Сварка чугуна аргоном — советы опытных сварщиков
Тот, кто пытался варить чугун, наверняка заметил, как сложно добиться высокого качества шва. В этом деле поможет сварка аргоном. Узнайте обо всех тонкостях.
Тот, кто пытался варить чугун, наверняка заметил, как сложно добиться высокого качества шва. Надежное соединение позволяют получить лишь несколько способов. Один из них — сварка чугуна аргоном. Чем она лучше других методов? Какие этапы включает процесс? Нужно ли готовить поверхность? Чего делать не стоит? Ответы на эти вопросы вы узнаете из данного материала.
Особенности чугуна
Рассматриваемый материал является сплавом железа с повышенным содержанием углерода в составе. Если, к примеру, у кованой или закаленной стали этот показатель составляет 0,3-0,5 %, то у чугуна он в десять раз больше (от 2 до 6%). Однако во внимание стоит принять ряд других особенностей материала. Среди них:
- высокая скорость охлаждения, приводящая к появлению слоя «белого» чугуна, который не поддается какой-либо обработке;
- образование пор в процессе сварки за счет выгорания углерода и образования смеси СО;
- низкая пластичность материала — верная предпосылка к появлению трещин.
Увы, недостатки материала зачастую перекрывают все его достоинства, вызывая головную боль у сварщиков. При термообработке общеизвестными методами (ручная сварка и т. д.) и последующем застывании шва его хрупкость приводит к нарушению целостности заготовок. К тому же, чугун выступает трудносвариваемым металлом, поэтому альтернативный метод создания соединений просто необходим. Здесь то на помощь приходит дуговая сварка в среде защитного газа — аргона.
Подготовительный этап
Зону сварки материала необходимо подготавливать тщательнее, чем сталь. Категорически запрещено взаимодействие поверхности с маслом, поскольку оно внедрится глубоко и вероятность вывести его обратно снизится до нуля. При наличии трещин они засверливаются по краям и расширяются на достаточную для проварки глубину. Участок, где будет произведена сварка чугуна аргоном, освобождается от окалины при помощи углошлифовальной машинки (болгарки), наждачной бумаги с крупным зерном или металлической щетки. Если все же присутствуют масляные пятна, их стоит вывести растворителем, либо воспользоваться пламенем горелки.
Последовательность действий
Сварка чугунных изделий аргоном — популярный способ, позволяющий свести риск растрескивания деталей после соединения. Работа выполняется при помощи вольфрамового электрода, что позволяет минимизировать количество шлаков в процессе. Аргоновая сварка чугуна особо востребована в авторемонте при обработке деталей, состоящих из рассматриваемого материала.
Помимо неплавящегося электрода из вольфрама, используются присадочные прутки из никеля. Реже их меняют на бронзовые, либо алюминиевые, обычно из-за низкой стоимости последних. Если же полученная при сварке деталь будет подвергаться термическому воздействию, использование бронзы или алюминия категорически запрещается!
Обязательные требования к процессу:
- предварительная очистка поверхности;
- прогревание заготовок для снижения риска появления трещин;
- малые величины силы тока;
- шов наносится короткими участками;
- каждый шов простукивается молотком для снятия остаточных напряжений;
- по окончании сварочного процесса полученная деталь остывает в естественных условиях, медленно и постепенно.
Присадочные материалы имеют длину 60-70 см и диаметр 6-15 мм. Почему сварка чугуна аргоном считается лучшим способом для обработки материала? Причина очевидна — газ защищает сварочную ванну от проникновения воздуха и шлак внутри нее не образуется (вопреки склонности чугуна к данному процессу).
Когда все необходимое подготовлено, приступают к работе. Далее — коротко о последовательности действий:
- пользователь включает аппарат;
- выполняется подача присадочного материала на поверхность (участок сварки) под углом 20-30 градусов;
- расстояние между соплом горелки и свариваемой деталью должно составлять от 3 до 10 мм;
- выполняют несколько коротких швов вместо одного длинного и непрерывного;
- каждый новый шов простукивается молотком;
- после формирования шва дают остыть детали в естественных условиях;
- при необходимости удаляют налет (брызги сварочные) и обрабатывают соединение наждачной бумагой, УШМ, щеткой из металла.
Вольфрам обладает очень высокой температурой плавления, поэтому ему не грозит оплавление или длительное пребывание при экстремальных температурах.
