.
Отверстия в горелке должны обеспечивать равномерный поток горящих газов во всех направлениях
Если кромки отверстий тщательно обработать напильником, то это даст возможность длительное время обходиться без их чистки. Эта особенность связана с уменьшением шероховатости — частичкам сажи и грязи попросту не будет за что зацепиться.
- На горелку устанавливают вырезанное ранее кольцо и приваривают его непосредственно над отверстиями.
Установка перегородки на горелку
- Перегородку устанавливают между проёмами, на уровне верхнего среза камеры сгорания. Таким образом, в нижней части теплообменника будет сформирована ступенька, необходимая для удержания золы в случае работы котла на дровах.
Монтаж узла, разделяющего камеру сгорания и теплообменик
- Для изготовления чаши-испарителя можно использовать любую толстостенную ёмкость, желательно из жаропрочных сплавов. Как нельзя лучше для этих целей подходят чугунные тормозные диски от легковых автомобилей. Технологические отверстия в заготовке надо заварить. Для этого из стального листа вырезают две круглых детали, одна из которых будет дном, а вторая — колпаком. В крышке прорезают отверстие под соединительную муфту и окно для подачи отработки.
Отверстия в тормозном диске необходимо заглушить
- 150 мм отрезок стальной трубы разрезают «болгаркой» вдоль, после чего немного раздвигают стенки, увеличивая щель до 4–5 мм. Это позволит снимать чашу для очистки от остатков сгоревшего топлива.
Чаша с приваренным днищем
- К автомобильному диску приваривают днище, крышку и муфту, после чего узел устанавливают на горелку.
Муфта обеспечивает плотное присоединение чаши к горелке
- Из стального листа вырезают полосу размерами 400х640 мм, два полукольца с наружным диаметром 305 мм и внутренним — 299 мм и две полоски шириной 30 мм. С их помощью вокруг баллона формируют кожух водяной рубашки, обваривая всё сплошным швом.
Монтаж водяной рубашки
- В верхней и нижней части кожуха прорезают круглые отверстия диаметром не менее 40 мм и при помощи сварки монтируют патрубки подачи и отвода теплоносителя.
- Изготавливают крышку котла, в которую врезают дымовую трубу. Устанавливают крышку на котёл.
- В боковой стенке баллона делают отверстие, в которое под углом вводят трубу для горючего. Её нижний край срезают под углом, после чего получившийся излив устанавливают над окном подачи масла. После регулировки длины вылета, топливную магистраль необходимо приварить к котлу.
Установка топливной магистрали
- Нарезав на трубе для отработки резьбу, монтируют шаровой кран и присоединяют бачок для горючего.
Чтобы подсоединить к трубе шаровой кран, на ней нарезают резьбу
Выполнять проверку работоспособности котла можно не дожидаясь врезки в отопительную систему. Для этого в топливную ёмкость наливают отработку и открывают шаровой кран, пока масло не распределится тонким слоем по днищу диска. Сверху наливают небольшое количество керосина и поджигают. Подачу горючего регулируют, ориентируясь по скорости его вытекания и уровню в топочной чаше.
Видео: Изготовление отопительного котла из газового баллона
Обвязка. Дублирование печи на отработке электрическим агрегатом
Перед подключением котла следует продумать не только способ монтажа и точки размещения дополнительных устройств и запорно-регулировочной арматуры, но и способ вывода дымовой трубы наружу. Если она будет проходить через потолок, построенный с использованием легковоспламеняющихся материалов, то в нём устанавливают металлический пенал вдвое большего диаметра. Свободное пространство между трубами заполняют асбестом или другим негорючим материалом с хорошими теплоизоляционными свойствами.
Учитывая высокую опасность отопления жидким горючим, монтаж котла лучше всего выполнять в отдельном помещении с хорошей вентиляцией. Подиум под агрегат бетонируют или укрывают металлическим листом, который будет выступать за его контуры не менее чем на 1 метр. После установки котёл выравнивают по отвесу и только после этого приступают к подключению.
Простейшим способом обвязки котла является интеграция в гравитационную систему отопления. Несмотря на простоту, его надёжность очень высока, поскольку в этом случае отпадает потребность в циркуляционном насосе и устройствах автоматики. Тем не менее использование дополнительного оборудования позволяет ускорить доставку теплоносителя к потребителям и выровнять температуру во всех точках системы, что даёт экономию топлива и повышает комфорт. В этих целях на обратной магистрали перед самым входом в котёл устанавливают центробежный насос и расширительный бак мембранного типа. Он необходим для того, чтобы система не разгерметизировалась при повышении температуры и давления. К верхнему патрубку подсоединяют напорную магистраль, а для регулировки температуры потребителей перед каждым радиатором устанавливают термостатическую головку или другое регулирующее устройство (трёхходовой клапан, вентиль для уменьшения сечения подающей трубы и т. д.). Для удаления воздушных пробок в верхней точки системы монтируют воздухоотводчик.
Схема обвязки котла, работающего на отработанном масле
Обвязка агрегата, работающего на отработке, требует учитывать инерционность этого вида оборудования. Другими словами, изменение температуры теплоносителя происходит постепенно, поэтому агрегат обязательно оснащают предохранительным клапаном. Он позволит сбросить давление при его повышении до критического уровня. Неплохим способом обезопасить и выровнять температуру является последовательное подключение водонагревателя косвенного нагрева. Он послужит тем самым буфером, который возьмёт на себя лишнее тепло в случае избыточного роста температуры.
Выполняя подключение котла, на обратной и подающей магистрали устанавливают запорные вентили. Это даст возможность снять агрегат для ремонта без необходимости удаления теплоносителя из системы.
Когда хотят подстраховаться на случай нехватки отработанного масла, рядом с самодельным котлом устанавливается электрический. Подключить дополнительный агрегат можно двумя способами — последовательно или в параллель. Достоинство первого способа заключается в том, что нагретый с помощью пламенной чаши теплоноситель будет поступать в электрический котёл, который можно настроить на определённую температуру срабатывания. При уменьшении пламени горелки он будет включаться и повышать температуру воды до нужного значения. Недостатком подобного способа является увеличение длины магистрали, а также полная неработоспособность системы в случае демонтажа одного из котлов для ремонта.
Параллельное включение подразумевает независимую работу двух отопительных агрегатов и характеризуется отсутствием указанных недостатков. К сожалению, и этот способ не лишён минусов, один из которых — необходимость монтажа гидрострелки и точного согласования режима работы и подачи обратной магистрали. К тому же фитингов, труб и арматуры при параллельном включении пойдёт намного больше, что непременно приведёт к увеличению стоимости и усложнению монтажа.
