Разработка урока Тема урока:«Особенности сварки углеродистых сталей»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОРИСОВСКИЙ АГРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» Тема урока: « Особенности сварки углеродистых сталей» ПМ 04. « Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением» МДК 04.01. « Техника и технология частично механизированной сварки (наплавки) плавлением в защитном газе» ( профессия 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) 2 курс) Выполнил: преподаватель спец. дисциплин Дудник В.В. пгт.Борисовка 2018 год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для участия в конкурсе представлена разработка урока на тему «Особенности сварки углеродистых сталей». Разработка урока включает в себя: 1. План-конспект урока; 2. Технологическую карту урока; 3. Презентацию к уроку. Урок разработан в соответствии с программой ПМ. 04 « Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением» по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) Объем материала, представленного к изучению на этом занятии, значителен. Эта тема является одной из основных в курсе, т.к. углеродистые стали нашли широкое применение при изготовлении сварных конструкций. Это занятие имеет большое значение в будущей профессиональной деятельности обучающихся, поэтому преподаватель должен создать все условия для формирования у них положительной мотивации к изучаемому предмету. Использование современных информационных технологий позволяет сделать данный урок доступным и наглядным. Использование элементов блочно-модульной технологии, экранизированных с помощью мультимедийного проектора даёт возможность добиться полного усвоения материала; позволяет, благодаря комбинированному использованию дидактического раздаточного материала и проектора вовлекать учащихся в поисковую деятельность: преподаватель ставит перед учащимися проблему и привлекает их к ее решению. Быстрая смена информации, постоянная работа педагога с обучающимися позволяет контролировать ситуацию в группе, видеть глаза ребят, на ходу моделировать урок, вносить, если возникает такая необходимость, корректировки. Немаловажный положительный аспект – экономия времени – это позволяет не просто изучить новый материал, но и дает возможность его закрепить. У обучающихся развивается зрительная память. Одна из основных задач занятия – развитие логического мышления, умения рассуждать и делать выводы. При разработке презентации урока использовалась программа Microsoft Office Power Point. Презентация работает в режиме просмотра. При работе со слайдами 4,6,12 необходимо «кликать» мышкой на поле закрытых квадратов для того, чтобы они открылись. При работе с кроссвордом (слайд 11 ) вопросы открываются по щелчку мыши, ответы — «кликанием» мыши на квадраты соответствующих слов. Занятие № 55-56 Особенности сварки углеродистых сталей. ( МДК.04.01. Техника и технология частично механизированной сварки (наплавки) плавлением в защитном газе , 2 курс) Цели урока: Дидактические, образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Развитие навыков самоконтроля Тип урока: Комбинированный (повторение пройденного материала, изучение нового и его закрепление) Методическое обеспечение:
Вопросы для изучения новой темы:
|
Технологическая карта урока
Тема: «Особенности сварки углеродистых сталей»
Сообщение темы, целей и плана урока
— приветствие обучающихся;
— проверяет готовность группы к занятию;
— сообщает тему занятия;
— приветствуют преподавателя;
— слушают, записывают тему и план урока в тетрадь; осмысливают цели предстоящего занятия
Включаются в процесс
Компетенции:
Мотивационная
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Мотивация учебной деятельности
Обоснование целей занятия
Определение ключевых понятий
Выбор средств для реализации целей урока.
— нацеливает на результат
— корректирует индивидуальные цели, формулирует общую цель;
— ставит вопрос об определении ключевых понятий;
— знакомит со средствами для реализации целей.
— слушают;
-знакомятся со средствами реализации целей;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Информационная компетенция – владение информационными технологиями.
Актуализация знаний
— Проводит фронтальную беседу, фиксирует правильные ответы:
-отвечают на вопросы,
-находят правильные ответы,
-вырабатывают критерии своего поведения
Информационная компетенция – владение информационными технологиями
Формирование новых знаний:
Трудности при сварке углеродистых сталей
Характеристика пламени
Технологические особенности сварки
Техника сварки
Дополнительные меры
— формирует знания обучающихся:
— слушают сообщения преподавателя, заполняют таблицу в рабочей тетради.
Учащиеся понимают объясняемую тему, формулируют основные положения лекции.
Систематизация, закрепление, обобщение знаний.
— задает вопросы, формирует умения анализировать, сравнивать, находить общее и отличное, делать выводы;
— обобщает и подводит итоги работы по закреплению знаний
-анализируют, отвечают и делают выводы, разгадывают кроссворд, самостоятельно отвечают на вопросы теста, принимают участие в игровом моменте
Закрепление знаний по новой теме.
Обучающиеся успешно выполняют работу
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
Подведение итогов занятия
-подводит итоги
-выставляет и комментирует оценки
-слушают
и осмысливают итоги урока
Задания для самостоятельной работы во внеаудиторное время
Предлагает домашнее задание, дает инструкции по его выполнению
-слушают, задают вопросы, записывают в тетрадь
Рефлексия
— проводит рефлексию
Я не знал… — Теперь я знаю…
Выражают отношение к уроку;
осознают результаты своей деятельности.
Содержание урока
Преподаватель:
Тема урока – «Особенности сварки углеродистых сталей» и наша с вами задача изучить основные технологические приемы сварки углеродистых сталей различных групп. ( слайд 1 и 2 презентации)
Актуализация знаний
На прошлом уроке учащиеся познакомились с понятиями «свариваемость», «группы свариваемости», «условия свариваемости». Проверка уровня усвоения пройденного материала происходит с привлечением возможностей мультимедийного оборудования и программы Power Point. Преподавателем подготовлены задания, над которыми будут работать учащиеся. Для выполнения заданий учащиеся используют ранее полученные знания на уроках специальных дисциплин, химии.
Преподаватель:
Прежде чем мы перейдем к изучению новой темы вспомним основные понятия теории свариваемости.
Задание 1.
Вставьте пропущенные слова в определение свариваемости
(слайд 3)
Задание 2.
Назовите группы свариваемости и соответствующее им содержание углерода (слайд 4)
Задание 3.
Установите соответствие между группой свариваемости и условиями сварки
( слайд 5)
Задание 4
Установите соответствие между группой свариваемости и содержанием углерода
(слайд 6)
Изучение нового материала
В процессе объяснения нового материала учащиеся заполняют таблицу «Сварка углеродистых сталей».
Беседа преподавателя с учащимися о технологических приемах сварки каждой группы сталей сопровождается демонстрация слайдов
Учащиеся слушают сообщения преподавателя, смотрят и обсуждают слайды, заполняют таблицу в рабочем конспекте ( приложение II).
Преподаватель:
При выполнении предложенных заданий мы установили, что свариваемость сталей зависит от содержания углерода. Давайте вспомним, на какие группы делятся стали по содержанию углерода( низкоуглеродистые, среднеуглеродистые и высокоуглеродистые ) и рассмотрим особенности сварки каждой группы углеродистых сталей.
Низкоуглеродистые стали содержат до 0,25% углерода ( слайд 7)
Трудности при сварке: трудностей при сварке не вызывает, обладает хорошей свариваемостью в широком диапазоне значений тепловой мощности пламени.
Характеристика пламени: пламя нормальное, тепловая мощность 100… 130 дм3/ час на 1 мм толщины металла при левом способе сварки, 120…150 дм3/час при правом способе.
Технологические особенности: сварку производят без флюса, сварочная проволока марок Св -08 и Св 08А – для неответственных конструкций
Св – 08Г, Св – 08ГА, -10ГА и 12ГС – для ответственных конструкций
Дополнительные меры. Для повышения пластичности наплавленного металла применяют проковку при температуре светло-красного каления и заканчивают при температуре темно-красного каления. Термической обработке подвергают ответственные конструкции после сварки.
Среднеуглеродистые стали содержат 0,25…0,6% углерода ( слайд 8)
Трудности при сварке. В сварном шве и околощовной зоне могут образоваться холодные и горячие трещины.
Характеристика пламени. Нормальное или слегка науглероживающее. Тепловая мощность 75 … 100 дм3/ час на 1 мм толщины металла.
Технологические особенности: При содержании углерода до 0,45% ведут без применения флюса. Состав флюса:
Прокаленная бура – 100%
Карбонат калия – 50%, гидроортофосфат натрия – 50%
Борная кислота – 70%, карбонат натрия – 30%.
Присадочная проволока СВ – 08ГА, — 10ГА, — 12ГС.
При толщине более 3 мм рекомендуется общий подогрев до 250 – 3500 или местный подогрев до 600-6500
Техника сварки. Сварку выполняют только левым способом Дополнительные меры. Для улучшения механических свойств шов проковывают при температуре 850 – 9000 с последующим отпуском при температуре 600 – 6500.
Высокоуглеродистые стали содержат 0,6 …2,0 % углерода ( слайд 9)
Трудности при сварке. Плохо свариваются из-за образования трещин в закалочных структурах основного металла.