Полезные советы
Даже точное следование приведенному выше плану не гарантирует, что вы получите ожидаемый эффект. Далее — несколько рекомендаций от опытных сварщиков:
- при обработке материала в домашних условиях допускается любой способ предварительного нагрева детали;
- максимальная длина коротких швов не должна превышать 30 мм;
- удары молотком с целью снятия напряжений должны выполняться мягко и аккуратно, во избежание растрескивания детали.
Высокое качество получаемого соединения — основная причина популярности сварки аргоном чугунных изделий. При должном опыте процесс протекает быстро, а при покупке никелевых присадочных прутков вместо бронзовых или алюминиевых — качественно. Сложности, связанные с физическими и химическими характеристиками чугуна, сходят на нет, когда сварка производится в аргоновой среде. Однако и это достижимо лишь при выполнении ряда условий.
Мы упустили какие-то нюансы при сварке чугуна? В комментариях к статье вы можете поделиться своим мнением по данной теме.
Сварка чугуна аргоном
Что такое чугун? Это сплав железа и углерода, в котором последний может быть представлен в виде графита или цементита (Fe3C). Если в производстве используется графит, то получается серый чугун, который хорошо поддается обработке и сварке. Если цементит, то получается белый чугун, который варить нельзя. Просто не получится. Сам сварочный процесс может производиться практически любыми технологиями. Нас в этой статье будет интересовать сварка чугуна аргоном с применением неплавящегося вольфрамового электрода (TIG).
Но перед тем как начать с ней разбираться, необходимо сказать о том, что существует три основных направления сваривания.
- Свариваемые чугунные детали соединяются между собой чугунным швом.
- То же самое, только шов будет из низколегированной стали.
- И последний – шов из цветных металлов.
То есть, получается так, что аргонная сварка чугуна (ТИГ) может производиться с применением разных по составу присадочных элементов. Но надо обязательно добавить, что сама аргонная технология сваривания чугуна обязательно включает в себя предварительный нагрев заготовок. Хотя все чаще появляются присадки, с помощью которых можно варить чугун и без нагрева. В зависимости от того, до какой температуры будут нагреваться чугунные детали, зависят и разновидности сварки чугуна. Их также три.
- Горячая сварка, когда заготовки нагреваются до 600С.
- Полугорячая – до 400С.
- Холодная – вообще не нагреваются.
Два первых вида обычно используются для того, чтобы создать сварочное соединение таким же по составу, как и сам свариваемый металл. Третий используется, когда создаваемый шов по составу не является чугунным.
Сварка аргоном – технология и последовательность
Процесс аргонодуговой сварки делится на несколько этапов, которые проводятся в определенной последовательности. А именно:
- Подготовка свариваемых заготовок.
- Их подогрев.
- Сам сварочный процесс.
- Медленное охлаждение стыка.
К подготовительному процессу можно отнести зачистку соединяемых поверхностей и формирование кромок. Очень важно правильно кромкам придать необходимую форму. Она не должна быть острой, она должна быть скругленной, как показано на фото ниже. Такое скругление обычно достигается с помощью обычной болгарки. Кромки нужно формировать только в том случае, если толщина соединяемых чугунных заготовок превышает 4 мм.
Подогрев чугуна производится горелкой, после чего можно переходить непосредственно к свариванию металла. Если производится сварка деталей со сложной формой, где присутствуют перемычки, отверстия, участки с разными толщинами, то нагревать необходимо будет всю деталь, а не только участок, где производится сварка.
Чугунные стержни для сварки
Очень важно правильно выбрать присадочный материал. В основном для этого используют стержни, изготовленные из чугуна. Некоторые мастера просто удаляют обмазку с чугунных электродов и применяют их в качестве присадки.
Вот такие марки используются для аргонодуговой сварки чугуна (ТИГ).
- Для горячего сваривания – «А».
- Для горячей сварки с местным нагревом – «Б».
- Для соединения тонкостенных чугунных заготовок при полугорячей сварке – «НЧ-1».
- Для толстостенных чугунных деталей при полугорячей сварке – «НЧ-2».
- Для соединения с повышенными характеристиками износостойкости – «БЧ» или «ХЧ».
Диаметр присадочного стержня выбирается из расчета толщины свариваемых заготовок. Обычно он в два раза должен быть меньше.