Несмотря на все минусы, в любом случае включение котлов в каскад способствует повышению надёжности системы. Если же учитывать, что один из агрегатов будет периодически или регулярно работать на отработанном автомобильном масле, то это позволит ещё и неплохо сэкономить.
Видео: Автоматизированная работа агрегата с водяным контуром
Сегодня сжигание отработанного автомобильного масла является наиболее дешёвым и доступным способом утилизации. К сожалению, этот метод является не самым безопасным для окружающей среды, особенно при неполном сгорании топлива. Дело в том, что присадки и добавки, которые производители используют для повышения ресурса силовых агрегатов, являются вредными канцерогенными веществами. Котёл, который мы предлагаем к изготовлению, спроектирован с учётом сжигания отработки при максимальной температуре. Это способствует полному распаду химических составляющих на безопасные вещества. Поэтому, приступая к работе, будьте внимательны в расчётах и прислушивайтесь к советам и рекомендациям специалистов.
Котлы на отработке своими руками
Отопительный котел, использующий в качестве топлива отработанное масло, представляет собой одну из наиболее эффективных конструкций и является довольно доступным прибором. Он может применяться для поддержания определенной температуры в помещениях совершенно разной функциональности.
Стоит отметить, что отработанное масло, которое используется в таком котле, обладает довольно высоким уровнем производительности, к тому же его стоимость невысока, поэтому такой котел будет вполне экономичным.
Котлы, работающие на отработанном масле, обладают большим количеством самых разных положительных характеристик:
- Этот отопительный котел можно вполне собрать самостоятельно, без обращения к профессиональным разработчикам в этой области;
- Его конструкция настолько проста, что не потребует серьезных финансовых вложений;
- Отработанное масло представляет собой один из самых дешевых типов топлива, использующегося в котельных;
- В стандартных котлах данного рода деталей не слишком много, за счет чего вероятность выхода их из строя довольно низкая.
- Котел не занимает много места и является довольно компактной конструкцией;
- Его можно устанавливать даже в помещении, не опасаясь попадания туда продуктов сгорания. Это связано с тем, что котел имеет закрытый кожух;
- В качестве топлива разрешается использовать абсолютно любое отработанное машинное масло;
- Он является вполне комфортным устройством, так как за счет его конструкции не образуются неприятные запахи.
Принцип работы котла
Отопительный котел, работающий на отработанном масле, функционирует, исходя из целого ряда моментов. Установленный масляный нанос забирает требуемое количество горючего из расходной емкости и переводит его в специальную испарительную камеру.
По сути, она представляет собой стандартную металлическую трубу. Стоит отметить, что для этой цели лучше всего брать трубу с довольно толстыми стенками, чтобы она могла выдержать максимально высокую температуру.
Чтобы отработанное масло стало пригодным для использования в системе отопления, его доводят до температуры 40 градусов. При попадании горючего на дно камеры оно постепенно начинает испаряться, становясь масляным паром, который в дальнейшем поднимается в камеру сгорания.
Обязательно учитывают при сборке подобного котла, что любая система, которая функционирует за счет отработанного масла, в обязательном порядке должна быть оснащена системой подогрева. Если пренебречь подобным моментом, то отработанное масло не будет становиться требуемой температуры.
Это приведет в дальнейшем к плохому воспламенению горючего, оно не сможет сгореть в полном объеме. Этот же факт станет причиной образования большого количества сажи, от которой котел придется постоянно очищать, чтобы он не вышел из строя.
Чтобы камера сгорания нормально работала, в ее конструкцию добавляют так называемый перфорированный воздуховод, через который за счет особого вентилятора наддува приходит дополнительный воздух. Далее масляные пары будут перемешиваться с воздухом и образовывать определенную смесь, способную полностью сгореть. В результате теплоноситель системы отопления будет прогреваться в полной мере, а продукты сгорания уйдут в дымоход.
Обязательно учитывают при сборке подобного котла, что любая система, которая функционирует за счет отработанного масла, в обязательном порядке должна быть оснащена системой подогрева
Делаем своими руками
Чтобы самостоятельно собрать отопительный котел, который будет использовать в качестве горючего отработанное машинное масло, придется использовать следующие элементы конструкции:
- Котел;
- Насос;
- Расширительный бак;
- Горелка;
- Компрессор;
- Специальный циркуляционный насос;
- Магистраль для входа и выхода теплоносителя из котла;
- Различное оборудование, предназначенное для проведения сварочных работ.
При сборке конструкции учитывают, что в обязательном порядке придется сделать дымоход, через который все продукты горения будут уходить за пределы строения. Потолок придется предварительно предохранить от сильного нагрева, поэтому дымоход помещается в специальный кожух.
Обязательно принимают во внимание, что конструкция должна быть собрана таким образом, чтобы в ней образовывалась довольно сильная тяга. Нужно будет сделать и заслонку, которая позволит перекрыть тягу в один момент. Если же покупать специальную заслонку для подобного котла нет возможности или желания, то продумывают систему защиты попадания воздуха снаружи, потому что оно в данном случае будет бесконтрольным.
Кроме того, использование заслонки не дает помещению слишком сильно охладиться, если оборудование будет определенное время находиться в простое, поэтому такой элемент все-таки желательно установить.
Самодельная конструкция оснащена горелкой открытой конструкции, в результате чего происходит сгорание кислорода в помещении. Его недостаток может вызвать отравление угарным газом, поэтому необходимо продумать, каким способом будет происходить проветривание помещения.
Поблизости от котла категорически запрещается устанавливать легковоспламеняющиеся материалы любого рода. Трогать работающий котел запрещается, так как он довольно сильно раскаляется.
Проще всего собранный своими руками отопительный котел установить на камне, либо на жаропрочной плитке. Обшивать его панелями, выполненными из пластикам или древесины, запрещается, так как это может стать причиной пожара. Можно его выкрасить жаростойкими материалами. Если соблюсти все особенности технологии, то на выходе получится надежное устройство, которое будет стабильно работать, не создавая угрозы жизни, здоровья и имуществу людей.
Схема котла на отработанном масле
Подробная инструкция по изготовлению
Работы по самостоятельному производству котла, работающего на отработанном масле, начинают с непосредственной подготовки строительных материалов:
- Сначала от трубы большего диаметра отрезают кусок высотой приблизительно с метр;
- От трубы небольшого диаметра отрезают около 20 см;
- Одну из стальных пластин оснащают отверстием, диаметр которого должен составлять 20 см, а в другой отверстие пропиливают в зависимости от того, какой диаметр у дымохода;
- С двух сторон цилиндр закрывают при помощи этих пластин и сварочных работ. Делают это так, чтобы внизу оказалась пластина с отверстием большего диаметра;
- Затем приваривают маленький цилиндр, дно которого тоже заваривают с помощью пластины;
- Закрепляют на корпусе ножки из арматуры и проделывают вентиляционные отверстия.