Характеристика пламени. Пламя нормальное или слегка науглероживающее. Тепловая мощность 75 – 90 дм3/час на 1 мм толщины металла.
Технологические особенности. Сварку проводят с применением флюсов с подогревом до температуры 250 – 3000, после сварки рекомендуется проковка шва с последующей нормализацией или отпуском
Техника сварки. Способ сварки левый без поперечных колебаний мундштука горелки.
Дополнительные меры. Термообработка после сварки
Закрепление и обобщение знаний
Преподаватель предлагает учащимся выполнить следующие задания:
1) Отметьте правильные высказывания ( слайд 9)
* Флюс необходимо применять во всех случаях
* Повышение содержания углерода ухудшает свариваемость
* С повышением содержания углерода в стали тепловую мощность пламени следует уменьшать
* Для сварки низкоуглеродистых сталей следует применять проволоку марки СВ – 13ХМА
* Сварку низкоуглеродистых сталей выполняют только правым способом.
2) Разгадайте кроссворд ( слайд10)
3) Учащимся необходимо ответить на вопросы теста ( приложение I ) (проверка правильности ответов производится с помощью слада 11 презентации )
Подведение итогов урока:
1. Преподаватель подводит итоги урока, благодарит всех учащихся за урок, определяет задачи работы на ближайшие перспективы.
2. Выставляет оценки в журнал:
1) За успешную самостоятельную работу при повторении пройденного материала.
2) За период изучения новой темы обучающиеся имеют возможность получить дополнительные положительные оценки за ответы на вопросы и разгадывание кроссворда и все учащиеся получают оценки за ответы на вопросы теста
Домашнее задание:
Прочитать учебник стр.401 – 403 Г.Г.Чернышов «Сварочное дело»
Литература:
1.Г.Г.Чернышов «Сварочное дело. Сварка и резка металлов» М., Академия, 2015 г.
2.Н.А.Юхин «Газосварщик», М., Академия,2005.
3.Конструктор кроссвордов. [email protected]
Приложение I
Тест. Вариант 1
1.Выберите способ сварки стали Ст 3 толщиной 3 мм
А) правый Б) левый В) не имеет значения
2.Выберите вид пламени для сварки стали Ст3 толщиной 3 мм
А)нормальное Б) окислительное В) слегка науглероживающее
3.Предложите тепловую мощность пламени для сварки стали Ст 3 толщиной 3мм:
А)200 – 250 Б) 300 – 360 В) 400 -480
4. Выберите н6омер наконечника для сварки стали Ст 3 толщиной 3 ММ
А) №2 Б)№ 3 В) № 4
5. Выберите номер наклона мундштука для сварки стали Ст 3 толщиной 3 мм
А) 300 Б) 450 В) 550
6.Предложите марку сварочной проволоки для сварки стали Ст 3 толщиной 3 мм
А) Св – 10ХА Б) СВ – 08 В) СВ – 12 Г2С
7.Выберите диаметр присадочной проволоки для сварки стали Ст3 толщиной № мм
А)4 мм Б) 2,5 мм В) 3,5 мм
8.Необходимо ли применение флюса при сварке стали Ст 3 толщиной 3 мм?
А) без флюса Б) с применением флюса В) не имеет значения.
Тест. Вариант 2
1.Выберите способ сварки стали 45 толщиной 4 мм
А) правый Б) левый В) не имеет значения
2.Выберите вид пламени для сварки стали 45 толщиной 4 мм
А) нормальное Б) окислительное В) слегка науглероживающее
3.Предложите тепловую мощность пламени для сварки стали 45 толщиной 4мм:
А)250 – 290 Б) 300 – 400 В) 400 -480
4. Выберите н6омер наконечника для сварки стали 45 толщиной 4 мм
А) №2 Б) № 3 В) № 4
5. Выберите номер наклона мундштука для сварки стали 45 толщиной 4 мм
А) 200 Б) 300 В) 400
6.Предложите марку сварочной проволоки для сварки стали 45 толщиной 4мм
А) СВ – 08 Б) Св – 10ХА В) СВ – 12 Г2С
7.Выберите диаметр присадочной проволоки для сварки стали 45 толщиной 4 мм
А)4 мм Б) 3 мм В) 2 мм
8.Необходимо ли применение флюса при сварке стали 45 толщиной 4мм?
А) без флюса Б) с применением флюса В) не имеет
Приложение II
Сварка углеродистых сталей
Низкоуглеродис-тые стали
(до 0,25 % С –Ст0,Ст1,Ст2,
Ст3,08,10,15,20,25)
Среднеуглеро-
дистые
стали (0,25 – 0,6%С
Ст4,30,35,40,
45,50,55,60)
Высокоуглеро-
дистые стали
более 0.6% С
Трудности при сварке
Характеристика пламени
Технологические особенности
Техника сварки
Дополнительные меры
№ и название этапа | Дидактические задачи этапа | Деятельность преподавателя | Рефлексивная деятельность учащихся | I. Организационный этап. | Подготовка обучающихся к работе на занятие. | Предъявление единых педагогических требований: — приветствие; — выявление отсутствующих на уроке; — проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка училища). | Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке обучающихся на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место. | Психологическая установка на восприятие материала занятия. | Организация внимания и готовности обучающихся к занятию (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте). | Готовятся к восприятию занятия. | II. Вводный этап занятия. | Подготовка к основному этапу занятия. | Проверка домашнего задания. | Установление правильности и полноты выполнения домашнего задания. | Организация контроля знаний и умений обучающихся и коррекция. Вопросы предыдущего занятия по теме «Напряжения и деформации при газовой сварке»:
Основными причинами возникновения напряжений и деформаций при сварке являются:
| Самоосмысление учебного материала. | Мотивация | Обеспечение возникновения у обучающихся мотива внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии. | Газовая сварка, представляющая собой один из способов сварки металлов и сплавов, стала применяться в начале века с развитием промышленного производства ацетилена и кислорода. Простота конструкции и технического обслуживания газового оборудования, универсальность газовой сварки делают ее наиболее эффективным способом изготовления небольших металлоконструкций в строительно-монтажных условиях, а также при проведении восстановительных работ в ЖКХ и ремонтных мастерских. | Осмысливают значимость материала данного занятия в формировании профессионального опыта. | Сообщение темы. | Тема сегодняшнего занятия: Технологические особенности сварки углеродистых и легированных сталей. Запишите тему в тетради. | Слушают название темы. Записывают в тетради. | Постановка цели. | Обеспечение самоосмысления через постановку цели. | Перед Вами стоит следующая цель. Вы будете: иметь представление о особенностях сварки низкоуглеродистых, среднеуглеродистых, высокоуглеродистых, низколегированных, низколегированных низкоуглеродистых молибденовых и хромомолибденовых, низколегированных хромокремнемарганцовистых сталей. знать: — особенности сварки углеродистых и легированных сталей; — применяемый присадочный материал; — используемая мощность пламени; — дополнительные технологические мероприятия (термическая обработка). уметь: — определять марки сталей по содержанию углерода и легирующих элементов. | Обучающиеся осмысливают и записывают цель в терминах «иметь представление», «знать», «уметь». | Формирование ориентировочно основы учебной деятельности. Изучение нового материала. | Обеспечение восприятия и осмысления способов действий (свойств, правил, принципов, алгоритмов, методов, особенностей). | Вернёмся к теме и целям занятия Изложение новой информации, составление алгоритма деятельности обучающихся по ее практическому применению. Содержание: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СВАРКИ УГЛЕРОДИСТЫХ И ЛЕГИРОВАННЫХ СТАЛЕЙ ОСОБЕННОСТИ СВАРКИ НИЗКОУГЛЕРОДИСТЫХ СТАЛЕЙ Низкоуглеродистые стали относятся к группе хорошо свариваемых сталей. Сварка сталей этой группы осуществляется в широких пределах тепловой мощности без подогрева перед сваркой. Углеродистые конструкционные стали применяют в основном после отжига или нормализации. Прокаливаемость сталей при содержании углерода менее 0,3 % небольшая. Тем не менее, при малом содержании углерода, но при сварке толстостенных деталей и высокой скорости охлаждения, возможно образование закалочных структур. В таких условиях обязательно необходима термообработка перед и после сварки. В качестве присадочного материала согласно ГОСТ 2246—70 можно применять все шесть марок низкоуглеродистой сварочной проволоки (Св-08; Св-08А; Св-08АА; Св-08ГА; Св-10ГА; Св-10Г2), но при условии, что данная партия металла имеет спокойную или полуспокойную плавку. Если же металл, который необходимо cварить, имеет кипящую плавку (степень раскисления «кп»), то не обходима сварочная проволока с повышенным содержанием кремния и марганца — Св-08Г2С. Вообще в сварных конструкциях используют стали всех степеней раскисления. Однако в ответственных конструкциях применяют стали спокойных плавок. Это обусловлено тем, что кипящие стали характеризуются большой неоднородностью по распределению примесей, в частности серы и фосфора, в связи с этим повышается вероятность образования горячих трещин из-за наличия серы. Кипящие стали более склонны к старению и переходу в хрупкое состояние при работе в области низких температур. При повышенном содержании фосфора в металле возможны холодные трещины. Сварку низкоуглеродистых сталей можно осуществлять левым или правым способом, и исходя из выбранного способа определить диаметр сварочной проволоки. Необходимо помнить, что при правом способе сварки коэффициент мощности пламени всегда на 20…30% больше, чем при левом. Сварку низкоуглеродистых сталей осуществляют нормальным (восстановительным) пламенем. Мощность пламени — главный показатель режима газовой сварки. Но в первую очередь нужно определить удельный коэффициент мощности пламени (расхода горючего газа) по табл. 9.1. Так как данный металл — низкоуглеродистая сталь, то расход газа составит 80… 150 л/ч на 1 мм толщины свариваемого металла. Тогда формула мощности пламени примет вид М = (80… 150)S, где S — толщина элемента (детали). Предположим, что соединение стыковое, толщина металла равна 3 мм, следовательно, мощность пламени в этом случае будет М = 100 • 3 = 300 л/ч. Это число показывает необходимую мощность пламени (расход ацетилена) для сварки стыкового соединения из низкоуглеродистой стали при условно выбранной толщине металла 3 мм. По табл. 9.2 определяют номер наконечника. Таким наконечником оказывается наконечник номер 3 с пропускной способностью 250…350 л/ч. По данным техническим условиям этот наконечник является оптимальным. К дополнительным технологическим мероприятиям (для снятия внутренних напряжений) можно отнести термическую обработку (см. гл. 10). Мероприятия по уменьшению напряжений и деформаций производятся не только при газовой сварке, но и при других видах сварочных работ. Например, проковка шва после сварки успешно применяется только при многослойной сварке. Дело в том, что при ударе молотком по шву могут образоваться мелкие трещины, которые переварятся последующими (швами) слоями. Этот способ реализуется при дуговых способах сварки. Кроме того, при ковке нельзя проковывать первый и последний шов. ОСОБЕННОСТИ СВАРКИ СРЕДНЕУГЛЕРОДИСТЫХ СТАЛЕЙ Среднеуглеродистые стали содержат 0,25…0,6% углерода. Если рассматривать среднеуглеродистые стали с точки зрения классификации свариваемости, то часть сталей с содержанием углеро- да 0,25… 0,35 % попадает в группу удовлетворительно свариваемых сталей. Технология сварки удовлетворительно свариваемых и низкоутлеродистых сталей практически одинакова. Условия свариваемости ограниченно свариваемых сталей (содержание углерода 0,35…0,45%) и плохо свариваемых (содержание углерода свыше 0,45%), значительно отличаются от двух предыдущих групп. Технологические особенности сварки ограниченно и плохо свариваемых сталей следующие. При сварке возможно образование в сварном шве и зоне термического влияния закалочных структур и трещин. Для того чтобы избежать такого результата, необходимо медленное остывание сварного соединения или шва. Деталь можно положить в остывающую печь, можно засыпать сухим песком либо перед или после сварки нагреть строго по технологическим режимам. Присадочным материалом может служить та же проволока, что и для сварки низкоуглеродистых сталей (Св-08ГА; Св-10ГА; Св-10Г2, Св-08Г2С). Повышение механических свойств сварного шва может быть достигнуто применением таких сварочных проволок, как Св-ОбНЗ и Св-18ХГС. Сварку осуществляют левым способом. Пламя строго нейтральное, при окислительном пламени будет выгорать углерод, что приведет к пористости сварного шва. Мощность пламени (удельный расход ацетилена) несколько меньше, чем при сварке низкоуглеродистых сталей — 75… 100 л/ч на 1 мм толщины свариваемого металла. Дополнительные технологические мероприятия следующие: при толщине металла свыше 3 мм необходим предварительный подогрев деталей до 250…350 °С. Местный подогрев околошовной зоны осуществляют горелками до температуры 650…700 °С. Структуру сварного шва и околошовной зоны после сварки улучшают отпуском при температуре 600…650 °С. ОСОБЕННОСТИ СВАРКИ ВЫСОКОУГЛЕРОДИСТЫХ СТАЛЕЙ Высокоуглеродистые (инструментальные) стали содержат 0,6…2% углерода. По свариваемости эти стали относят к трудно свариваемым, следовательно, сварные конструкции из этих ста- лей не изготавливают. Назначение инструментальной углеродистой стали различных марок — изготовление зубил и слесарных молотков, центров токарных станков, штампов, пуансонов и матриц, резцов, фрез, метчиков, буров по твердым породам, пил по металлу и т.д. Из этих сталей также изготавливают врубовый, бурильный инструмент и другие детали машин, которые требуют большого объема наплавочных работ, поэтому сварочные работы с этими сталями будут носить восстановительный или ремонтный характер. Удовлетворительные результаты можно получить при сварке деталей из этих сталей толщиной до 6 мм. Перед сваркой необходим предварительный подогрев до температуры 250…350°С для предупреждения появления закалочных структур и трещин. При сварке металла толщиной менее 3 мм подогрев не производится. Для сварки высокоуглеродистых сталей используется присадочная проволока с низким содержанием углерода тех же марок, что и для сварки низкоуглеродистых сталей. Предпочтительнее применять проволоку марок Св-ОбНЗ или Св-18ХГС. Сварку следует проводить левым способом, так как это снизит перегрев металла. Пламя может быть нормальным или слегка науглероживающим, поскольку даже при небольшом избытке кислорода в пламени происходит выгорание углерода и шов может быть пористым. Мощность пламени (расход горючего газа) составляет 75 л/ч на 1 мм толщины металла. Дополнительные технологические мероприятия следующие: при сварке этих сталей рекомендуется применять флюс — прокаленную буру для раскисления сварочной ванны. После сварки для снятия внутренних напряжений и улучшения структуры и механических свойств сварного соединения применяют термическую обработку, установленную для конкретной марки стали. Более подробную информацию можно найти в учебниках и справочниках по технологии металлов. ОСОБЕННОСТИ СВАРКИ НИЗКОЛЕГИРОВАННЫХ СТАЛЕЙ Низколегированными называются стали, в которых количество легирующих элементов (добавок) в сумме не превышает 2,5%. Легирующие добавки в сталь вводят в целях повышения прочностных свойств, но не для придания ей особых свойств (жаростойкости, окалиностойкости и т.д.). Углеродистые и низколегированные конструкционные стали (по микроструктуре) относят к одному классу — перлитному. Низколегированные стали нашли широкое применение не только в строительстве, но и в других отраслях производства. Наиболее распространенные марки этих сталей — 09Г2; 09Г2С; 10ХСНД; 15ХСНД и др. Перечисленные стали обладают хорошей свариваемостью, повышенной прочностью. При сварке этих сталей применяют сварочную проволоку следующих марок: Св-08А; Св-ГА; Св-08ГС; Св-08Г2С. Сварку можно проводить левым или правым способом. Выбор способа зависит от толщины свариваемого металла. Вид пламени — строго нормальное. Мощность пламени (номер наконечника горелки) определяется удельным расходом ацетилена на 1 мм толщины свариваемого металла, который в свою очередь зависит от выбранного способа газовой сварки. При левом способе сварки удельный расход ацетилена составляет 75… 100 л/ч, при правом — 100… 130 л/ч. Флюс не требуется. Низколегированные стали по содержанию углерода относятся к низкоуглеродистым сталям, поэтому при сварке они не закаливаются и не склонны к перегреву. В качестве дополнительных технологических мероприятий для повышения механических свойств металла шва применяют термическую обработку — нормализацию с охлаждением на воздухе. ОСОБЕННОСТИ СВАРКИ НИЗКОЛЕГИРОВАННЫХ Газовая сварка этих сталей может использоваться в теплоэнергетике при монтаже и ремонте трубопроводов и систем паровых котлов. Молибденовые стали марок 12М, 15М, 25МЛ содержат углерода соответственно 0,12; ОД 5 и 0,25 %, молибдена до 1 % (точнее 0,4…0,6%) и предназначены для работы при температуре до 500…550°С. Хромомолибденовые стали марок 12ХМ, 15ХМ содержат до 1 % хрома и молибдена, а в сталях 12Х1МФ и 15X1 MlФ кроме хрома и молибдена присутствует ванадий (до 0,2 %). Стали могут работать до температуры 580 °С. При сварке этих сталей применяют сварочную проволоку марок Св-08ХМ, Св-12ХМ, Св-18ХМА, Св-10НМ и Св-10ХНМА. Благодаря наличию хрома, никеля и особенно молибдена обеспечиваются необходимые условия работы сварных соединений (теплоустойчивость, прочность и пластичность). Сварку можно выполнять как левым, так и правым способом. Пламя строго нейтральное (восстановительное). Мощность пламени выбирается из расчета 100 л/ч (ацетилена) на 1 мм толщины свариваемых элементов. Флюс не применяют. Для сварки этих сталей дополнительно применяют следующие технологические мероприятия. Перед сваркой кромки следует зачистить до металлического блеска. Кромки должны быть скошены под углом 45°, их притупление должно составлять 0,5…0,7 мм, зазор по всей длине стыка — 0,5 мм. Сборка стыка проверяется шаблонами. Перед сваркой производится прихватка по окружности труб согласно технологической документации. Сварку выполняют отдельными участками длиной не более 15…25 мм, так как при большей длине возможно появление незаметных трещин, которые могут остаться в сварном шве. При толщине металла до 5 мм сварку ведут в один слой, при толщине более 5 мм — в два слоя. Первый корневой шов выполняют без присадочного металла в целях получения полного провара корня шва. Первым корневым швом, образно говоря, как бы «пролуживают» кромки стыка трубы. Для уменьшения выгорания хрома и молибдена сварочную ванну нужно поддерживать в