Технология сварки
В принципе, варить чугун аргонодуговой технологией нужно точно так же, как и другие металлы. Никаких отклонений или технологических нюансов. Важно правильно настроить сварочный аппарат, который должен выдавать ток силой 40-80 ампер. Разброс величины достаточно большой, потому что в таком диапазоне можно варить детали разной толщины. Оптимальный показатель достигается опытным путем, при котором при сварке металл не трещит.
Сам процесс сварки можно проводить в двух направлениях: горелка движется впереди присадочного прутка или наоборот. Это не нарушает качество шва. Если свариваются две толстые заготовки, то, во-первых, делается Х-образная кромка, во-вторых, сам шов проваривается с двух сторон.
Есть несколько моментов, на которые необходимо обращать внимание, сваривая чугун аргонодуговой сваркой ТИГ.
- Погружать сварочный присадочный стержень в сварную ванну можно после того, как он хорошо нагреется.
- Лучше, если присадка из зоны сваривания не будет выноситься в процессе всего процесса. Но это не критично, потому что после заполнения ванны расплавленным металлом приходится его равномерно распределять по всему зазору, образовывая сварной шов. Именно в это время присадочный элемент там будет только мешать. Но на это уходят доли секунды, так что пруток не успевает остыть.
- Сварка неплавящимся электродом в аргоне должна проводиться непрерывно. Насколько это возможно. Если по каким-то причинам процесс был на время приостановлен, новый шов надо накладывать на край старого, уже остывшего.
- Долго держать пламя горелки на одном месте не допускается. В процессе сильного нагрева чугуна из него начинает испаряться углерод, что приводит к отбеливанию металла. Он становится прочным и твердым, то есть, снижаются его сварные характеристики.
- Лучше всего, если сварку чугуна в аргонном защитном слое проводить в нижнем положении. Таким образом, расплавленный металл не будет вытекать из сварной ванны под действием своего веса и под действием давления самого защитного газа.
- Если свариваются две большие и толстые чугунные заготовки, то зазор между ними будет достаточно большим. Поэтому наплавку производят в несколько слоев. При этом концом присадочного прутка необходимо периодически помешивать содержимое сварочной ванны, чтобы внутри расплавленного металла не образовались поры. Именно таким способом удаляются растворенные в металле газы.
Как видите, сварить чугун с помощью аргонодуговой технологии TIG не очень сложно. Специалисты считают, что именно таким способом соединение чугунных деталей будет самым качественным. Но чтобы качество на самом деле было высоким, нужно обязательно, чтобы чугун после сварки остывал медленно (естественным путем).
Поделись с друзьями
0
0
0
0
Сварка чугуна в аргонной среде
Чугун – это сплав железа и углерода. Он имеет различные свойства, в зависимости от состава. Содержание углерода в сплаве колеблется от 2до 6%. Он делает чугун прочным материалом, плохо поддающимся деформации, ковке, а также сварке. Не зря чугун считают одним из самых трудносвариваемых. Без предварительной подготовки детали невозможно надежно сварить швы этого сплава без дефектов. Поэтому важно выбирать правильный сварочный аппарат, припой. Ну и, конечно, только соблюдение технологии сварки, позволит сделать по-настоящему качественный шов.
Подготовка чугуна к сварке
Процедура подготовки чугунных деталей более кропотливая, чем у стали. Обуславливается склонностью этого материала к образованию трещин и саморазрушению.
Для начала необходимо внимательно осмотреть деталь на предмет дефектов, которые нужно удалить. Первым делом выявляются трещины. Если они обнаруживаются, их локализуют путем засверливания по краям, и разделывается на всю глубину, чтобы не допустить дальнейшего их распространения. Сверления можно избежать, для этого края трещины должны быть закруглены.
Помимо механических дефектов, необходимо удалить пятна и другую грязь. Устранение масляных пятен иногда превращается в настоящие мучение, из-за того, что они глубоко проникают, благодаря пористой структуре чугуна. Вывести их можно при помощи растворителя или газовой горелки.
Кромки шва не должны быть острыми. Они специально закругляются при помощи болгарки, а если ее нет под рукой, можно воспользоваться напильником или наждаком. Необходимо место сварки обязательно очистить от окалин. Для этого также можно воспользоваться болгаркой, шлифовальной машинкой, или металлической щёткой. Очень хорошо помогает очистить поверхность пескоструйная аппарат.