В результате получается конструкция цилиндрической формы, в нижней части которой имеется небольшой резервуар. Снизу прорезают дверку, а сверху соединяют систему с дымоходом. Чтобы котел включить, открывают дверку, в резервуар наливают отработанное масло и поджигают его. Это наиболее элементарная конструкция печи, тем более, что зачастую можно встретить изделия, которые устроены значительно сложнее.
Стандартный котел, работающий на отработанном масле, обычно выглядит в качестве двух коробов, изготовленных из довольно прочной стали. Они находятся друг над другом и соединены с помощью перфорированной трубы. В нижнем корпусе прорезано отверстие для заливки масла, а второй металлический короб соединен с дымоходом.
Подобную конструкцию сделать более совершенной очень легко: подключают расходную емкость с отработанным маслом, насос для его подачи, водяной контур, компрессор и так далее.
Стандартный котел, работающий на отработанном масле, обычно выглядит в качестве двух коробов, изготовленных из довольно прочной стали
Обеспечение капельной подачи топлива
Данный вопрос является одним из наиболее сложных при сборке отопительного котла, работающего на отработанном масле. Дело в том, что на работе горелки твердые примеси, содержащиеся в масле, никак не сказываются, однако капельный механизм из-за них может выйти из строя.
Для того, чтобы избавиться от подобной проблемы, можно на конец заборного шланга поставить масляный фильтр от старого автомобиля. С его помощью удается добиться полной фильтрации масла. Однако следует помнить, что при установке такой детали фильтрующий элемент придется менять в среднем один раз в месяц.
Особенности производства водяного котла на отработке
Водяной контур подразумевает установку трубопровода и радиаторов. Наиболее эффективной является установка стальной трубы, диаметр которой должен составлять 43 мм, через которую осуществляется подключение радиаторов отопления. Их пропускают либо под чистовым полом, либо вдоль стен.
Сборка водяного котла на отработанном масле подразумевает установку расширительного бачка. В его качестве подойдет небольшая емкость с довольно толстыми стенками. Ее крепят к верхней части котла и соединяют с ней при помощи сварки или болтовых соединений.
В верхней части вырезают небольшое отверстие, через которое горячая вода будет уходить в систему отопления. В нижней части тоже вваривают трубу, по которой остывшая вода будет возвращаться в котел для дальнейшего нагревания.
Правила эксплуатации
При использовании отопительного котла, работающего на отработанном масле, необходимо соблюдать определенные правила. В противном случае, может возникнуть загазованность помещения или даже возгорание.
Основные правила при пользовании котлом следующие:
- Работающий аппарат запрещается оставлять без присмотра;;
- Когда котел включен, в него нельзя добавлять горючее;
- В котле подобной конструкции можно сжигать исключительно отработанное масло, он не приспособлен для использования других видов топлива;
- Нужно следить за тем, чтобы на поверхность раскаленного котла не попадала вода, иначе из-за резкого остывания он может попросту лопнуть;
- У работающего котла отверстие горелки должно быть всегда открыто;
- Горючие и легковоспламеняющиеся вещества возле котла держать категорически запрещено;
- При включенном котле заслонку не закрывают, иначе весь угарный газ пойдет в помещение.
У работающего котла отверстие горелки должно быть всегда открыто
Недостатки котлов на отработке
Главный минус подобного устройства состоит в том, что его реакция на перекрытие подачи воздуха в топку не будет моментальной. Следовательно, процесс горения будет прекращаться не сразу, а спустя некоторый промежуток времени, за которое нагрев теплоносителя продолжится. Когда пламя окончательно погаснет, его нужно будет разжигать повторно. Это делают в ручном режиме, если конструкция не предусматривает какого-либо иного подхода.
Еще одним недочетом котла на отработке является его загрязненность по сравнению с другими отопительными приборами. Это, прежде всего, связано с используемым горючим. Если конструкция собрана правильно, то от нее не будет исходить неприятный запах. При нарушении технологии в помещение подобный запах будет в той или иной мере проникать.
Другим, не менее существенным, минусом таких котлов по сравнению с другими конструкциями является необходимость очищения горючего от различных твердых примесей, в числе которых могут попадаться кусочки металла либо металлическая стружка. Если не наладить систему фильтрации, то аппарат через определенное время выйдет из строя, а вернуть ему рабочее состояние будет весьма проблематично.
Блиц-советы
- Перед тем, как залить масло в конструкцию, желательно предварительно отстоять массу, чтобы в этом материале не осталось ни воды, ни каких-либо иных веществ. Если этого не сделать, то в процессе работы устройство может попросту погаснуть или же его работа станет нестабильной;
- При использовании подобной системы в помещении, где она установлена, должен в обязательном порядке находиться огнетушитель огнекислотного типа. Это связано с тем, что при попадании на поверхность конструкции воды или аналогичной жидкости, может произойти возгорание либо взрыв.
самодельный котел на отработанном масле, на жидком топливе, с наддувом, как сделать, схема, чертежи
Содержание:
Котел, работающий на отработанном масле, вполне можно сделать своими руками, используя доступные материалы. Если выполнять все действия в соответствии с определенной инструкцией, то можно сделать самодельный котел на отработанном масле, характеризующийся простотой, надежностью и экономичностью.
Несколько слов об отработке
Отработанное масло является отходами горюче-смазочных материалов, представляет собой темную маслянистую жидкость, которая имеет сильный специфический запах нефтепродуктов.
Отработка содержит микрочастицы металла, поэтому в качестве смазки для двигателя или трансмиссии ее использовать не рекомендуется. Однако горит отработка также хорошо, как обычное минеральное масло, поэтому ее широко применяют в качестве печного топлива. Сжигание отработки можно назвать одним из способов вторичного использования горюче-смазочных материалов. Благодаря низкой стоимости отработки котел, работающий с ее использованием, отличается экологичностью и экономичностью.
Самостоятельное изготовление печи
Сделанный своими руками котел на отработке представляет собой два герметичных металлических ящика, соединенных друг с другом перфорированной трубой.
Самодельный котел на отработке функционирует по следующему принципу: топливо сгорает в нижней камере и нагретый воздух благодаря тяге транспортируется в верхнюю камеру. Чтобы не допустить прямой выход тепла в дымоход, верхняя камера оснащается металлической перегородкой.
Стоит учесть, что в жилом помещении самодельную печь на отработке лучше не использовать. Зато она вполне подойдет в качестве отопления в гараже или мастерской.
Необходимые материалы и инструменты для работы
Чтобы при изготовлении своими руками котла на жидком топливе получить качественный результат, необходимо правильно выбрать материал для работы и подобрать нужный инструмент.
Из материалов потребуется следующее:
- Листовая сталь. Она нужна для изготовления верхней и нижней герметичной емкости. Толщина материала должна быть около 4 мм, так как печь нагревается очень сильно.