более густом состоянии, но не перегревать. Сварку следует вести с минимальным количеством перерывов. При вбзобновлении сварки сварной шов в месте работы, а при сварке труб весь стык следует подогреть до 250… 300°С. После сварки стыки подвергают термической обработке — нормализации при температуре 900…950°С. ОСОБЕННОСТИ СВАРКИ НИЗКОЛЕГИРОВАННЫХ ХРОМОКРЕМНЕМАРГАНЦОВИСТЫХ СТАЛЕЙ Стали этой группы обладают повышенной прочностью и упругостью. Из сталей 20ХГС, 25ХГС, ЗОХГС и 35ХГС прокатывают тонкостенные трубы, которые идут на изготовление легких и прочных металлических конструкций. В термически обработанном состоянии эти стали имеют высокие механические показатели. Прочность стали марки 25ХГС (ов) — 8 МПа (80 кгс/мм2), относительное удлинение (5) — 10%, ударная вязкость (Оп) — 6 кгс • м/см2. Трудности при сварке этих сталей состоят в том, что они склонны к закалке и трещинообразованию. Несмотря на это, стали хорошо свариваются газовой сваркой, которая применялась в качестве основного способа сварки в период внедрения этих сталей в производство. В дальнейшем газовая сварка уступила первенство другим способам сварки. Область применения газовой сварки ограничена сваркой сталей малой толщины (0,8…3 мм). В качестве присадочной проволоки могут применяться сварочные проволоки марок Св-08, Св-08А или Св-18ХМА, Св-18ХГСА, когда требуется кроме хрома и молибдена присутствует ванадий (до 0,2 %). Стали могут работать до температуры 580 °С. При сварке этих сталей применяют сварочную проволоку марок Св-08ХМ, Св-12ХМ, Св-18ХМА, Св-10НМ и Св-10ХНМА. Благодаря наличию хрома, никеля и особенно молибдена обеспечиваются необходимые условия работы сварных соединений (теплоустойчивость, прочность и пластичность). Сварку можно выполнять как левым, так и правым способом. Пламя строго нейтральное (восстановительное). Мощность пламени выбирается из расчета 100 л/ч (ацетилена) на 1 мм толщины свариваемых элементов. Флюс не применяют. Для сварки этих сталей дополнительно применяют следующие технологические мероприятия. Перед сваркой кромки следует зачистить до металлического блеска. Кромки должны быть скошены под углом 45°, их притупление должно составлять 0,5…0,7 мм, зазор по всей длине стыка — 0,5 мм. Сборка стыка проверяется шаблонами. Перед сваркой производится прихватка по окружности труб согласно технологической документации. Сварку выполняют отдельными участками длиной не более 15…25 мм, так как при большей длине возможно появление незаметных трещин, которые могут остаться в сварном шве. При толщине металла до 5 мм сварку ведут в один слой, при толщине более 5 мм — в два слоя. Первый корневой шов выполняют без присадочного металла в целях получения полного провара корня шва. Первым корневым швом, образно говоря, как бы «пролуживают» кромки стыка трубы. Для уменьшения выгорания хрома и молибдена сварочную ванну нужно поддерживать в более густом состоянии, но не перегревать. Сварку следует вести с минимальным количеством перерывов. При вбзобновлении сварки сварной шов в месте работы, а при сварке труб весь стык следует подогреть до 250… 300°С. После сварки стыки подвергают термической обработке — нормализации при температуре 900…950°С | Воспринимают, осмысливают способы действий. Анализируют, конкретизируют (приводят примеры) полученную информацию, сравнивают ее с известной, ранее изученной, систематизируют обобщают (делают вывод, синтезируют). Составляют алгоритм (последовательность) выполнения работы по практическому применению полученных знаний. | Первичное закрепление базисного уровня. | Обеспечение репродуктивного воспроизведения материала на основе алгоритма действий. | Задание: Марки сталей: Ст1, Ст4, Ст5, Ст6, Стали 40,45,50,55,75,15Г, 15Х, 30Х, 40Х, 40Г, 50Г, 50Х,6ХС. По свариваемости стали подразделяются на 4 группы, для которых характерна хорошая, удовлетворительная, ограниченная и плохая свариваемость. Задача-классифицировать марки по свариваемости. | Выполняют практические задания под руководством преподавателя. | Этап закрепления изученного материала. Самостоятельная работа обучающихся по применению полученных знаний. | Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации. | Задание для самостоятельной работы
Эталон
| Самостоятельное выполнение заданий с применением знаний в знакомой и измененной ситуациях. | Заключительный этап занятия. | Анализ и оценка успешности достижения цели занятия | Подвести итоги занятия. Анализ работы каждого обучающегося. | Самоанализ выполненной работы. Самокоррекция. | Мотивация. | Формирование у обучающихся ориентации на успех. | Поощрение обучающихся в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых). | Самоактуализация. Саморегуляция через достижения цели. | Домашнее задание. | Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей. Постановка новой цели к следующему занятию. | Сообщение домашнего задания: Повторить тему «Технологические особенности сварки углеродистых и легированных сталей».
Тема следующего занятия: «Технологические особенности сварки чугуна». На этом занятии вы сможете усвоить как происходит сварка чугуна (горячая и холодная), какие трудности при сварке. | Самоосмысление способов выполнения домашнего задания. Самоосмысление информации о задачах на ближайшие занятие. |
Разработка урока Тема урока:«Сварка углеродистых сталей»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОРИСОВСКИЙ АГРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» Тема урока: «Сварка углеродистых сталей» ПМ 02. «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и сплавов, чугунов во всех пространственных положениях» МДК 02.02. «Технология газовой сварки» ( профессия 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы, 2 курс) Номинация: Профессии строительного профиля, машиностроение и металлообработка Выполнил: преподаватель спец. дисциплин Дудник В.В. пгт.Борисовка 2014 год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для участия в конкурсе представлена разработка урока на тему «Сварка углеродистых сталей». Разработка урока включает в себя: 1. План-конспект урока; 2. Технологическую карту урока; 3. Презентацию к уроку. Урок разработан в соответствии с программой ПМ. 02 «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях» по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) Объем материала, представленного к изучению на этом уроке, значителен. Эта тема является одной из основных в курсе, т.к. углеродистые стали нашли широкое применение при изготовлении сварных конструкций. на устойчивость горения дуги, и рассказать о полярности дуги. Это занятие имеет большое значение в будущей профессиональной деятельности учащихся, поэтому преподаватель должен создать все условия для формирования у них положительной мотивации к изучаемому предмету. Использование современных информационных технологий позволяет сделать данный урок доступным и наглядным. Использование элементов блочно-модульной технологии, экранизированных с помощью мультимедийного проектора даёт возможность добиться полного усвоения материала; позволяет, благодаря комбинированному использованию дидактического раздаточного материала и проектора вовлекать учащихся в поисковую деятельность: преподаватель ставит перед учащимися проблему и привлекает их к ее решению. Быстрая смена информации, постоянная работа педагога с обучающимися позволяет контролировать ситуацию в группе, видеть глаза ребят, на ходу моделировать урок, вносить, если возникает такая необходимость, корректировки. Немаловажный положительный аспект – экономия времени – это позволяет не просто изучить новый материал, но и дает возможность его закрепить. У обучающихся развивается зрительная память. Одна из основных задач урока – развитие логического мышления, умения рассуждать и делать выводы. При разработке презентации урока использовалась программа Microsoft Office Power Point. Презентация работает в режиме просмотра. При работе со слайдами 4,6,12 необходимо «кликать» мышкой на поле закрытых квадратов для того, чтобы они открылись. При работе с кроссвордом (слайд 11 ) вопросы открываются по щелчку мыши, ответы — «кликанием» мыши на квадраты соответствующих слов. Урок № 28 Сварка углеродистых сталей. ( МДК.02.02. Технология газовой сварки, 2 курс) Цели урока: Дидактические, образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Развитие навыков самоконтроля Тип урока: Комбинированный (повторение пройденного материала, изучение нового и его закрепление) Методическое обеспечение:
Вопросы для изучения новой темы:
|
Технологическая карта урока
Тема: «Сварка углеродистых сталей»
Сообщение темы, целей и плана урока
— приветствие обучающихся;
— проверяет готовность группы к занятию;
— сообщает тему занятия;
— приветствуют преподавателя;
— слушают, записывают тему и план урока в тетрадь; осмысливают цели предстоящего занятия
Включаются в процесс
Компетенции:
Мотивационная
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Мотивация учебной деятельности
Обоснование целей занятия
Определение ключевых понятий
Выбор средств для реализации целей урока.
