Аргонодуговая сварка алюминия со сталью
Процесс сваривания алюминия со сталью может быть затруднен физико-химическими свойствами алюминия. Сваривание этих двух металлов в основном производится аргонодуговой сваркой с использованием вольфрамовых неплавящихся электродов.
Перед свариванием должен быть подготовлен двухсторонний скос кромок металла под углом приблизительно 70 градусов. При скосе прочность сваривания значительно увеличивается, что позволяет ей достичь наибольшей прочности. Свариваемые кромки тщательно очищаются механическим или пескоструйным способом, а в некоторых случаях – с использованием химических средств.
Химическая очистка кромок алюминия производится с помощью химического травления, а потом на поверхность металла наносится активирующее покрытие. Для подготовки алюминия к свариванию не допускается дробеструйная очистка, потому что на поверхности металла могут оставаться окисные соединения. Наиболее дешевым покрытием является цинковое, которые наносится способом механической обработки.
Технология сваривания предусматривает применение стандартных сварочных установок, которыми можно работать с вольфрамовыми неплавящимися электродами.
Особенностью сваривания алюминия со сталью является расположение сварочной дуги. При начале наплавки первого сварочного шва дуга расположена на присадочном прутке, в процессе сваривания – на присадочном прутке и образовавшемся валике. После того как появилась начальная часть валика сварочную дугу нужно зажигать снова на алюминиевом валике. При сваривании встык дуга производится по кромке, сделанной на алюминиевой детали, а присадка делается на кромке из стали. Таким образом, выходит, что жидкий алюминий натекает на поверхность стали, с которой он сваривается, и скрепление этих двух металлов происходит замечательно.
Если толщина свариваемого металла не превышает 3 миллиметра, используется сила сварочного тока в 110 – 130 Ампер. При толщине металла толщиной 6 – 8 миллиметров нужно устанавливать ток в 130 – 160 А., а при толщине 9 – 10 миллиметров, 180 – 200 А. Только в таком случае Вы сможете обеспечить хороший прогрев свариваемых деталей, а также образование нужно соединительной прослойки.
В качестве присадочного материала используется проволока марки АД1. Присадку с маркировкой АМг6 применять не стоит, потому что в случае формирования интерметаллидного слоя участие может принимать магний, который только снизит прочность соединений. По всей видимости, наличие атомов магния вместо атомов алюминия может сильно снизить прочность сварочного соединения, вследствие чего образуются слабые связи, потому что магний практически не растворяется в железе.
В зависимости от типа сварочных соединений при сваривании нужно соблюдать последовательность наложения валиков сварочного шва, которые обеспечат качественное сваривание. Чередуя валики с обеих сторон можно предотвратить перегрев стальной детали, а также предупредить преждевременное выгорание цинка с его поверхности.
Сварка алюминия со сталью и другими металлами
Часть металлов ввиду своих особенностей сваривать сложнее остальных, особенно когда дело касается соединения двух деталей из различных материалов. Как раз к такой группе относится алюминий. Сварить его со сталью и другими металлами с помощью электродуговой сварки – задача сложная. Она составляет проблему даже для опытного сварщика.
В чем же причина осложнений? Все дело в том, что при попытке сварить алюминий с другим металлом происходит химическая реакция, в результате которой образовываются интерметаллиды. Это химические соединения из двух и более металлов, которые отличаются высокой хрупкостью. В результате получается довольно непрочный шов. Однако был выведен способ, который помогает добиться хорошего качества шва, о нем мы и поговорим.
Сложности сваривания
Как мы говорили ранее, в результате работы электродуговой сварки образовывается довольно хрупкий шов, что связано с химической реакцией между разными материалами. Обычно интерметаллиды получаются при попытке соединить алюминий с титаном, магнием, медью и сталью. Чтобы качественно выполнить работу, нужно прибегнуть к другим технологиям.
Какой бы режим электродуговой сварки вы не выбрали, добиться прочности шва у вас не получится. Выбор присадочного материала также не будет иметь значение. Разные металлы имеют различные химические и физические показатели, которые прочно связаны с их структурой. Осложняет работу и оксидная пленка, которая обладает высокой прочностью и расположена на всей поверхности алюминиевых изделий. В результате работы температура сварочной дуги будет в любом случае выше рекомендуемой, что приведет к образованию неустойчивых хрупких связей.