Виды сварочных аппаратов для сварки чугуна
Для сварки в аргонной среде используют аргонодуговой аппарат. Данный вид аппаратов сочетает в себе два способа сварки: электрическую и газовую. Он позволяет получить качественные неразъемные соединения. Существует огромное многообразие моделей с различными функциями. Они могут быть как полностью автоматическими, так и полуавтоматическими.
При использовании полуавтомата получается качественный шов, особенно при наличии инвертора. Но использование этого аппарата требует обязательного подогрева места сварки до 300 градусов. Для того что получить хороший результат необходимо правильно настроить аппарат. Для этого нужно отрегулировать силу тока, скорость подачи проволоки, скорость подачи тока. Обычно в прилагаемой инструкции по эксплуатации описано какое напряжение нужно выставлять для каждого конкретного случая.
Лучшей производительностью обладают автоматические аппараты. В них используется порошковая проволока. Участие человека здесь ограничивается установкой аппарата на место шва, остальную работу аппарат выполняет самостоятельно.
Виды припоя. Как выбрать
В сварке чугуна аргоном обязательно необходимо использовать припой. Материал припоя выбирается индивидуально, в зависимости от вида чугуна и способа сварки. Для сварки чугуна используют неплавящийся электрод из вольфрама. Для высокотемпературной сварки полуавтоматом в большинстве своем используются припои из никеля. Намного реже используются припои из сплава серебра с никелем. Он является более качественным вариантом, шов обладает точно такими же качествами, как и металл детали.
Для горячей сварки полуавтоматом применяют присадочные пруты марки «А». Если был нагрет только шов, то лучше выбирать присадку марки «Б». Если чугун имеет большую толщину, то при холодном способе применяют марку НЧ-1, при небольшой толщине НЧ-2. Для них нужно использовать горелки ГЗУ-1-62 и ГЗМ-1-62
У автоматов используется порошковая проволока, основой которой является кремний. Согласно классификации, для сварки небольших дефектов подойдет проволока марки ПП-АНЧ-1. При ее использовании деталь нагревать ненужно.
Для толстых и предварительно разогретых деталей подойдет марка ПП-АНЧ-2, температура должна быть до 350 градусов. Настройки сварочного аппарата в зависимости от толщины могут колебаться:
- сила тока: 120-600 А;
- напряжение: 24-36 В;
- вылет проволоки: 15-30 мм;
- расход газа: 5- 20 л;
Для всех разогретых до 600 градусов чугунных деталей подойдет ПП-АНЧ-3.
Для того чтобы сварить Высокопрочный чугун необходима проволока ПП-АНЧ-5. Характеристики аппарата во время использования этого материала:
- сила тока: 140-500 А;
- напряжение: 24-36 В;
- вылет проволоки: 15-50 мм;
- расход газа: 5- 20 л;
Заварку дефектов при отливах делают маркой ППСВ-7.
Для более эффективного схватывания шва, свариваемые поверхности обрабатываются специальным флюсом. Ни в коем случае нельзя использовать припои в основу которых составляет фосфор. Это приводит к образованию соединений железа и фосфора, которые по своим свойствам очень хрупкие. Лучше избегать припоев на основе меди, так как у них высокая температура плавления. Перегрев металла в швах приводит к образованию белого чугуна, который после этого приобретает хрупкие свойства, а также перестает свариваться.
Технологии сварки
В сеть включается сварочный аппарат, проверяется его рабочее состояние. Далее производятся необходимые настройки. Для сварки чугуна требуется использовать низкий сварочный ток, для того чтобы избежать смешивания элементов в сварочной ванне. Расход газа устанавливается на отметке 5-8 л/мин. По ротаметру, или 0,2 бар по барометру.
При горячем способе нужно подогреть места свариваемых чугунных частей. Выделяют три варианта: горячий (t=500-600C), полугорячий (t=300-400C), теплый (t=150-200C). Это способствует выделению графита, также увеличивается пластичная способность металла. Выше 600 градусов прогревать нельзя, иначе в чугуне наступают необратимые изменения. При всем при этом нагревание должно проходит плавно, не больше 250 градусов в час. Производить нагрев можно любым доступным способом, но лучше использовать печь, горн или колодец.
После этого свариваемые детали крепко фиксируются, чтобы избежать неприятных последствий, если они зашевелятся. Присадочная проволока, также, как и поверхность свариваемых частей очищается от грязи. Если она содержалась в упаковке, то достаточно протереть ацетоном.