— нацеливает на результат
— корректирует индивидуальные цели, формулирует общую цель;
— ставит вопрос об определении ключевых понятий;
— знакомит со средствами для реализации целей.
— слушают;
-знакомятся со средствами реализации целей;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Информационная компетенция – владение информационными технологиями.
Актуализация знаний
— Проводит фронтальную беседу, фиксирует правильные ответы:
-отвечают на вопросы,
-находят правильные ответы,
-вырабатывают критерии своего поведения
Информационная компетенция – владение информационными технологиями
Формирование новых знаний:
Трудности при сварке углеродистых сталей
Характеристика пламени
Технологические особенности сварки
Техника сварки
Дополнительные меры
— формирует знания обучающихся:
— слушают сообщения преподавателя, заполняют таблицу в рабочей тетради.
Учащиеся понимают объясняемую тему, формулируют основные положения лекции.
Систематизация, закрепление, обобщение знаний.
— задает вопросы, формирует умения анализировать, сравнивать, находить общее и отличное, делать выводы;
— обобщает и подводит итоги работы по закреплению знаний
-анализируют, отвечают и делают выводы, разгадывают кроссворд, самостоятельно отвечают на вопросы теста, принимают участие в игровом моменте
Закрепление знаний по новой теме.
Обучающиеся успешно выполняют работу
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
Подведение итогов занятия
-подводит итоги
-выставляет и комментирует оценки
-слушают
и осмысливают итоги урока
Задания для самостоятельной работы во внеаудиторное время
Предлагает домашнее задание, дает инструкции по его выполнению
-слушают, задают вопросы, записывают в тетрадь
Рефлексия
— проводит рефлексию
Я не знал… — Теперь я знаю…
Выражают отношение к уроку;
осознают результаты своей деятельности.
Содержание урока
Преподаватель:
Тема урока – «Сварка углеродистых сталей» и наша с вами задача изучить основные технологические приемы сварки углеродистых сталей различных групп. ( слайд 1 и 2 презентации)
Актуализация знаний
На прошлом уроке учащиеся познакомились с понятиями «свариваемость», «группы свариваемости», «условия свариваемости». Проверка уровня усвоения пройденного материала происходит с привлечением возможностей мультимедийного оборудования и программы Power Point. Преподавателем подготовлены задания, над которыми будут работать учащиеся. Для выполнения заданий учащиеся используют ранее полученные знания на уроках специальных дисциплин, химии.
Преподаватель:
Прежде чем мы перейдем к изучению новой темы вспомним основные понятия теории свариваемости.
Задание 1.
Вставьте пропущенные слова в определение свариваемости
(слайд 3)
Задание 2.
Назовите группы свариваемости и соответствующее им содержание углерода (слайд 4)
Задание 3.
Установите соответствие между группой свариваемости и условиями сварки
( слайд 5)
Задание 4
Установите соответствие между группой свариваемости и содержанием углерода
(слайд 6)
Изучение нового материала
В процессе объяснения нового материала учащиеся заполняют таблицу «Сварка углеродистых сталей».
Беседа преподавателя с учащимися о технологических приемах сварки каждой группы сталей сопровождается демонстрация слайдов
Учащиеся слушают сообщения преподавателя, смотрят и обсуждают слайды, заполняют таблицу в рабочем конспекте ( приложение II).
Преподаватель:
При выполнении предложенных заданий мы установили, что свариваемость сталей зависит от содержания углерода. Давайте вспомним, на какие группы делятся стали по содержанию углерода( низкоуглеродистые, среднеуглеродистые и высокоуглеродистые ) и рассмотрим особенности сварки каждой группы углеродистых сталей.
Низкоуглеродистые стали содержат до 0,25% углерода ( слайд 7)
Трудности при сварке: трудностей при сварке не вызывает, обладает хорошей свариваемостью в широком диапазоне значений тепловой мощности пламени.
Характеристика пламени: пламя нормальное, тепловая мощность 100… 130 дм3/ час на 1 мм толщины металла при левом способе сварки, 120…150 дм3/час при правом способе.
Технологические особенности: сварку производят без флюса, сварочная проволока марок Св -08 и Св 08А – для неответственных конструкций
Св – 08Г, Св – 08ГА, -10ГА и 12ГС – для ответственных конструкций
Дополнительные меры. Для повышения пластичности наплавленного металла применяют проковку при температуре светло-красного каления и заканчивают при температуре темно-красного каления. Термической обработке подвергают ответственные конструкции после сварки.
Среднеуглеродистые стали содержат 0,25…0,6% углерода ( слайд 8)
Трудности при сварке. В сварном шве и околощовной зоне могут образоваться холодные и горячие трещины.
Характеристика пламени. Нормальное или слегка науглероживающее. Тепловая мощность 75 … 100 дм3/ час на 1 мм толщины металла.
Технологические особенности: При содержании углерода до 0,45% ведут без применения флюса. Состав флюса:
Прокаленная бура – 100%
Карбонат калия – 50%, гидроортофосфат натрия – 50%
Борная кислота – 70%, карбонат натрия – 30%.
Присадочная проволока СВ – 08ГА, — 10ГА, — 12ГС.
При толщине более 3 мм рекомендуется общий подогрев до 250 – 3500 или местный подогрев до 600-6500
Техника сварки. Сварку выполняют только левым способом Дополнительные меры. Для улучшения механических свойств шов проковывают при температуре 850 – 9000 с последующим отпуском при температуре 600 – 6500.
Высокоуглеродистые стали содержат 0,6 …2,0 % углерода ( слайд 9)
Трудности при сварке. Плохо свариваются из-за образования трещин в закалочных структурах основного металла.
Характеристика пламени. Пламя нормальное или слегка науглероживающее. Тепловая мощность 75 – 90 дм3/час на 1 мм толщины металла.
Технологические особенности. Сварку проводят с применением флюсов с подогревом до температуры 250 – 3000, после сварки рекомендуется проковка шва с последующей нормализацией или отпуском
Техника сварки. Способ сварки левый без поперечных колебаний мундштука горелки.
Дополнительные меры. Термообработка после сварки
Закрепление и обобщение знаний
Преподаватель предлагает учащимся выполнить следующие задания:
1) Отметьте правильные высказывания ( слайд 9)
* Флюс необходимо применять во всех случаях
* Повышение содержания углерода ухудшает свариваемость
* С повышением содержания углерода в стали тепловую мощность пламени следует уменьшать
* Для сварки низкоуглеродистых сталей следует применять проволоку марки СВ – 13ХМА
* Сварку низкоуглеродистых сталей выполняют только правым способом.
2) Разгадайте кроссворд ( слайд10)
3) Учащимся необходимо ответить на вопросы теста ( приложение I ) (проверка правильности ответов производится с помощью слада 11 презентации )
Подведение итогов урока:
1. Преподаватель подводит итоги урока, благодарит всех учащихся за урок, определяет задачи работы на ближайшие перспективы.
2. Выставляет оценки в журнал:
1) За успешную самостоятельную работу при повторении пройденного материала.
2) За период изучения новой темы обучающиеся имеют возможность получить дополнительные положительные оценки за ответы на вопросы и разгадывание кроссворда и все учащиеся получают оценки за ответы на вопросы теста
Домашнее задание:
Прочитать учебник стр.401 – 403 Г.Г.Чернышов «Сварочное дело»
Литература:
1.Г.Г.Чернышов «Сварочное дело. Сварка и резка металлов» М., Академия, 2004 г.
2.Н.А.Юхин «Газосварщик», М., Академия,2005.
3.Конструктор кроссвордов. [email protected]
Приложение I
Тест. Вариант 1
1.Выберите способ сварки стали Ст 3 толщиной 3 мм
А) правый Б) левый В) не имеет значения
2.Выберите вид пламени для сварки стали Ст3 толщиной 3 мм
А)нормальное Б) окислительное В) слегка науглероживающее
3.Предложите тепловую мощность пламени для сварки стали Ст 3 толщиной 3мм:
А)200 – 250 Б) 300 – 360 В) 400 -480
4. Выберите н6омер наконечника для сварки стали Ст 3 толщиной 3 ММ
А) №2 Б)№ 3 В) № 4
5. Выберите номер наклона мундштука для сварки стали Ст 3 толщиной 3 мм
А) 300 Б) 450 В) 550
6.Предложите марку сварочной проволоки для сварки стали Ст 3 толщиной 3 мм
А) Св – 10ХА Б) СВ – 08 В) СВ – 12 Г2С
7.Выберите диаметр присадочной проволоки для сварки стали Ст3 толщиной № мм
А)4 мм Б) 2,5 мм В) 3,5 мм
8.Необходимо ли применение флюса при сварке стали Ст 3 толщиной 3 мм?