Несмотря на все трудности, сварить детали с получением шва приемлемого качества все-таки возможно. Есть несколько несложных способов, один из которых — сварочные работы с использованием переходной биметаллической пластины. Метод чаще всего используется в строительной сфере и в машиностроении.
Особенности метода
Сварка разнородных элементов через пластину успешно используется во многих отраслях, так как способ довольно простой и удобный. С помощью биметаллических пластин соединяют части трубопровода, приваривают алюминиевые детали к корпусам судов, детали в станках и т.д.
Сами вставки производятся способами, которые исключают появление интерметаллидов. Их толщина и состав могут меняться, в зависимости от поставленной цели. Например, для соединения стали и алюминия потребуется пластина с составом «сталь-алюминий».
Трудности метода
По сути трудность всего одна, и она заключается в химическом составе биметаллической пластины. Дело в том, что возможность образования соединения повышенной хрупкости все-таки остается на границе контакта материалов. Такое происходит в результате перегрева вспомогательной вставки. А проплавление до границы другого материала и вовсе вовсе не допустимо.
При соединении со стальной деталью следует начинать с алюминиевой стороны вставки и аналогичным материалом для соединения. Такой метод позволяет увеличить отведение тепла при дальнейшей сварке стали с соответствующей стальной стороной пластины. Далее приварка стальной стороны должна пройти без особых проблем.
Сварка алюминия со сталью,титаном,медью — Справочная информация
Сварка алюминия с медью.
Оценивая свариваемость как совокупность свойств алюминия и меди, определяющих возможность протекания физико-химических процессов, которые приводят к получению прочного неразъемного соединения, необходимо прежде всего обратить внимание на различие их температур плавления. Когда нагрев алюминия достигает температуры плавления, медь находится еще в твердом состоянии. Интенсивное окисление алюминия и меди в процессе дуговой сварки требует применения специальных мер по предупреждению образования окислов и, главное, по удалению их из зоны шва. Многочисленные опыты показали, что даже при сварке в среде аргона разрушение окисной пленки, образующейся на поверхности свариваемых металлов, и смачивание меди алюминием происходят одновременно с оплавлением медной кромки. В результате шов формируется из чрезмерно перегретого алюминия, содержащего значительный процент меди,Механические свойства алюминия при добавке меди, а также меди при добавке алюминия резко изменяются. Диаграмма состояния сплава алюминий — медь (рис. 54) показывает, что алюминий и медь обладают неограниченной взаимной растворимостью в жидком состоянии и ограниченной — в твердом. При 400° С растворимость алюминия
в меди составляет 9,4%, меди в алюминии— 1,5%, при 548° С растворимость алюминия в меди—5,65%. Ниже 500° С в системе медь — алюминий, помимо областей твердых растворов алюминия в меди (a-фаза) и меди в алюминии (х-фаза), имеются фазы твердых растворов на основе химических соединений А1Си2 (Ya-фаза, 15,8—20% Al), Al2Cu3 (б-фаза, 21—22% Al), AlCu (г]2- фаза, 28,2—29% Al), Al2Cu (9-фаза, 46—46,7% Al), Al3Cu (£-фаза, 24,6—25,3% Al).
При содержании меди в алюминии около 67% образуется легкоплавкая эвтектика (Тпл — 548° С), состоящая из х — и 0 — фаз (такую эвтектику часто называют Al — А12Си).
Оптимальным сочетанием свойств обладают алюминиевые сплавы, содержащие до 12—13% меди. Поэтому технология сварки плавлением алюминия с медью должна выбираться с таким расчетом, чтобы содержание меди в металле шва не превышало этого процента. Шов должен формироваться преимущественно из алюминия или являться сплавом на основе алюминия. Применение присадки на медной основе вызывает перегрев алюминия и увеличивает содержание меди в сварном шве (до 40—60%). В результате нормального формирования шва не получается, он, как правило, отличается повышенной хрупкостью. При сварке присадочной проволокой на основе алюминия достигается более высокое качество соединения.
Схема образования сваркой плавлением прочного медноалюминиевого соединения предполагает весьма непродолжительный контакт жидкого алюминия с твердой медью.