- Металлические трубы. Труба должна быть обязательно стальной, так как старое чугунное изделие может треснуть при резкой смене температуры. Внутренний диаметр трубы должен быть не меньше 10 см, а толщина стенки – около 4 мм.
Из инструментов для изготовления котла с поддувом на отработке необходимо приобрести следующее:
- Аппарат для сварки. Можно использовать бытовой инверторный аппарат с электродами для черных металлов, так как большого объема работы не предвидится.
- Струбцины понадобятся для более удобной работы, ими будут скрепляться заготовки для сварки.
- Болгарка и несколько отрезных дисков по металлу, чтобы можно было делать большое количество отрезов.
- Электрическая дрель. С помощью этого инструмента можно просверлить отверстия в горелке. Для работы также потребуется сверло по металлу диаметром 1 см.
- Пробойник является дополнительным инструментом, его используют для накернивания точек перед сверлением отверстий. К пробойнику обязательно нужен молоток.
- Измерительные приборы. С помощью рулетки, линейки и угольника выполняют разметку заготовок.
Инструкция по сборке печи
Чтобы правильно решить задачу, как сделать котел на отработке своими руками, нужно строго следовать пунктам инструкции:
- Сначала нарезают заготовки для верхней емкости. Для этого на листе стали выполняют разметку верхней и нижней плиты размером 35*62 см, двух торцевых стенок размером 35*12 см, двух продольных стенок размером 62*12 см и перегородки 35*10 см.
- Затем нарезают детали нижней емкости. Понадобится верхняя и нижняя плита размером 35*35 см и 4 боковые стенки размером 35*15 см.
- Далее приступают к изготовлению горелки. Для этого используется стальная труба, от нее отрезают кусок длиной 36 см. На этом отрезке делают отметки для 48 отверстий, расстояние между которыми должно быть одинаковым. С помощью молотка и пробойника накернивают точки сверления. Результатом должны стать 6 рядов по 8 точек.
- По полеченным точкам дрелью делают сквозные отверстия.
- Теперь в верхней панели нижней емкости делают небольшой люк согласно схеме котла на отработанном масле. Для этого отступают от края на 3 см и рисуют прямоугольник размером 10*15 см. По начерченным линиям вырезают пластинку.
- Далее нужно вырезать пластинку, которая будет закрывать лючок. Из листа стали вырезают прямоугольник размером 11*16 см и в центре высверливают отверстие диаметром 4 см. Полученный прямоугольник прикладывают к лючку на панели и делают сквозные отверстия под крепежные элементы.
- С помощью болтов и гаек соединяют пластинку и верхнюю панель нижней емкости.
- Приступают к сборке нижней емкости. В верхней панели делают отверстие для горелки и прихватывают трубу. Далее точечно приваривают верхнюю и нижнюю плиту к боковым частям.
- После сборки емкости проваривают все стыки, чтобы сделать конструкцию полностью герметичной. Для полной безопасности и эффективной работы котла на отработке шов должен быть сплошным и аккуратным.
- Теперь наступило время собирать верхнюю часть котла. Используя чертежи котла на отработанном масле своими руками, в нижней панели вырезают отверстие для трубы-горелки, в верхней панели – для дымоходной трубы. Затем к верхней панели последовательно приваривают боковые элементы, перегородку и нижнюю панель.
- Чтобы соединить обе емкости, их нужно приварить к трубе-горелке. Из-за смещения верхней части котла конструкция получается не устойчивой. Решить эту проблему можно с помощью диагональной распорки, приваренной к обеим частям. Она необходима для придания конструкции дополнительной жесткости.
- Все изделие необходимо внимательно осмотреть и выявить места некачественных соединений. Такие участки требуется проварить сплошным швом.
- Можно приступать к изготовлению ножек для котла на отработке. Для этого от стального уголка болгаркой отрезают 4 одинаковых куска длиной по 7 см. Из стального листа вырезают 4 квадрата со стороной 5 см, затем к ним приваривают уголки.
- Готовые ножки нужно приварить к нижней емкости котла. Этот этап требует аккуратной работы, так как для устойчивости конструкции на полу все ножки должны иметь одинаковую длину.
- Котел готов и его можно устанавливать на месте постоянного пребывания. Здесь же конструкция проверяется на устойчивость, а с помощью уровня выявляют имеющиеся перекосы.
- Для отведения продуктов горения из котла нужно собрать дымоходную трубу. Вначале собирают внутреннюю часть, которая представляет собой участок прямой трубы и колено для вывода через стену на улицу.
- Прежде чем сделать отверстие в стене, нужно правильно определить его расположение и размер. Для этого собранную дымоходную трубу примеряют к стене и обрисовывают ее контур. Чтобы получить ровные края отверстия, необходимо по начерченной линии через 2-3 см сделать несколько сквозных отверстий. После этого центральная часть должна удалиться без особых трудностей.
- Прямой участок внутренней дымоходной трубы закрепляют на котле, а колено выводят на улицу через отверстие в стене.
- Для безопасной работы котла на отработке нужно позаботиться об обустройстве внешней части дымохода. Поэтому снаружи к выходящей части колена присоединяют дополнительный участок трубы с коленом. Внешнюю часть требуется надежно зафиксировать под свесом крыши с помощью кронштейна.
- После того как конструкция полностью собрана требуется проверка тяги. К одному из отверстий трубы-горелки нужно поднести зажженную спичку, если тяга хорошая, то пламя будет отклоняться к трубе. При хорошей тяге отработка будет хорошо гореть. Для увеличения тяги можно немного приоткрывать лючок.
Правила эксплуатации котла на отработанном масле
Отработка, которая будет заливаться в котел, должна храниться в канистрах по 5 литров. Лучше всего хранить масло в помещении, так как с холодным топливом котел разжечь намного сложнее. Если топливо будет храниться на улице, то примерно за час до розжига его следует занести в помещение. В бачок топливо наливают тоненькой струйкой, стараясь не перемешивать грязь, которая оседает на дно канистры при хранении. В этом случае в котел поступит более чистое масло.
Эксплуатация котла проводится по следующей инструкции:
- Наливают в горловину немного отработанного масла, для первого запуска достаточно трех литров топлива, которых вполне хватает для двухчасовой работы котла.
- Затем наливают около 100 грамм бензина для розжига. Важно запомнить, что после заливки бензина нельзя закрывать крышку горловины. В противном случае при поднесении спички скопившиеся пары бензина могут вспыхнуть.
- Теперь можно зажечь спичку и бросить ее в открытый лючок. Для собственной безопасности лучше держать лицо подальше от горловины.