А) без флюса Б) с применением флюса В) не имеет значения.
Тест. Вариант 2
1.Выберите способ сварки стали 45 толщиной 4 мм
А) правый Б) левый В) не имеет значения
2.Выберите вид пламени для сварки стали 45 толщиной 4 мм
А) нормальное Б) окислительное В) слегка науглероживающее
3.Предложите тепловую мощность пламени для сварки стали 45 толщиной 4мм:
А)250 – 290 Б) 300 – 400 В) 400 -480
4. Выберите н6омер наконечника для сварки стали 45 толщиной 4 мм
А) №2 Б) № 3 В) № 4
5. Выберите номер наклона мундштука для сварки стали 45 толщиной 4 мм
А) 200 Б) 300 В) 400
6.Предложите марку сварочной проволоки для сварки стали 45 толщиной 4мм
А) СВ – 08 Б) Св – 10ХА В) СВ – 12 Г2С
7.Выберите диаметр присадочной проволоки для сварки стали 45 толщиной 4 мм
А)4 мм Б) 3 мм В) 2 мм
8.Необходимо ли применение флюса при сварке стали 45 толщиной 4мм?
А) без флюса Б) с применением флюса В) не имеет
Приложение II
Сварка углеродистых сталей
Низкоуглеродис-тые стали
(до 0,25 % С –Ст0,Ст1,Ст2,
Ст3,08,10,15,20,25)
Среднеуглеро-
дистые
стали (0,25 – 0,6%С
Ст4,30,35,40,
45,50,55,60)
Высокоуглеро-
дистые стали
более 0.6% С
Трудности при сварке
Характеристика пламени
Технологические особенности
Техника сварки
Дополнительные меры
Урок специальной технологии на тему «Сварка низко- и среднеуглеродистых сталей»
ГПОУ ЯО РКГИ
УРОК СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Сварка низко- и среднеуглеродистых сталей
Разработчик: преподаватель специальных дисциплин Красноперова Е.И.
г. Рыбинск
2019г.
Урок специальной технологии
Преподаватель ГПОУ ЯО РКГИ
Красноперова Е.И.
ПМ.03 «Выполнение сварки и резки средней сложности деталей»
Раздел 3. ПМ 03. Ведение технологических процессов и техника выполнения газовой сварки и резки
Тема урока: Сварка низко- и среднеуглеродистых сталей
Курс
Группа
Цели урока:
Обучающие: — формирование системы знаний об особенностях технологии газовой
сварки низко- и среднеуглеродистых сталей
— актуализация сведений о сталях и их сварке из курсов спецтехнологии и
практического опыта
— развитие способностей определять основные параметры сварки,
элементы техники сварки, особенности технологии
— развитие умения понимать информацию, представленную в опорных
конспектах и составлять их
— развитие умения выделять главное, систематизировать, обобщать и
делать выводы
Развивающие: — развитие памяти, речи (правильное построение предложений с
использованием технических терминов)
Воспитательные: — формирование коммуникативной культуры
Тип урока: комбинированный
КМО: опорные конспекты, контролирующие задания
МПС: практика, специальная технология, материаловедение.
Деятельность учащихся:
— отвечают устно на вопросы преподавателя
— составляют и анализируют опорные конспекты
— выполняют самостоятельную работу по
карточкам – заданиям
— формулируют определения, понятия
— оценивают свою деятельность
— формулируют тему урока и его актуальность (анализируя, обобщая,
делая выводы)
Структура урока
Организационный компонент.
Сообщение темы предмета, постановка целей перед учащимися (мотивация)
2 мин.
Актуализация и повторение ранее полученных знаний
8 мин
3. Изучение нового материала в ходе:
А) фронтальной беседы
Б) работы учащихся по составлению опорных конспектов
В) постановки проблемных вопросов
20 мин.
4. Закрепление и обобщение изученного материала в ходе решения учебной цели.
Самоконтроль (работа с карточками-заданиями)
8 мин.
5. Самоанализ урока учащимися (ответы на вопросы: «!Что мы изучали?», «Кому?», «Когда?» и «Зачем?» это потребуется. Формулирование темы и цели урока учащимися).
5 мин.
6. Подведение итогов.
Домашнее задание (с определением темы следующего урока)
2 мин
Технологическая карта урока
Этапы | Цель | Деятельность учащегося | Деятельность преподавателя | Показатели достижения образовательного результата |
1.Организационнй компонент. Сообщение темы. Постановка целей перед учащимися. (мотивация) | Мотивация учащихся. Создание условий для полноценной деятельности | Настраиваются на активную работу. Осознают цели и виды своей деятельности | Проверяет список состава группы и готовности к занятию. Сообщает тему и основные вопросы. Мотивирует учащихся. Излагает план работы на занятие и цели для учащихся. | Готовность учащихся к уроку. Заинтересованность, быстрое включение в деловой ритм.. |
2.Актуализация и повторение ранее полученных знаний Подготовка к основному этапу занятия. | Актуализация ранее полученных знаний. Ликвидация пробелов в знаниях. Активизация учащихся. Развитие речи и умения система- тизировать.. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | Отвечают на вопросы. Уточняют | Настраивает на активную работу. Уточняет домашнее задание (систематизирует вопросы). Задает вопросы: Назовите основные элементы техники сварки, дайте их характеристику Назовите основные параметры сварки Дайте характеристику основных видов пламени Для каких материалов используют названные виды пламени Как определить вид пламени по внешнему виду Как выбрать диаметр проволоки Корректирует ответы вместе с учащимися | Правильные, краткие, четкие и логичные ответы. Првильное построение предложений. Активность Готовность учащихс к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
3.Изучение нового материала «Сварка низко- и среднеуглеродистых салей» в ходе: А) фронтальной беседы Б) работы учащихся по составлению опорных конспектов В) постановки проблемных вопросов | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний. Формирование системы знаний о технологии сварки углеродистых сталей. Актуализация сведений о сталях и их сарке из курсов спецтехнологии, материаловедения и практики. Развитие способностей определять особенности технологии и выбирать основные параметры сварки и элементы техники сварки в зависимости от вида свариваемых материалов . Развитие умения составлять и понимать информацию, представленную в опорном конспекте. Развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, приводить примеры, выделять главное, делать выводы. Развитие внимания, речи. | Записывают в конспект новую тему. А) отвечают на вопросы в ходе фронтальной беседы, используя знания, полученные ранее (практика, спецтехнология, материаловедение). Сравнивают, анализируют, делают выводы. Слушают пояснения преподавателя. Б) совместно с преподавателем составляют опорный конспект, выделяют главное, задают вопросы, уточняют. В) отвечают на проблемные воросы. | А) Объясняет новый материал по теме в ходе фронтальной беседы через постановку проблемных вопросов, опираясь на знания учащихся, приобретенные ранее («Можно-ли использовать для сварки Н.У.ст. окислительное пламя? Что это даст? При каком условии»…). Координирует рассуждения и сравнения учащихся. Побуждает учащихся делать выводы («Как вы думаете, почему…»). Б) Ставит учебные задачи перед работой учащихся с опорными конспектами. В) Задает проблемные вопросы по технологии сварки Н.У иС.У. сталей. Корректирует ответы. | Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности: А) Правильные ответы на вопросы из курса теоретического и практического обучения.. Б) Возникновение у учащихся вопросов по опорным конспектам В) Правильные ответы на вопросы: «Какая из приведенных сталей: 10кп или 45 легче сваривается? Почему?» «Что следует предпринять для избежания образования трещин после сварки углеродистых сталей?» «Зачем выполняют проковку швов» и т.д. |
4. Закрепление и обобщение изученного материала в ходе решения учебной цели. Самоконтроль (работа с карточкам-заданиями). | Обеспечение усвоения новых знаний на уровне применения в измененной ситуации. Воспитание у учащихся навыков самоконтроля. Проверка усвоения знаний учащимися и преподавателем за занятие – мотивация для закрепления знаний. | Самостоятельно работают с карточками-заданиями. Проверяют правильность ответов Делают выводы об усвоении материала и вопросах, требующих доработки (самомотивация). | Ставит цели перед учащимися. Проверяет % усвоения знаний. Делает выводы о необходимости корректировки работы и пополнении знаний по отдельным вопросам. | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. Получение информации о достижении учащимися планируемых результатов обучения Удовлетворительные ответы учащихся |
5. Самоанализ урока учащимися (выводы, обобщения, формулирование темы урока) | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме. Развитие осознанного восприятия материала, памяти, речи. Развитие умения анализировать, обобщать и делать выводы. Развитие коммуникативной культуры. | Отвечают на вопросы: «Что мы изучали?» «Кому?» «Когда?» и «Зачем это потребуется?». Анализируют ход урока и самостоятельно формулируют тему урок. Записывают ее в конспектах. Определяют цели занятия, возможность применения знаний, значимость материала, что надо изучить еще – самомотивация).