Механические свойства алюминия при добавке меди, а также меди при добавке алюминия резко изменяются. Диаграмма состояния сплава алюминий — медь (рис. 54) показывает, что алюминий и медь обладают неограниченной взаимной растворимостью в жидком состоянии и ограниченной — в твердом. При 400° С растворимость алюминия.https://msd.com.ua/s…miniya-s-medyu/
Электроды для сварки Алюминия со сталью
На производстве порой возникает необходимость собирать самые разнообразные конструкции. И перед сварщиками могут возникнуть нетривиальные задачи одной из которых может стать сварка биметаллических соединений. Одним из таких примеров является сварка стали и алюминия. Ведь эти два материала обладают совершенно разными физико-механическим характеристиками, и по отдельности требуют кардинально разных подходов при соединении электродуговой сваркой. Рассмотрим ниже, можно ли сварить алюминий со сталью с применением электродов.
При непосредственном сваривании алюминия со сталью электродуговой сваркой, происходит образование весьма хрупких интерметаллических соединений. Для получения шва с приемлемыми прочностными характеристиками, необходимо использовать специальные методы работ, которые позволяют нивелировать взаимное отрицательное воздействие пары металлов.
При электродуговой сварке алюминия со сталью плавящимся электродом, существует метод использующий биметаллические вставки. Они представляют собой специальный элемент, в котором алюминий уже скреплен со сталью другим методом. Например, путем прокатывания, трения, сварки взрывом или давлением с нагревом. В процессе сварки обе стороны вставки привариваются к соответствующим металлам.
Рекомендуется начинать со сварки алюминия. Это позволяет получить улучшенный отвод тепла в процессе сварочных работ стали со сталью. Также в процессе работ следует избегать перегрева заготовок, иначе в месте соединения разнородных материалов на вставке возникнет разупрочненное соединение, или даже отслоение материала. При этом нет необходимости использовать специализированные электроды, как при сварке разнородных сталей. Достаточно для сварки каждого типа металла использовать свой электрод.
Если соединение не предъявляет высоких прочностных требований к сварному шву, а требуется только герметизация, то можно использовать метод покрытия разнородными металлами. В случае сварки стали с алюминием, покрытие из алюминия предварительно наносится на стальную поверхность. Для этого можно применять либо метод погружения в расплав алюминия, либо метод напайки алюминия на стальную поверхность. При таком методе нужно применять особый метод сварки, при котором дуга направляется на элемент из алюминия и позволяет расплаву стечь из зоны сварки на зону стального с покрытием. Сходным к вышеописанному методу является нанесение на стальную поверхность серебряного припоя. После этого сварные работы выполняются с применением алюминиевого присадочного сплава, и в процессе необходимо следить, чтобы дуга не пожгла серебряный припой.
Если же брать методы сварки неплавящимся электродом для сварки алюминия со сталью, то самым надежным является применение аргонодуговой сварки неплавящимся электродом. При подготовке поверхности шва выполняется скос кромок по 70%, чтобы увеличить площадь контакта. Также обязательным условием является нанесением активирующего вещества, как правило, цинка. Перед которым обязательно следует механическая чистка и протравка поверхности. Также, при этом методе нужно соблюдать некоторые особенности положения дуги при сварке, чтобы избежать преждевременного выгорания покрытия в месте сварки.
Как видим, достаточно сложное и капризное соединение может быть выполнено разными способами, в разнообразных условиях и с широким спектром техническим оснащением. Хотя, определенно для выполнения таких швов необходима достаточно высокая квалификация самого сварщика и достаточный опыт в проведении подобного рода работ.
Можно ли приварить алюминий к нержавеющей стали?
Можно ли приварить алюминий к нержавеющей стали?
К нам очень часто обращаются клиенты с вопросом — «можно ли приварить нержавейку к алюминию». Простыми видами сварки- покрытым электродом, аргонодуговой сваркой, полуавтоматом произвести эту технологическую операцию не получится. Так как при приварке к алюминию таких металлов как сталь, медь, магний, титан образуются очень хрупкие интерметаллические связи. И данное соединение не будет качественно работать ни на герметичность, ни на механические нагрузки. Следовательно качественной сваркой это назвать нельзя. При высокой необходимости для сварки алюминия с другим металлом используют биметаллические переходные заготовки, но их производство очень тяжелый технологический процесс и стоимость такого соединения очень дорогое удовольствие. Поэтому делаем вывод — для простых смертных технология сварки алюминия с другими металлами находится в недосягаемости.