В процессе эксплуатации сделанного своими руками котла отопления на отработке могут возникнуть разные вопросы, но чаще всего потребителя волнуют такие темы:
- Поддержка горения. В целом котел не нуждается в участии человека, однако иногда требуется уменьшить или увеличить пламя. Если приоткрыть горловину и увеличить поток воздуха, то пламя станет больше. Для уменьшения огня заслонку горловину немного прикрывают.
- Как потушить огонь внутри котла. Для полного прекращения горения топлива нужно полностью закрыть горловину.
- Безопасность котла на отработке. Если процесс изготовления выполнялся в соответствии с чертежами котла на отработанном масле и с соблюдением всех пунктов инструкции, а места соединений полностью герметичны, то печь не будет представлять опасности для здоровья и жизни человека.
- Эффективность отопления котлом на отработке. Люди, которые уже пользовались такой конструкцией, отмечают, что небольшую площадь можно обогреть до нормальной температуры примерно за 15 минут при условии, что температура на улице не ниже 0 градусов.
Таким образом, печь-котел на отработке является выгодным и достаточно эффективным. Кроме того такую конструкцию без труда можно собрать своими руками.
Как сделать котел на дизельном топливе своими руками и что для этого необходимо
Дизельные отопительные котлы имеют такую же производительность, как и их газовые собратья.
Поэтому они довольно востребованы на рынке отопительных приборов, хотя и имеют несколько существенных недостатков, ограничивающих область их применения.
Но большой коэффициент эффективной работы дает возможность использовать дизельные котлы отопления как для обогрева помещений с большой площадью, так и для отопления дачи.
Если нет доступа к газовой магистрали, и это их несомненное преимущество.
Как выбрать экономичный дизельный котел?
Если рассматривать котел на дизельном топливе с точки зрения экономии, то это весьма выгодное капиталовложение сравнительно с электрическими и газовыми аппаратами, потребляющими много электроэнергии и газа, увеличивая тем самым себестоимость котла и его установки.
Но сейчас производится много универсальных моделей, которые сконструированы по многофункциональному принципу – электричество, газ, твердое топливо и жидкое топливо.
Конечно, комбинированные котлы отопления стоят недешево, поэтому как самый выгодный вариант отопления, остается все-таки котел отопления на дизельном топливе.
Достоинство дизельного котла:
- небольшие габариты
- малое потребление топлива
- высокий КПД и коэффициентом теплоотдачи.
Обобщая их положительные качества, можно сделать вывод, что котлы капельного действия для отопления на дизельном топливе минимизируют расход ДТ.
Дизельный котел для отопления дома без недостатков нельзя себе представить, но приобрести агрегат с минимальным их количеством вполне возможно.
К сожалению, недостатки дизельных котлов для отопления есть, и будут существовать:
- Чтобы установить дизельный котел, понадобится оборудовать отдельное помещение с хорошей вытяжкой. Иначе сильный запах ДТ, керосина и выхлопных газов будет слышен по всему дому.
- При работе котла со временем образуется много копоти и сажи, и чистить дымоход необходимо практически каждый день.
- Необходим большой запас топлива и емкости для его хранения. Для этого необходимо выделить помещение, оборудованное по всем правилам техники безопасности, а для дозаправки емкостей понадобится подъезд для автозаправщика. То есть, вам нужно будет иметь два отдельных помещения или здания для обеспечения правильной и безопасной работы котла на ДТ.
Перед тем, как купить дизельный котел, рекомендуется рассчитать номинальный и максимальный расход топлива. Формула проста – мощность горелки котла умножается на коэффициент 0,1. Это значение и будет тем количеством топлива, которым необходимо запасаться на зиму.
Также не поленитесь и почитайте отзывы о дизельных котлах отопления. Это поможет вам не наступить на грабли при покупке, и сэкономить деньги и нервы.
Какой расход топлива?
Автономность дизельного котла отопления – это его явное преимущество, а удобство пользования и работа на солярке делают его самым экономичным агрегатом.
Установка такого котла не потребует от вас получения специального разрешения.
Но горючее необходимо будет хранить в специальных топливных емкостях.
Объем будет зависеть от полной площади отапливаемых помещений.
Исходя из практических наблюдений, объемы топливных резервуаров нужны в пределах от 3 до 12 тонн на отопительный сезон (6-8 месяцев).
Топливные резервуары обычно устанавливаются в отдельном помещении, здании или за пределами здания. Правила пожарной безопасности требуют, чтобы емкости были заглублены в грунт, если это позволяют геологические условия местности.
Заглублять резервуары нужно еще по нескольким причинам – если грунтовые воды расположены близко, то весной почти пустая емкость может приподняться, а на морозе увеличивается вязкость соляры, возрастают суточные нагрузки на топливный насос, что приводит к быстрому выходу его из строя и большим затратам электроэнергии для перекачки ДТ.
Приблизительно рассчитать расход дизельного топлива можно по формуле, отражающей такое соотношение: тепловая мощность котла 10 кВт получается при расходе топлива в 1 кг/час.
Можно использовать и другую формулу: мощность горелки умножается на коэффициент 0,1. Результат – количество дизтоплива в килограммах, которое будет расходовать котел за 1 час.
В качестве примера можно рассчитать приблизительный расход дизтоплива для отопления здания общей площадью 150 м2. Мощность котла на дизельном топливе для обогрева дома – 15 кВт. Простой расчет показывает:
15 х 0,1 = 1,5 кг/час
То есть, на полной мощности горелки котел израсходует 1,5 кг солярки за 1 час, а за сутки:
24 х 1,5 = 36 кг.
Делаем акцент на то, что на полную мощность котел работает не весь отопительный сезон, а только около 100 дней, и еще столько же – с 50% мощностью. Получаем после простых расчетов:
(100 х 36) + (100 х 18) = 5200 кг
То есть – немного больше 5 тонн дизельного топлива. Если соблюдать все условия эксплуатации и содержания дизельного котла, то он прослужит более 50 лет.
Не хотите возиться с соляркой? Приобретите более цивилизованное и “чистое решение” : котел отопления газовый двухконтурный.
Или используйте современную газогенераторную печь. О том насколько она эффективнее и почему стоит выбрать именно её – в нашем мини обзоре
Как сделать своими руками котел на дизельном топливе
Сконструировать котел своими руками несложно. Первое, что вам нужно сделать – приобрести все необходимые материалы и сделать чертежи котла. Подготовьте сварочный аппарат, УШМ (болгарку) и бочку из металла объемом 200 литров.
Можно сделать бочку и из листового металла – для этого возьмите обрезки толстостенной трубы с диаметром от 5 сантиметров и длиной от 80 до 100 сантиметров.
Следующая задача состоит в том, чтобы внутри этой емкости сварить три опоры на 3-х уровнях, параллельно земле. Для этого возьмите 3 обрезка арматуры диаметром 14-16 миллиметров и длиной 3 сантиметра. Для чего нужны эти уровни:
- Первый – для монтажа самой печи.