| Корректирует ответы учащихся на поставленные вопросы. Уточняет тему урока. Актуализирует недостаточность знаний о технологии сварки углеродистых и легированных сталей (переход к следующей теме «Сварка легированных сталей»). | Логичные ответы учащихся на вопросы. Формулирование учащимися темы урока. Активная продуктивная деятельность по включению части в целое, классификации и систематизации, выделению внутрипредметных связей. |
6. Домашнее задание (с определением темы следующего занятия). Подведение итогов
| Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы: выводы о достижении целей урока, недоработках, корректировка планов дальнейшей работы. Стимулирование учащихся. Актуализация значимости темы. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Слушают, записывают, делают выводы. | Оценивает работу учащихся. Отмечает достоинства и недостатки. Сообщает домашнее задание и тему следующего занятия. | Мотивация учащихся. Адекватность самооценки учащегося оценки преподавателя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
Опорный конспект
СВАРКА НИЗКО- И СРЕДНЕУГЛЕРОДИСТЫХ СТАЛЕЙ
Н.У.ст
С.У.ст
« С» « С»
0 ,1% 0,22% 0,22% 0,45%
СС
Без затруднений дополнительные технологические приемы
ТЕХНИКА
левый или правый способ только левый способ (уменьшается перегрев основного Ме
ПЛАМЯ
Н ормальное
Мощность: нормальное или слегка науглероживающее
Л.сп.: 100-120дм3/ч на 1мм толщины Ме 75-100дм3/ч на 1мм толщины Ме
Пр.сп.: 120-150дм3/ч на 1мм толщины Ме
ПРОВОЛОКА
Фпр=1/2толщины Ме
Фл=1/2толщиныМе + 1
С в-08, Св-08А – неответственные конструкции Св-08ГА, Св10ГА, Св12ГС
Св-08Г, Св-08ГА, Св-10ГА, Св14ГС — ответственные
ОСОБЕННОСТИ
При толщине Ме более 3мм подогрев:
общий до Т=250-3500 С или
нет местный до Т= 600-6500 С
Проковка шва при Т=850-9000 С и термообработка
( высокотемпературный отпуск при Т=600-6500 С)
Карточки-задания
Учащийся гр.С2 ___________________________
Сталь марки | Вид стали по содержанию углерода | Способ сварки | Вид пламени | Мощность пламени | Диаметр проволоки | Особенности |
20
|
|
|
|
|
|
|
35
|
|
|
|
|
|
|
Ответы
Сталь марки | Вид стали по содержанию углерода | Способ сварки | Вид пламени | Мощность пламени | Диаметр проволоки | Особенности |
20
|
низкоуглеродистая |
Левый или правый |
нормальное | Левый способ: 100-120дм3/ч на 1мм толщины
Правый способ: 120-150дм3/ч на 1мм толщины |
Фл=1/2толщ.Ме+1
Фпр=1/2толщ.Ме |
нет |
35
|
среднеуглеродистая |
Только левый |
нормальное или слегка науглероживающее |
75-100дм3/ч на 1мм толщины |
1/2толщины металла + 1 | При толщине Ме более 3мм подогрев: общий до Т=250-350 0С или местный до Т= 600-6500 С
Проковка при Т=850-9000 С и высокотемпературный отпуск при Т=600-6500 С
|
«Технология ручной дуговой сварки (наплавки) неплавящимся электродом в защитном газе углеродистых и легированных сталей»
Лекция № 16
Тема: Технология ручной дуговой сварки (наплавки) неплавящимся электродом в защитном газе углеродистых и легированных сталей
Тип урока – лекция (изложение нового материала)
Метод ведения урока – информационный
Цели урока:
Образовательная:
Студент должен знать:
-особенности подготовки металла к сварке;
— технику и технологию сварки ручной дуговой сварки (наплавки) неплавящимся электродом в защитном газе углеродистых сталей;
— технику и технологию сварки ручной дуговой сварки (наплавки) неплавящимся электродом в защитном газе легированных сталей.
Воспитательная:
— воспитать у обучаемых студентов умения сосредоточенность, внимательность, интерес к выбранной профессии.
Развивающая:
— сформировать у обучаемых информационно — профессиональное мировоззрение, стремление к познанию нового;
— побудить интерес к дисциплине, раскрыть взаимосвязь дисциплины с другими профессиональными дисциплинами.
Форма обучения – групповая.
Метод преподавания – разъяснительный.
3. Материально – техническое и дидактическое оснащение урока:
— презентация по теме;
— материал электронного учебника.
Ход урока:
Температура плавления углеродистой стали составляет 1535°С. Наиболее часто аргонодуговой сваркой неплавящимся электродом сваривают стали, используемые в теплоэнергетике.
Углеродистые и низколегированные стали
- Сталь 10, Сталь 20, 15ГС
Хорошая
Присадок Св-08Г2С, Св-08ГС
Зачистка кромок до металлического блеска
12МХ, 15ХМ
Присадок Св-08НХ, Св-08ХМ
15Г2С
Удовлетворительная
Присадок Св-08Г2С, Св-08ГС
12X1МФ, 15Х1М1Ф, 12Х2М1, 12Х2МФСР, 12Х2МФБ
Присадок Св-08ХМФА, Св-08ХГСМФА
Трудности при сварке Основная — трудно избежать образования пор из-за недостаточного раскисления основного металла. Средством борьбы с порообразованием служит снижение доли основного металла в наплавленном металле шва
Подготовка к сварке. Для разделки сталей, а также подготовки кромок используют газовую, плазменную или воздушно-дуговую резку. После нее участки нагрева металла зачищают резцовым или абразивным инструментом до удаления следов термообработки. Непосредственно перед сборкой стыка кромки зачищают на ширину 20 мм до металлического блеска и обезжиривают.
Стыки собирают в сборочных кондукторах либо с помощью прихваток, которые выполняют с полным проваром и их переплавкой при наложении основного шва. Прихватки с недопустимыми дефектами следует удалять механическим способом. На потолочные участки шва прихватки накладывать не рекомендуется, поскольку там они труднее поддаются переплавке при выполнении основного шва. На сталях 10 и 20 прихватки выполняют только с помощью присадочной проволоки. Ее поверхность должна быть чистой, без окалины, ржавчины и грязи. Очищать проволоку можно как механическим способом, гак и химическим травлением в 5%-ном растворе соляной кислоты.
- 2-3
3-4
Толщина кромок свариваемых изделий, мм
до 10
св. 10
1-5 — очередность установки прихваток А, Б — выводные планки для начала и окончания сварки
Выбор параметров режима. Сварку ведут на постоянном токе прямой полярности. Сварочный ток назначают: при однопроходной сварке — в зависимости от толщины конструкции, а при многопроходной — исходя из высоты шва. Высота шва (валика) при ручной аргонодуговой сварке должна составлять 2-2,5 мм. Ориентировочно сварочный ток выбирают из расчета 30-35 А на 1 мм диаметра вольфрамового электрода. Напряжение на дуге должно быть минимально возможным, что соответствует сварке короткой дугой. Скорость сварки выбирают с учетом гарантированного проплавления кромок и формирования требуемой выпуклости сварного шва.
Техника сварки. При выполнении первого (корневого) шва возможна сварка без присадочной проволоки, но при этом все прихватки должны быть проплавлены. Нельзя сваривать без присадочной проволоки конструкционные углеродистые стали марок 10 и 20, так как в металле шва могут появиться поры. Сварку ведут углом вперед. Присадочную проволоку подают навстречу движению горелки, причем угол между ними должен составлять 90°. Следует избегать резких движений проволокой — они приведут к разбрызгиванию присадочного металла или окислению конца проволоки. Присадок должен всегда находиться в зоне защиты аргоном. Корневой шов сваривают без поперечных колебаний. При наложении последующих слоев горелкой совершают колебательные движения, амплитуда которых зависит от формы разделки кромок. Кратер шва при отсутствии системы плавного снижения сварочного тока заваривают путем введения в кратер капли присадочного металла, одновременно плавно увеличивая дугу до ее естественного обрыва. Газовую защиту убирают, отводя горелку через 10-15 с после обрыва дуги.