Что касается услуг по сварке алюминия — вы всегда можете обратиться в компанию Аргон66 в Екатеринбурге по адресу Космонавтов 258/3. тел. +7 343 2020023
http://argon66.ru
Про сварку разных металлов можно выделить интересную статью от компании ESAB, размещенную у них на сайте в разделе «ЦЕНТР ЗНАНИЙ ЭСАБ»
Цитата:
«Можно ли сваривать алюминий со сталью с использованием дуговой сварки стальным плавящимся или вольфрамовым электродом в среде инертного газа (GMAW и GTAW)?
В то время как алюминий сравнительно легко скрепляется с большинством металлов адгезивным соединением или механическими способами, для дуговой сварки алюминия с другими металлами, такими как сталь, необходимы особые технологии. При непосредственном приваривании к алюминию методом дуговой сварки таких металлов, как сталь, медь, магний и титан, образуются очень хрупкие интерметаллические соединения. Чтобы избежать формирования таких хрупких составов, были разработаны специальные средства, позволяющие изолировать второй металл от расплавленного алюминия во время дуговой сварки. Два самых распространенных метода дугового сваривания алюминия со сталью — использование биметаллических переходных вставок и покрытие разнородным материалом перед сваркой.
Биметаллические переходные вставки. В продаже доступны биметаллические переходные материалы для сваривания алюминия с такими металлами, как сталь, нержавеющая сталь и медь. Такие вставки представляют собой элементы из алюминия, к которому уже прикреплен другой материал. Для скрепления этих разнородных материалов в биметаллическую переходную вставку обычно используются такие методы, как прокатка, сварка взрывом, трением, оплавлением или давлением с подогревом, но не дуговая сварка. Для дуговой сварки переходных вставок из стали и алюминия можно использовать обычные технологии, такие как GMAW и GTAW. Стальная сторона вставки приваривается к стали, а алюминиевая — к алюминию. При сварке следует избегать перегрева вставок, так как это может привести к образованию хрупкого интерметаллического соединения на стыке стали и алюминия внутри вставки. Рекомендуется начинать со сварки алюминия с алюминием. Это позволяет увеличить отвод тепла при сварке стали со сталью и тем самым избежать перегрева на участке соприкосновения стали с алюминием. Сварка с использованием биметаллических переходных вставок — распространенный метод скрепления алюминия и стали, который часто применяется для обеспечения сварных соединений высокого качества в строительной отрасли. Эта технология используется для приваривания алюминиевых палубных рубок к стальным палубам на судах, в трубных решетках теплообменников, состоящих из алюминиевых труб и решеток из обычной и нержавеющей стали, а также для формирования сварных швов между алюминиевыми и стальными трубами с использованием дуговой сварки.
Покрытие разнородными материалами перед сваркой. Чтобы упростить дуговую сварку стали с алюминием, на сталь можно нанести покрытие. Одним из вариантов является нанесение покрытия из алюминия. Для этого иногда применяется метод покрытия погружением (в расплав алюминия) или пайка алюминия на стальную поверхность. После нанесения покрытия стальной элемент можно приваривать к алюминиевому методом дуговой сварки (при этом необходимо избегать соприкосновения дуги со сталью). При такой технологии сварки используются особые приемы, которые помогают направить дугу на алюминиевый элемент и позволяют расплавленному алюминию из зоны сварки стечь на стальной элемент с алюминиевым покрытием. Еще один метод соединения алюминия со сталью предполагает покрытие стальной поверхности серебряным припоем. После этого выполняется сварка соединения с использованием алюминиевого присадочного сплава (при этом необходимо избегать прожигания слоя из серебряного припоя). Методы сварки на основе покрытия обычно не применяются в случаях, если необходимо обеспечить высокую механическую прочность соединения. Они используются только для герметизации.»
источник — http://www.esab.ru/ru/ru/education/blog/can-i-weld-aluminum-to-steel.cfm
Сварка алюминия со сталью
Сварка при производстве электромонтажных работ
Соединение сваркой стальных токоведущих частей электрических установок с алюминиевыми осуществляют в зависимости от их сечения, конструкции контактных узлов или их назначения с помощью переходных сталеалюминиевых пластин или непосредственно. Пластины могут быть изготовлены на стыковых сварочных машинах или сваркой с предварительным алитированием стальных заготовок.