- Высота второго уровня рассчитывается, исходя из предполагаемой высоты поддувальной дверцы в котле.
- Третий уровень располагается от верха трубы в 20 сантиметрах.
Дно котла – это цельнометаллический круг толщиной четыре миллиметра и больше. Дальше необходимо изготовить колосники.
Стандартный колосник – это чугунная решетка, через которую воздух проникает под топливо, также колосники служат для выброса золы из камеры котла.
Для того чтобы сделать колосник своими руками, нужно будет сделать металлический круг максимальной толщины с прорезями.
Опора для обогревающих камней или для емкости с теплоносителем – крышка котла. Чтобы ее изготовить, необходим металлический круг толщиной 5 и больше миллиметров.
По центру этого круга проделывается отверстие для крепления переходного кольца трубы дымохода. Опоры для перегородок размещаются строго друг над другом.
Дальше монтируется отверстие под печные дверки. Проделывается прорезь сбоку трубы, в нижней ее части. Глубина короба под дверки будет зависеть от толщины стены.
Через стену делается топка котла. Внутри короба делается перегородка, которая разделяет зольный и топочный отсеки. Перегородка для колосников расположена внутри котла.
Прочитайте также: котел на отработке своими руками. Похожий принцип работы.
Или другой более простой вариант печи работающей на отработанном масле, инструкция которой можно прочитать по адресу: https://obogreem.net/otopitel-ny-e-pribory/pechi/pech-na-otrabotannom-masle.html
Установка котла
Сначала приваривается короб. Нужно обеспечить, чтобы короб, который проходит в стене, выходил на улицу или в топочное отделение. Дальше устанавливается дымоходная труба, и выкладываются камни на верхней крышке котла. Затем на фундамент монтируется сам котел.
Если предусматривается водяное отопление, то разводку труб можно будет сделать уже после установки дизельного котла и емкости для теплоносителя вместо камней.
Для того чтобы изготовить топочный экран, обычно используется огнеупорный кирпич. Экран выстраивается разными способами.
Например, можно обложить котел кирпичом со всех сторон или построить топочный экран в виде обыкновенной стены, но шире котла на 50-60 сантиметров.
Нижняя часть топочного экрана по правилам должна иметь отверстия, по которым будет циркулировать воздух.
Практически, для того чтобы построить котел на дизельном топливе своими руками, совершенно не обязательно знать все тонкости и нюансы его построения и уметь слишком много.
Схема работы и сборки котла довольно проста, и в ней может разобраться даже непрофессиональный печник без специального образования и опыта. Имея подручный материал, необходимые инструменты и желание, всегда можно добиться желаемого результата.
чертежи, пошаговая инструкция с водяным контуром и без
Если возникает необходимость в обогреве хозяйственного помещения, нередки проблемы по этому поводу. Не всегда есть возможность подключить гараж или другое техническое помещение к общей системе отопления в доме. К тому же это ещё и нецелесообразно с финансовой стороны. В связи с этим часто устанавливают котёл на отработанном масле своими руками.
Котёл на отработанном масле поможет сэкономить ваши деньгиПринцип действия
Котёл состоит из двух ёмкостей, сделанных из металла, которые соединены между собой с помощью трубы. Сверху прикрепляется дымоход. Его длина не должна быть менее 1 метра. Снизу расположена ёмкость для заливки отработанного топлива. Когда масло разогревается, оно выделяет пар, который и является источником тепла. Пар от масла выходит через перфорированную ёмкость в дымоход. Такое оборудование будет прогревать помещение, но вредных веществ выделять не будет.
Пар не выделяет вредных веществ выходя через соответствующую трубкуЕсли использовать котёл без водяного контура, то им можно прогреть небольшое помещение до 45 квадратов. Но когда есть надобность в обогреве достаточно большого помещения в сильные морозы, то без дополнительных технических решений не обойтись. Употребляет топлива такое устройство примерно от 0,5 до 1 л в час. Это позволяет сэкономить значительную сумму на энергоресурсах.
Такое устройство можно сделать с одним контуром и с двумя. Всё зависит от потребностей владельца технического помещения. При использовании одноконтурного котла удастся прогреть только помещения, но двухконтурное устройство позволяет нагревать и воду для бытовых целей. В последнем варианте для воды есть встроенный обменник тепла. Схему котла на отработке можно найти в интернете.
Принцип работы такого устройства несложный: с помощью насоса масло подаётся в испарительную камеру. Там оно прогревается и перерабатывается в пар, после этого пар в камере сгорания перемешивается с воздухом и нагревает воду. Вода из контура перемещается в батарею, а потом обратно в котёл.
В данном видео рассмотрим двухоборотный котел на отработанном масле:
Необходимые инструменты и материалы
Такое устройство можно сделать любой формы. Можно изготовить его из металлического листа, но если его нет, то взять можно старый газовый баллон или металлическую трубу большого диаметра с толстыми стенками. Самую простую модель можно выполнить из основной трубы диаметром 0,5 м и двух дополнительных, диаметром по 30 см. Также потребуются две металлические пластины с толщиной минимум 2 мм.
Кроме этого, потребуются такие инструменты и материалы:
- металлические листы толщиной от 2 мм;
- труба для дымохода;
- 3 арматуры;
- насос;
- компрессор;
- расширительный бачок;
- сварка;
- асбестовое полотно;
- болгарка;
- герметик;
- переходники из термостойкой стали.
Хотя конструкция получится достаточно простой, небольшое помещение гаража она способна хорошо обогреть даже в зимнее время года.
Практическое руководство
Перед монтажом необходимо подготовить все материалы к работе. Это очень важно, так как значительно упростит все работы при непосредственной сборке.
Необходимо сделать следующее:
- Трубу диаметром 60 см обрезают с помощью болгарки. Её высота должна получиться около метра.
- Меньшую трубу также нужно отрезать. Длина должна получиться 30 см.
- В пластинах проделывают отверстия. В одной пластине диаметр должен составлять 30 см, а в другой соответствовать ширине дымохода.
- 60 см трубу закрывают сверху и снизу металлическими пластинами, приваривая их по кругу. При этом пластина с большим отверстием должна быть снизу.
- Снизу, на месте большого отверстия приваривается труба меньшего диаметра, которая также закрывается пластиной.
- Напоследок приваривают ножки из арматуры.
В итоге должен получиться корпус цилиндрической формы с небольшой ёмкостью снизу. Также необходимо вырезать с помощью болгарки дверцу и установить дымоход. Чтобы устройство работало, необходимо открыть дверцу, в ёмкость залить масло и поджечь. Такой вариант самый простой, но подойдёт в качестве самодельного котла на отработке. Своими руками его сделать несложно, тем более начинающим специалистам. Но для большого помещения он не подойдёт. В этих случаях необходимо изготавливать более продвинутые варианты котла на отработанном масле. Их схема тоже не является сложной.