Далее, в одну ручку берется горелка со сваркой, в другую припой, и начинается сам процесс. Присадочный материал подается к месту сварки под углом приблизительно 30 градусов и на расстоянии сантиметра от сопла. Сначала части «прихватываются» в нескольких местах, чтобы обеспечить правильную и надежную стыковку. После этого шов проваривается небольшими участками, не больше 3 см, чтобы его не перегреть. Перегрев может привести к увеличению хрупкости, или образованию трещин.
Когда шов превратится в единое целое, крайне важно обеспечить плавное снижение температуры всей детали. Для этого можно поместить ее в нагретую печь, в которой ее нагревали, и выключить, если такая имеется. Существует вариант с упаковыванием детали в негорючий материал, который хорошо держит тепло. Одним из самых простых способов плавно остужение является засыпание детали в песок. Эта процедура поможет избежать появления трещин, вследствие резкого перепада температуры. Скорость остывания зависит от размера детали. Самые большие могут остывать до нескольких суток.
В отличии от горячего способа холодный в значительной степени экономит рабочее время, однако, возникает гораздо больше сложностей. Он гораздо дешевле предыдущего варианта. Данный способ не требует предварительного нагрева.В качестве присадочного материала обычно используется никель-стальных прутков. Процесс самой сварки почти не отличается. Необходимо также делать небольшие по размеру швы. Для снижения внутреннего напряжения шов нужно обработать при помощи ударов молотком. Его вес должен составлять приблизительно 1,2 кг, боек выбирается закругленного типа. Удары наносятся сразу же после проварки каждого куска. Они делаются несильными.
Во всех случаях не стоит перегревать чугун, чтобы не образовались поры и трещины. Если метал тонкий, то он может лопнуть по всей длине. Могут образовываться каленые структуры.
Использование аргонной сварки для соединения и ремонта чугуна имеет как свои преимущества, так и недостатки. К преимуществам можно отнести: надежный и равномерный шов, небольшой нагрев сварных деталей, увеличение скорости сварки. Недостатки у нее имеются следующие: необходимость приобретения сложного оборудования, обязательное наличие специальных знаний и опыт выполнения подобных работ. Несмотря на это, данный вид сварки остается одни из самых популярных видов при работе с различными видами чугуна. Во время выполнения работ в аргонной среде необходимо соблюдать технологию сварки, а также технику безопасности.
Сварка чугуна аргоном: проблематика и решения
Автор perminoviv На чтение 4 мин. Опубликовано
Сварка высокоуглеродистых сплавов является трудоемкой операцией, которая требует от сварщика знания рекомендованных технологий, навыков и сноровки, выработанных за определенное время. Столкнувшись первый раз с такой задачей, приходит понимание сложности получения шва с заданной геометрией, физическими свойствами, приближенными к основе свариваемых поверхностей.
Чаще всего происходит незапланированная закалка шва (в данном случае упрочнение металла препятствует дальнейшей обработке детали в целом). Игнорирование самых простых правил сварки приводит к появлению внутренних пор и трещин, снижающих срок и качество эксплуатации. С целью избежать таких дефектов все чаще применяют один из самых действенных способов сварки – аргонодуговой.
Процесс сварки аргонодуговым способом чугуна
Применение данной технологии направлено на получение шва, идентичного по своим физическим и механическим показателям к материалу основы.
Горячая сварка
Для достижения результата важен температурный режим протекания работ.
Равномерный разогрев зоны наложения будущего шва, постепенное снижение температуры по окончании укладки шва – два ключевых условия качественного выполнения работы.
Пластичность высокоуглеродистых сплавов, в отличие от сталей, намного ниже. Поэтому при изменении температуры весьма вероятны дефекты, связанные с разрушением целостности металла вблизи места сварки.
- Предварительный нагрев элемента способствует выделению графита и улучшению пластики металлической основы. Дополнительное применение графитовых электродов, прутков, порошковой проволоки или пластин из чугуна той же марки способствует гарантии однородности по химическому составу сварного соединения.
- После завершения процесса сварки технология получения качественного стыка не заканчивается. Теперь нужно добиться равномерного охлаждения при низких скоростях. В отличие от нержавеющих сталей, которые поливают водой, чугун не потерпит такой методики. Доказано практикой, что даже равномерное остывание при температуре окружающей среды не всегда может дать ожидаемый результат. В таком случае является оправданным применение экзотермических смесей и покрывающих материалов для изоляции поверхности. В домашних условиях или отсутствии специальных материалов их можно заменить сухим просеянным песком.