Стыковая контактная сварка. Сварка плавлением стали с алюминием невозможна из-за образования в шве хрупкого сплава
Fe—Al. Сварка осложняется также большим различием темпера-, тур плавления алюминия (650° С), стали (1530° С) и окисной пленки алюминия (2050° С).
Для получения пластичных и прочных швов сталь — алюминий необходима такая организация процесса, при которой хрупкая составляющая AlFe удалялась бы и в шве оставался бы лишь твердый раствор Fe + А1, содержащий не более 1,9% железа на стороне алюминия и не более 10% алюминия на стороне железа в диаграмме состояния. Такой процесс может быть осуществлен контактной стыковой сваркой при условии создания ударной осадки соединяемых частей с высокой скоростью до того момента, когда начнется застывание сплава. При этом должны быть обеспечены наличие достаточного количества в жидкой фазе стали и алюминия, диффузия металлов друг в друга и необходимое усилие осадки. С этой целью завод «Электрик» в Ленинграде разработал и серийно выпускает специальную машину типа МС3201 с преобразователем давления, обеспечивающим осадку со скоростью 300— 350 мм/с.
Эта машина используется в электромонтажной практике преимущественно для заготовки узлов ошиновки установок электролиза алюминия (электролизных ванн). На ней выполняется сварка пакетов алюминиевых лент со стальными стержнями (блюмсами) катодных блоков и приварка алюминиевых башмаков к анодным стальным стержням. В первом случае пакет из 54 алюминиевых лент толщиной 1 мм и шириной 150 мм, общим сечением 8100 мм2 приваривается к блюмсу сечением 115 X 240 мм; во втором случае алюминиевый башмак сваривается со стальным стержнем диаметром 140 мм.
Установочная длина стальной и алюминиевой свариваемых частей составляет по 75 мм. Таким образом, в начальный момент сварки расстояние между зажимами машины равно 150 мм. Сварка производится на 16-й ступени регулировки трансформа — Yopa. Весь процесс после зажатия деталей выполняется автоматически. При сварке происходит угар и выплавление стали на 10 мм и пакета алюминиевых лент на 65 мм, что учитывают при заготовке пакетов.
За одну смену работы на машине МС3201 сваривают около 40 соединений стальных блюмсов с пакета ми алюминиевых лент, что позволяет оборудовать этими узлами ошиновки два крупных электролизера алюминия.
Сварные соединения стали с алюминием имеют высокие электрические и механические характеристики. Предел прочности при испытании на растяжение составляет 60—80 МПа (6—8 кгс/мм2). Разрушение происходит по алюминию в зоне термического влияния. Исследование микроструктуры сварных соединений показало, что при соблюдении необходимого технологического режима хрупкая составляющая выдавливается из зоны шва в результате ударной осадки. В случае же несвоевременной осадки в шве остается
прослойка хрупкой составляющей, толщина которой колеблется от 0,02 до 0,1 мм. Эта прослойка обусловливает низкую пластичность шва.
Таблица 11-6 Режимы алитирования стальных пластин
Примечание, стин 200 мм. Длина пла« |
Сварка плавлением стали с алюминием производится с предварительным покрытием кромок стальных деталей (пластин) тонким слоем алюминия путем али — тирования.
Для алитирования стальные пластины на участке 25—30 мм от торцов очищают от окалины и ржавчины на наждачном круге, при этом острые кромки немного закругляют. На зачищенную поверхность наносят флюс ВАМИ, разведенный водой до состояния густой пасты. После просушки слоя флюса при комнатной температуре кромки пластин погружают в расплавленный в тигле алюминий, нагретый до 750—
780° С. Режимы алитирования приведены б табл. 11-6. В процессе алитирования пластинам сообщают колебательные движения, что способствует удалению остатков флюса и шлаков.
Таблица 11-7 Режимы сварки стальных алитированных пластин с алюминиевыми
|
Не разрешается встряхивать пластины для удаления избыточного алюминия после выемки их из тигля. При наличии темных пятен или разрывов слоя алитирования следует вновь зачистить
пластину на наждачном круге и повторить алитирование.