Самая распространённая модель выглядит как конструкция из двух резервуаров, расположенных один под другим и соединённых трубой. В нижней части есть ёмкость для заливки масла и металлическая горизонтальная заслонка. Сверху есть дымоходная труба. Такие котлы имеют много плюсов.
И первую, и вторую конструкцию можно усовершенствовать, установив насос для подачи топлива в резервуар и ёмкость для хранения переработанного масла.
Таким образом, сделать отопительный котёл на жидком топливе своими руками несложно. Главное применять правильные чертежи и следовать инструкции.
Как сделать котел на отработке своими руками: две модели.
Отработанное топливо – далеко не самый чистый вид горючего. Тем более, если его сливали из двигателей. В нем имеются присадки, тяжелые металлы, множество всяких «добавок». В принципе, все их можно разложить на простые углеводороды и сжечь. В результате на выходе будут только азот, углекислый газ и пары воды, которые абсолютно безвредны. Но такое полное сгорание возможно при определенных температурах.
Если не вдаваться в подробности, а сказать кратко: полное окисление всех составляющих происходит при температуре около 600oC. При изменении ее на 200oC в одну и другую сторону в воздухе будет целый «букет» вредных и очень вредных веществ. Потому к самодельным печам на отработке нужно относиться со всей возможной осторожностью: канцерогены, мутогены, тяжелые металлы — это только малая часть того, «букета», которым будете дышать вы и окружающие, при нарушении температуры сгорания.
Об особенностях котлов на отработке промышленного производства читайте тут.
Технология испарения масла
В печах этого типа горит не масло, а его пары. То есть отработку до начала горения разогревают, она начинает испаряться, а уже пары зажигаются. Эта технология позволяет грязное, тяжелое, плохо горящее топливо разложить на более «легкие» составляющие, а потом уже жечь их. Именно она при правильно подобранных параметрах позволяет добиться практически бездымного и полного сгорания топлива, при котором нет практически никаких выбросов: сгорает все.
Котел на отработке своими руками: принцип котла на испарении масел
Самый простой и эффективный способ реализовать эту технологию — использовать раскаленную чашу, в которую капает отработка.
При соприкосновении с раскаленным металлом масло резко испаряется, пары перемешиваются с подающимся сюда воздухом, вспыхивают и сгорают. Количество выделяемого при этом тепла велико. Для достижения максимального КПД и полного сгорания требуется, чтобы горящая смесь долго находилась в камере сгорания. Потому в устье воздуховода нужно установить неподвижную крыльчатку, которая и будет создавать требуемое завихрение в камере сгорания.
Паровой котел своими руками на отработке может быть реализован в таком виде
Несмотря на высокий КПД и «всеядность» такой принцип работы редко реализуется в заводских котлах, производимых в США и Европе. Зато российские производители выпускают котлы на отработке, работающие именно на технологии испарения. Главный камень преткновения в реализации таких котлов – способ предварительного разогрева чаши. Те, кто делают эти котлы самостоятельно, поступают просто: закидывают в чашу пропитанный бензином фитиль, наливают немного солярки или того же бензина, поджигают, дожидаясь пока чаша разогреется до требуемых температур. После этого открывают подачу масла.
В Европе и США подобное решение неприемлемо: небезопасно. Зато наши производители также используют именно этот способ розжига своих печей.
Еще один вариант печи с плазменной чашей
В видео продемонстрирован один из вариантов обогрева гаража при помощи печи на отработке. Но в этом варианте реализована не капельная подача топлива: оно течет струйкой и сгорает далеко не полностью. Именно по этой причине автор проекта уделил такое внимание изоляции и уплотнению всех съемных частей: чтобы минимизировать попадание дыма в помещение и сделал высокий дымоход для лучшей тяги.
Как сделать капельную подачу и избежать перелива
Самая большая проблема при реализации агрегатов с плазменной чашей – обеспечение капельной подачи топлива. Для начала нужно обеспечить достаточный уровень фильтрации. Для этого на конец трубки, опущенной в отработку, надевают автомобильный масляный фильтр полной фильтрации (не частичной).
Фильтр этот нужно будет менять как минимум, раз в месяц, а вообще частота его замены зависит от качества топлива и количества в ней примесей. Если в качестве топливопровода используете шланг, со стыковкой фильтра могут возникнуть проблемы. На фильтре имеется металлическая резьба, которую в случае с шлангом накручивать некуда. Как вариант – можно найти кусок маслостойкого шланга нужного диаметра, надеть его на фильтр, а потом через штуцер соединить с основным шлангом.
Принцип организации капельной подачи топлива в чашу
Далее может возникнуть проблема с топливным насосом. Подобрать его несложно, но как добиться того, чтобы он подавал только нужное количество масла, если его производительность не регулируется? На рисунке справа продемонстрирована конструкция из двух тройников, ниппеля и штуцеров.
Собрав ее вы добьетесь того, что в шланге в каждый момент времени будет находится столько масла, сколько помещается в этом узле, а излишки стекать будут обратно в бак. Эта схема – аналог фабричной защиты от перелива.
Для обеспечения капельной подачи можно использовать фрагмент медицинской капельницы с регулятором. Его натягивают на нижний штуцер. Колесиком регулируют частоту капель.
Топлива должно быть столько, чтобы горело оно устойчиво и не чадило. Для нормальной текучести отработка должна иметь температуру порядка 10-20оС. При каждом изменении температуры, и при использовании/доливе другого топлива, приходится подбирать частоту капель. Иначе масло сильно горит, или гаснет. Причем оба варианта нас не устраивают.
Подавать масло напрямую от капельницы в печь не получится. Сначала капли топлива попадают в воронку, которая соединена с топливопроводом, подающим горючее в раскаленную тарелку.
Если вокруг корпуса такой печи устроить водяную рубашку – получите печь на отработанном масле с водяным контуром, а куда подавать нагретую воду — на водяное отопление или в душ — дело ваше. Можно в верхнюю часть топки встроить теплообменник (например, кусок трубы изогнутый в виде буквы U). К нему подсоединить выносной бак для обеспечения горячей водой. Второй вариант — подключить трубы, ведущие к отопительной системе. Но в этом случае потребуется насос, который будет обеспечивать циркуляцию воды в системе.
Можно использовать также теплообменник на дымовой трубе. Он может быть заводского или кустарного изготовления.