РЕЖИМЫ СВАРКИ НИЗКОУГЛЕРОДИСТЫХ И НИЗКОЛЕГИРОВАННЫХ СТАЛЕЙ
0,8
1
20,2
0,5
0,5—
—
—70
80
1102
2
31,6
1,6
1,68-10
8-10
8-101
1
12
0,5
—
110
3
1,6
8-10
1
4
61
1,5—
—120
1403,5
42
210-12
10-122
24
2
1
120
3,5
2
10-12
2
6
2
1
140
4
2
10-12
4
8
102
21
1140
1404
42
210-12
10-12
66
План-конспект урока на тему: Выполнение ручной дуговой сварки пластин из низкоуглеродистой стали во всех положениях сварного шва
Предварительный просмотр:
li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-6}#doc7457516 .lst-kix_list_1-1>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-0,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-1,decimal) » «}#doc7457516 .lst-kix_list_3-2>li:before{content:»\002022 «}#doc7457516 ol.lst-kix_list_2-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-0 0}#doc7457516 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-0,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-1,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-2,decimal) » «}#doc7457516 .lst-kix_list_2-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-8}#doc7457516 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-0,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-1,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-2,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-3,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-4,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-5,decimal) » «}#doc7457516 .lst-kix_list_2-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-3}#doc7457516 .lst-kix_list_6-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc7457516 ol.lst-kix_list_1-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-7 0}#doc7457516 .lst-kix_list_6-7>li:before{content:»\0025cf «}#doc7457516 .lst-kix_list_2-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-3,decimal) «. «}#doc7457516 ol.lst-kix_list_1-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-5 0}#doc7457516 .lst-kix_list_1-4>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-0,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-1,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-2,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-3,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-4,decimal) » «}#doc7457516 .lst-kix_list_6-2>li:before{content:»\0025cf «}#doc7457516 ul.lst-kix_list_5-1{list-style-type:none}#doc7457516 ul.lst-kix_list_5-2{list-style-type:none}#doc7457516 ul.lst-kix_list_5-3{list-style-type:none}#doc7457516 ul.lst-kix_list_5-4{list-style-type:none}#doc7457516 ul.lst-kix_list_5-0{list-style-type:none}#doc7457516 .lst-kix_list_5-7>li:before{content:»\0025cf «}#doc7457516 ul.lst-kix_list_5-5{list-style-type:none}#doc7457516 .lst-kix_list_2-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-0}#doc7457516 ul.lst-kix_list_5-6{list-style-type:none}#doc7457516 ul.lst-kix_list_5-7{list-style-type:none}#doc7457516 ul.lst-kix_list_5-8{list-style-type:none}#doc7457516 ul.lst-kix_list_7-8{list-style-type:none}#doc7457516 ul.lst-kix_list_7-7{list-style-type:none}#doc7457516 .lst-kix_list_1-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-5}#doc7457516 ol.lst-kix_list_2-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-3 0}#doc7457516 .lst-kix_list_4-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc7457516 ul.lst-kix_list_7-4{list-style-type:none}#doc7457516 .lst-kix_list_2-7>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-7,lower-latin) «. «}#doc7457516 ul.lst-kix_list_7-3{list-style-type:none}#doc7457516 .lst-kix_list_1-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-0,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-1,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-2,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-3,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-4,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-5,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-6,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-7,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-8,decimal) » «}#doc7457516 ul.lst-kix_list_7-6{list-style-type:none}#doc7457516 ul.lst-kix_list_7-5{list-style-type:none}#doc7457516 ul.lst-kix_list_7-0{list-style-type:none}#doc7457516 .lst-kix_list_1-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-6}#doc7457516 .lst-kix_list_2-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-5}#doc7457516 ul.lst-kix_list_7-2{list-style-type:none}#doc7457516 ul.lst-kix_list_7-1{list-style-type:none}#doc7457516 .lst-kix_list_3-3>li:before{content:»\002022 «}#doc7457516 .lst-kix_list_1-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-0}#doc7457516 ol.lst-kix_list_2-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-1 0}#doc7457516 .lst-kix_list_3-6>li:before{content:»\002022 «}#doc7457516 ol.lst-kix_list_1-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-3 0}#doc7457516 .lst-kix_list_5-2>li:before{content:»\0025cf «}#doc7457516 .lst-kix_list_1-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-3}#doc7457516 .lst-kix_list_2-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-7}#doc7457516 .lst-kix_list_6-4>li:before{content:»\0025cf «}#doc7457516 ol.lst-kix_list_2-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-6 0}#doc7457516 .lst-kix_list_6-1>li:before{content:»\0025cf «}#doc7457516 .lst-kix_list_6-8>li:before{content:»\0025cf «}#doc7457516 .lst-kix_list_7-2>li:before{content:»\0025cf «}#doc7457516 ol.lst-kix_list_2-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-5 0}#doc7457516 .lst-kix_list_4-7>li:before{content:»\0025cf «}#doc7457516 ul.lst-kix_list_3-7{list-style-type:none}#doc7457516 ul.lst-kix_list_3-8{list-style-type:none}#doc7457516 ol.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc7457516 ol.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc7457516 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1-0,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-1,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-2,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-3,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-4,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-5,decimal) «.» counter(lst-ctn-kix_list_1-6,decimal) » «}#doc7457516 .lst-kix_list_2-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-6,decimal) «. «}#doc7457516 .lst-kix_list_6-5>li:before{content:»\0025cf «}#doc7457516 ul.lst-kix_list_3-0{list-style-type:none}#doc7457516 ul.lst-kix_list_3-1{list-style-type:none}#doc7457516 ul.lst-kix_list_3-2{list-style-type:none}#doc7457516 ul.lst-kix_list_3-3{list-style-type:none}#doc7457516 ul.lst-kix_list_3-4{list-style-type:none}#doc7457516 ul.lst-kix_list_3-5{list-style-type:none}#doc7457516 ul.lst-kix_list_3-6{list-style-type:none}#doc7457516 .lst-kix_list_2-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-2,lower-roman) «. «}#doc7457516 ol.lst-kix_list_1-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-8 0}#doc7457516 ol.lst-kix_list_1-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-4 0}#doc7457516 ol.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc7457516 ol.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc7457516 .lst-kix_list_7-7>li:before{content:»\0025cf «}#doc7457516 .lst-kix_list_2-1>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-1,lower-latin) «. «}#doc7457516 ol.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc7457516 .lst-kix_list_7-1>li:before{content:»\0025cf «}#doc7457516 .lst-kix_list_4-8>li:before{content:»\0025cf «}#doc7457516 ol.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc7457516 ol.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc7457516 .lst-kix_list_5-5>li:before{content:»\0025cf «}#doc7457516 ol.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc7457516 ol.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc7457516 .lst-kix_list_1-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-7}#doc7457516 ol.lst-kix_list_2-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-8 0}#doc7457516 .lst-kix_list_2-8>li:before{content:»» coun]]>
Изучение технологии сварки углеродистых сталей
Практическое занятие №6. Изучение технологии сварки легированных сталей.
Цель:
1.Изучить технологии сварки легированных сталей.
2.Упражнение в определении параметров сварки легированных сталей.
Задание и методические рекомендации
1. Изучить основные теоретические положения и кратко их изложить по предложенной форме.
Содержание отчета
1.Наименование и цель работы.
2.Оборудование и материалы, используемые в работе.
3.Основные положения по теоретическому материалу(кратко).
4.Описание экспериментальной части работы и полученные результаты с необходимым графическим материалом, анализом, выводами.
5.Обоснованное решение указанной преподавателем задачи.
Содержание работы
Легированные стали бывают:
низколегированные (суммарное содержание легирующих компонентов, кроме углерода, менее 2,5%)
среднелегированные (суммарное содержание легирующих компонентов, кроме углерода, от 2,5 до 10%)
высоколегированные (суммарное содержание легирующих компонентов, кроме углерода, более 10%).
Низколегированные стали делятся на низколегированные низкоуглеродистые, низколегированные теплоустойчивые и низколегированные среднеуглеродистые.
Режим сварки необходимо подбирать так, чтобы не было большого количества закалочных микроструктур и сильного перегрева металла. Тогда можно производить сварку стали любой толщины без ограничений при окружающей температуре не ниже -10С. При более низкой температуре необходим предварительный подогрев до 120-150С. При температуре ниже -25С сварка изделий из закаливающихся сталей запрещается.
Для предупреждения большого перегрева сварку сталей 15ХСНД и 14ХГС следует проводить на пониженной погонной тепловой энергии.
Для обеспечения равнопрочности основного металла и сварного соединения надо применять электроды типа Э50А или Э55.
Среднелегированные стали чувствительны к нагреву, при сварке они могут закаливаться, перегреваться, образовывать холодные трещины, что затрудняет их сварку.
Сварка среднелегированных сталей должна производиться электродами с основным покрытием на постоянном токе при обратной полярности с выполнением многослойных швов каскадным и блочным способами.
Технология сварки должна предусматривать низкие скорости охлаждения металла шва. Способствует предупреждению появления трещин в металле повышение его температуры более 150С.
Длина ступени каскадной сварки должна выбираться из расчета разогрева металла предыдущего слоя шва перед наложением последующего слоя. Длина ступени составляет 150-200 мм.