Стальные алитированные пластины сваривают с алюминиевыми пластинами угольным электродом на постоянном токе прямой полярности. Режимы сварки приведены в табл. 11-7. Для пластин толщиной до 6 мм можно также использовать аргонодуговую сварку неплавящимся электродом. Режимы аргонодуговой сварки не отличаются от приведенных в табл. 9-9 для соединения алюминиевых шин встык.
Рис. 11-5. Применение сталеалюминиевых переходных контактных пластин при монтаже крановых троллей: a — компенсатор на тем — тературном шве троллея; б — присоединение алюминиевой подпиточ — ной шины к троллею; в — подключение питающего алюминиевого провода к троллею 1 — троллей из стального угольника; 2 — сварной шов; 3,4 — стальная и алюминиевая части пластины троллейного компенсатора типа У-1010; 5 — гибкая часть компенсатора; б — направляющее устройство на стыке уголков; 7, 9 — стальная и алюминиевая части троллейной планки типа ПТ і 8 =■ алюминиевая подпиточная шина; 10 — алюминиевый провод |
Пластины с тщательно зачищенными проволочной щеткой кромками укладывают на приспособление, предназначенное для сварки шин встык, с угольной подкладкой. На кромки пластин наносят флюс ВАМИ. В процессе сварки дугу направляют на кромки алюминиевой пластины. Стальная пластина нагревается только за счет натекающего на нее слоя расплавленного алюминия. Соединение достигается в результате сплавления алитирующего слоя с наплавленным алюминием. Техника сварки аналогична технике сварки встык алюминиевых шин.
Важным условием получения достаточной механической прочности соединения является выполнение шва с усилением необходимой величины, которая должна быть не менее указанной в табл. 11-7.
На рис. 11-5 приведены примеры использования сталеалюминиевых пластин, изготовляемых заводами Главэлектромонтажа.
Переходные пластины при заготовке узлов ошиновок или при электромонтажных работах приваривают алюминиевой частью к алюминиевым частям и стальной частью — к стальным.
Обеспечение безопасности при выполнении сварочных работ, а также выполнение необходимых требований промышленной санитарии являются важнейшей частью комплекса мероприятий по организации электромонтажного производства. При сварочных работах следует учитывать возможные несчастные случаи, …
В электромонтажной практике сварка пластмасс находит применение при монтаже соединительных муфт на кабелях с поливинилхлоридными оболочками. При этом корпус с муфты, также изготовленный. из поливинилхлорида, приваривают внахлестку к оболочке. Наиболее …
15-1. Сварка свинца Сварка свинца в электромонтажной практике применяется только при монтаже свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. При этом производится приварка ушек аккумуляторных пластин к соединительным полосам. До недавнего времени сварку свинца …
СВАРКА АЛЮМИНИЯ СО СТАЛЬЮ С ПОМОЩЬЮ БИМЕТАЛЛА
СВАРКА РАЗНОРОДНЫХ МЕТАЛЛОВ
Применение такого металла имеет большое практическое значение для создания композитных сталеалюминиевых конструкций, в которых можно наиболее эффективно использовать основные качества обоих металлов: высокую прочность стали и малый вес алюминиевых сплавов, что чрезвычайно важно с точки зрения экономии металлов и снижения конструкционной металлоемкости изделий.
При наличии биметалла сталь — алюминий соответствующих размеров и толщины можно сваривать соединения различных типов из стали и алюминия: стыковые, тавровые и др. При этом стальная деталь приваривается к стальному слою биметаллической вставки обычными способами электродуговой сварки, а алюминиевая деталь приваривается к слою биметаллической вставки также обычными способами аргонодуговой сварки.
В настоящее время отечественной промышленностью освоен выпуск двух видов конструкционных биметаллов алюминий — сталь, пригодных для использования в сварных изделиях: биметалл сталь Х18Н10Т — сплав АМгб и биметалл армко-железо — АМгб.