Пиролизный вариант
Эта конструкция настолько популярна, что выпускается и на промышленных предприятиях. В этом случае масло в резервуаре поджигается. Разогреваясь, оно испаряется, пары поднимаются вверх в камеру сгорания (труба с дырками), где смешиваясь с кислородом, продолжают гореть. В камере дожига (расширение на трубе) происходит полное и окончательное окисление (сжигание) всех составляющих топлива.
Прочитать о пиролизных котлах можно тут.
Котел на отработке своими руками: пиролизный способ
Для нормальной работы печи, в емкость, где находится масло и проходит первичное сгорание, воздух подается через специальное отверстие с заслонкой. Положением этой заслонки регулируется интенсивность горения и температура в помещении. В верхнюю камеру сгорания воздух должен поступать свободно. Потому вертикальная труба двумя резервуарами делается с большим количеством отверстий.
Котел на отработанном масле. Чертеж с размерами
Такая печь требует строгого соблюдения рекомендованных размеров, соблюдения указанных пропорций. Если вам требуется больший по размерам агрегат, пропорционально увеличивайте все части.
При установке нужен прямой дымоход. Его высота до «макушки» — не менее 4 метров. Так как печь имеет не очень большой вес, идеальным вариантом будет или металлический дымоход, или сэндвич.
Почему нельзя нарушать пропорции? Все дело в том, что оптимальная температура, при которой все углеводороды дожигаются, и на выходе остается только углекислый газ, азот и пары воды – это 600oC. Если печь будет выдавать температуру больше 900oC или меньше 400oC, в выхлопе будут присутствовать тяжелые органические вещества. Они имеют очень плохое влияние на человеческий организм. Потому и желательно строго придерживаться заданных пропорций: этим вы гарантируете безопасность и свою и окружающих.
Всем хороша эта печь. Есть только один недостаток: небольшой резервуар. Доливать топливо во время работы печи – опасно, а ждать пока прогорит, не всегда есть возможность. Просто увеличить размеры резервуара не получится: большое количество масла не разогреется до нужной температуры, и не будет испаряться. Есть одна доработка, которая позволит продлить горение без особых проблем. Все что нужно – сделать неподалеку дополнительный резервуар, который соединен с основным по принципу сообщающихся сосудов.
Резервуар для печи — способ продлить горение на одной заправке
Еще одна доработка позволяет с верхнего контура снимать тепло для нагрева воды. Вварив в верхнюю часть печи металлические трубы, получаете печь на отработке с подогревом воды. На фото показан один из вариантов такого теплообменника.
Верхнюю часть этого котла можно использовать для нагрева воды
Недостаток такого котла в том, что он очень быстро выжигает кислород в помещении, потому необходима хорошая система вентиляции. К тому же корпус печи раскаляется до красного свечения, температура очень высокая, что требует тщательного соблюдения норм пожарной безопасности.
Обязательно следует позаботиться о несгораемом основании, на которое устанавливают печь и оградить близлежащие стены от чрезмерного нагрева металлическим экраном, под который проложить слой теплоизолятора. Чтобы случайно никто не задел печь, желательно еще и защитное ограждение.
Итоги
Для дома самодельные котлы на отработке использовать, наверное, не получится: не оставишь их без присмотра и на минуту. В тому же неказистые они на вид. А вот отопление гаража, теплицы или другого подобного технического помещения сделать реально.
Котел на отработке своими руками
У многих потребителей большой интерес вызывает использование отработанного масла для отопления подсобных помещений. Агрегат для сжигания отработки возможно изготовить самостоятельно, без привлечения специалистов, и это мероприятие не потребует значительных затрат.
Установки этого типа в своей конструкции содержат минимальное количество деталей, которые могут выйти из строя. К тому же, само топливо стоит значительно дешевле большинства энергоносителей.
Использование агрегата этого типа позволяет решить сразу две проблемы – утилизировать отработанное масло и получить источник тепла по крайне низкой цене.
Самодельный котёл на отработанном масле является прекрасным вариантом обогрева гаражей, автосервисов, бань, складов, расположенных вдали от газовой магистрали.
Конструкционные и эксплуатационные особенности агрегатов на маслоотработке
Отработанное машинное масло, по сравнению с дизельным топливом, обладает более высокой теплотворной способностью, что необходимо учитывать, изготавливая самодельные котлы на отработанном масле. Специалисты в таких агрегатах рекомендуют использовать чугунные теплообменники, поскольку они более массивны и могут выдерживать высокие температуры без влияния на сохранность. К тому же коррозионные процессы в чугунных теплообменниках протекают медленнее, чем в стальных устройствах.
Внимание! Эксплуатационный срок каждого механизма определяется наиболее слабым звеном. У агрегатов на отработке их два – теплообменник и горелка. Теплообменник имеет склонность к образованию накипи, а горелка – к появлению окалины. Поэтому именно эти узлы нуждаются в уходе и обслуживании.
Конструкция агрегата на отработке включает две камеры. В первой (камере принудительного испарения) происходит подготовка топливной смеси. Подготовленный состав сжигается в камере общего сгорания. Горючая смесь в неё поступает с помощью встроенного вентилятора.
Отопительная установка на отработке своими руками: необходимые материалы для её изготовления
Отопительный аппарат на отработке самодельный изготавливается с использованием следующего оборудования и деталей:
- двух насосов – циркуляционного и для подачи топлива;
- специальной горелки;
- воздушного компрессора;
- готового котла, оснащённого расширительным баком;
- отрезков труб для магистралей;
- маслостойкого шланга для подачи масла из топливного бака в камеру принудительного испарения.
Для изготовления камеры принудительного испарения используют отрезок толстостенной трубы, способной выдерживать температуру до 4000С. В центре камеры располагают трубку небольшого диаметра, в которую с помощью вентилятора подаётся воздух. Масла, обогащенные воздухом, сжигаются в рабочей камере. При их сгорании нагревается теплоноситель, циркулирующий по трубам.
Для качественного изготовления агрегата на отработанном масле необходим достаточно мощный сварочный аппарат и умение работать с ним.
Ниже представлены чертежи на агрегат на отработанном масле.
Обеспечение капельной подачи топлива в отопительный агрегат
Одной из важных задач при изготовлении самодельного теплогенератора является устройство капельной подачи топлива. Это мероприятие осложняется повышенной чувствительностью механизма к наличию твёрдых примесей в топливе. Для решения проблемы на нижний конец топливозаборного шланга устанавливают автомобильный фильтр для полной фильтрации.
Внимание! Фильтр для частичной фильтрации в данном случае применять нельзя.
Фильтр необходимо менять с периодичностью один раз в месяц.
В качестве масляного насоса можно использовать бензонасос высокого давления от автомобиля Волга ГАЗ 3102-401.
Самодельные котлы отопления на отработке могут обеспечивать мощность от 5 до 10 кВт. Этого достаточно для быстрого прогрева помещения площадью около 40 м2.