Средняя статическая прочность на отрыв биметаллического соединения сталь Х18Н10Т — сплав АМгб, полученного прокаткой, в интервале температур от *—196° С до +300° С приведена ниже:
Температура Средняя прочность
испытаний, °С соединений на отрыв, 10—7Н/м2
TOC o «1-5» h z —196……………………………………………………… 19,0
—50 15,0
20 14,0
100 13,0
200 10,0
250 . . 7,0
300 9,0
ИспытБюался также биметалл армко-железо — АМг5. При суммарной толщине биметалла 8 мм предел прочности на отрыв слоев составляет от 13,0 до 14,6 -10-7 Н/м2, для толщины биметалла 7,6 мм — от 7,1 до 11,1 • 10~7 Н/м2, Средний предел прочности на отрыв слоев биметалла Х18Н10Т— АМгб составляет от 10,4 до 15,2 • 10~7 Н/м2.
3- | * Г * т *— 1—ч | |||
f | , ( г л | У- | ||
У | г | Г 1 58 | ||
1 | 70 і 0,1 |
Рис. 36. Образец биметалла для изучения переходной зоны при вакуумном нагреве. |
Эти данные свидетельствуют о том, что прочность схватывания слоев на отрыв у биметалла Х18Н10Т —АМгб значительно выше, чем у биметалла армко-железо ■— АМгб при высокой стабильности показаний.
Для металлографических исследований, изучения характера распространения тепла и термических циклов сталеалюминиевых соединений, характера разрушения была разработана технология и получен целый ряд сочетаний биметаллов сталь—алюминий с различными данными по составляющим.
Для опытов применяли образцы, вырезанные из биметаллических листов сталь — алюминиевый сплав различных сочетаний. Биметаллические образцы подвергались нагреву. Длительные выдержки осуществлялись в печи, кратковременные — в вакууме при повышенных температурах,
В последнем случае эксперименты проводились на биметаллических образцах, форма и размеры которых показаны на рис. 36. Толщина листов 6—10 мм. Для определения температуры возникновения интерметаллических фаз по линии перехода в биметалле были проведены две серии опытов.
В первой из них были изготовлены образцы размерами 10 X 10 мм и подвергнуты нагреву при температурах 100, 200, 300, 350, 400, 450, 500, 550, 600 и 650° С соответственно с различным временем выдержки от нескольких секунд до 8 ч.
В результате нагрева при температурах от 100 до 500° С в течение до 8 ч в структуре биметалла никаких изменений не наблюдается.
При нагреве образцов до температур 550, 600, 650° С на границе перехода сталь — алюминий происходит образование интерметаллической прослойки. Она возникает при температуре 520—550° С уже при двухчасовой выдержке. С увеличением времени выдержки новая фазовая составляющая увеличивается незначительно.
При просмотре в поляризованном свете наблюдается развитый слой серо-голубого цвета с микротвердостью порядка (750—780) • 10~7 Н/м2. Толщина слоя колеблется в пределах от 10 до 20 мкм. Слой весьма хрупок, при измерении микротвердости иногда в нем образуются трещины. Слой имеет довольно четкую границу со сплавом
АМгб.
С целью обеспечения надежного сцепления со сталью технология изготовления биметалла Х18Н10Т — J — АМгб предусматривает предварительное плакирование сплава АМгб чистым алюминием. Таким образом, в готовом виде биметалл фактически является трехслойным материалом Х18Н10Т — алюминий АДО — АМгб.
Изучалась микроструктура и фазовый состав диффузионного слоя на границе сталь — сплав алюминия в биметалле толщиной 10 мм с соотношением толщин компонентов
< | f | ||||||||||
і і і | |||||||||||
( 1 | J і | ||||||||||
I 1 1 | * і | ||||||||||
» . …. | 1 • 1 | 1 ■ і | |||||||||
t і 1 | I ■ I | / | |||||||||
— — ( | 2_ < | ы К° | I 5? | Г | 1 ’I | і і | |||||
< | СИ.. _ | =3 | < | 1 | |||||||
7- | I V | i ft y | |||||||||
t і | ft V | і | ) у | ||||||||
V | . nj |
Рис. 37. Характер изменения микротвердости по сечению биметаллического шлифа: / — исходное состояние; 2 нагрев при 520° С> выдержка 30 мин; 3 — нагрев при 600° С, выдержка 30 мин. |
0,05 0,10 0,15 0,20 0,25 0,30 0,350,40 0,45 0,50 0,55 Расстояние, |
1 : 1 полученном способом пакетного плакирования. Толщина слоя чистого алюминия составляла 0,5 мм. Применялись образцы размером 20 X 20 X 10 мм. Изготовление шлифов биметаллических соединений сопряжено с трудностями в связи со значительной разницей твердости 1200 ^ 1100 1b woo * і 900 |
I 700 л ^ 600 500 т зоо 200 100 о |
стали Х18Н10Т и сплава АМгб и их электрохимических потенциалов. При обычных механических способах изготовления микрошлифов в зоне контакта получается «ступенька», которая может быть устранена путем тщательной полировки. Выявление микроструктуры стали производили электролитическим травлением в 1,0%-ном водном растворе хромовой или щавелевой кислоты.
Для выявления структуры алюминия и сплава АМгб в биметалле использовали электрополировку.
лического шлифа. При проведении |
В исходном состоянии интерметалл иды по линии сплавления биметалла не были выявлены. На рис. 37 представлен график изменения микротвердости по сечению биметал
исследований на биметалле выявлено
Рис. 38. Микроструктуры биметалла Х18Н10Т — АМгб после нагрева (хЗОО): |
_ — исходное состояние; б — нагрев 350° С, выдержка 6 ч; в — нагрев 520а С, выдержка 2 ч. |
наличие по линии перехода участков (сколов), обладающих повышенной твердостью (700—850) • 10~7 Н/м2.
На рис, 38 приведен ряд микроструктур линии перехода биметалла после нагрева. Нагрев до температуры 450— 480° С и выдержка 12 ч (рис. 33, а) не вызывает видимых
‘ 650 Температура нагребало Рис. 39. Зависимость прочности биметалла 1Х18Н9Т — АМгб от температуры нагрева и времени выдержки; / — 1 ч; 2 — 2 ч; 5 — 4 ч; 4 — 6 ч; 5 — 8 ч. |
изменений в структуре. Резких изменений микротвердости на данных шлифах не выявлено. При нагреве в течение 10 мин до температуры 520° С обнаруживается тонкая прослойка интерметаллидов толщиной 3—3,8 мкм.
При исследовании фазового состава на поверхности биметалла алюминий — сталь, обнаружены фазы состава FeAl3 и Fe2Al6. Одновременно проводился электронографический анализ образцов после кратковременных испытаний на разрыв. На поверхности излома обнаружены алюминий, окислы А1203, Fe203 и Al2Si205 (ОН)4. Из полученных электронографических данных видно, что незначительный нагрев до температуры 500° и приложение напряжений дает на поверхности излома интерметаллические фазы Fe3C, Fe2Al5 и FeAl3.
Результаты механических испытаний нескольких серий биметалла сталь Х18Н10Т + сплав АМгб после изотермического нагрева приведены на рис. 39.
Как следует из графиков, прочность сцепления слоев биметалла при нагреве до температур 450—480°С практически не изменяется. В случае нагрева биметалла до температуры 600°С прочность его практически падает до нуля, особенно при больших выдержках. Некоторое увеличение прочности сцепления слоев биметалла в районе температур 450—480° С объясняется возникновением очень тонкой интерметаллической прослойки по границе сцепления.
Влияние различных режимов нагрева в интервале температур 300—600° С при длительности нагрева до 8 ч на изменение прочности сцепления слоев биметалла показано на рис. 40. Обращает на себя внимание значительный разброс данных механических испытаний даже в пределах одного режима обработки. Это свидетельствует о неоднородности границы сцепления компонентов биметалла Х18Н10Т + + АМгб.
При исследовании распределения железа поперек зоны соединения установлено, что вблизи линии контакта железа с алюминием содержание железа несколько уменьшается, так как в результате предварительного отжига стальных листов перед прокаткой происходит окисление поверхности,
Микрорентгеноспектральным анализом биметалла в исходном состоянии не обнаружено образования интерметал-
лических фаз на границе соединения. На рис. 41 представлены результаты анализа после изотермической выдержки биметалла в течение 60 ч при температуре 480° С.
Рис. 40. Зависимость прочности биметалла 1Х18Н9Т — АМгб от времени выдержки при температуре нагрева: |
6 7. 8 9 Время выдержки, ч |
300°С; 2 — 350° С; 3 — 400° С; 4 — 450° С; 5 — 480°С; 6 — 520° С; 550° С; 8— 600° С,
Резкое падение прочности в интервале температур 515—* 530° С вызывается интенсивным ростом интерметаллической прослойки (при содержании ж