Холодная сварка
Для повышения рентабельности производства и уменьшения потерь фонда рабочего времени в промышленных масштабах принято применять холодную сварку чугуна аргоном. Предварительный этап подогрева деталей здесь отсутствует. Вариации такого способа составляют не менее нескольких десятков методов. Основными среди них являются использование никель — стальных, медных и электродов малого диаметра с пониженным содержанием массового процента углерода.
Преимуществом данного способа является его дешевизна и простота процесса, не требующая вовлечения дополнительной оснастки, материалов и контрольно-измерительных приборов температуры и скорости нагрева — охлаждения, как при горячей сварке.
Технологически аргонодуговая сварка высокоуглеродистого сплава обязана вестись на малых токах. Это позволяет уменьшить глубину проникновения в основу базового металла и уменьшить влияние температурных аллотропических превращений в готовом изделии. Такой режим положительно сказывается на снятии напряжений, возникающих в области шва, способствующих разрушению металлической матрицы. Защита процессов, происходящих внутри расплавленной ванны от кислорода, при помощи аргона, снижает появления окислов и пузырьковых дефектов в застывшем металле, а значит, сглаживает основной негативный фактор таких работ – хрупкость места стыка.
Основные моменты и рекомендации по аргонодуговой сварке чугуна в домашних условиях
Метод получения качественного шва стал возможен благодаря использованию инертного газа для этой процедуры. Отсутствие окислов, их вредного влияния на протекание процессов в расплаве ванны, повышение качества и механических характеристик при динамических нагрузках, отсутствие пор и пузырьков получены благодаря аргону. В горелке использован принцип большей на 38% массы аргона, по сравнению с окружающим воздухом. Следовательно, место сварки надежно защищено «падающим» облаком из этого газа. Экономить на расходе аргона при сварке капризного чугуна абсолютно не стоит. Желательно придерживаться рекомендательных режимов расхода газа из справочной литературы.
Интересная информация. Для понимания разнообразия использования аргонодуговой сварки нужно знать, что для нее существует множество обозначений: РАД (ручная аргонодуговая сварка), ААД (автоматическая аргонодуговая сварка), ААДП (автоматическая аргонодуговая сварка плавящимся электродом). Международная маркировка способа сварки неплавящимся вольфрамовым электродом обозначается как TIG/GTAW. Сварка чугуна аргоном самый распространенный метод для его соединения и ремонта.
Основные правила применения:
- Чистота поверхности свариваемых элементов обеспечит равномерность и однородность шва, поможет избежать появления непредсказуемых фаз с неопределенными свойствами и влиянием на характеристики шва.
- По возможности и экономической обоснованности лучше использовать горячую сварку. Предварительный нагрев и постепенное охлаждение соединяемых элементов способны уменьшить недостаточность навыков и сноровки при работе с железоуглеродистым сплавом.
- Минимизируйте показатели сварочного тока. Это поможет избежать непрогнозируемых термофизических процессов в толще элемента, подверженного соединению.
- Оптимальная длина шва, наложенного за один раз, не должна превышать 25 миллиметров. В случае необходимости большей длины, используется техника каскадного наложения сварочных швов.
Снятие напряжений, которые возникли в шве при производстве справочных работ, можно произвести, применив молоток и простукивание им вдоль линии сварочного соединения.
Сварка чугуна аргоном – технология способная решить многие задачи для конструкторов оборудования и ремонтников.
Сварка чугуна аргоном или Перлы интернета — мастерская ВАРИМ БАЙ
Сварка чугуна аргоном или Перлы интернета.
Интернет пестрит информацией об универсальности сварки аргоном, но порой некоторые статьи просто набор слов автора-дилетанта. Вот, например: http://svarkasite.ru/tehnologiya-svarki-chuguna-argonom.html
«Для надежного соединения деталей применяется сварка чугуна аргоном.»
Технология аргоновой сварки имеет свои особенности. Во-первых, сварочные работы с применением аргона проводят после предварительного прогрева чугунных конструкций.
Во-вторых, в качестве расходных сварочных материалов используют специальные вольфрамовые электроды, которые работают в защитной газовой среде, металлические прутки и особые присадочные материалы. Газ аргон защищает сварную ванну от соприкосновения с окружающим воздухом. Благодаря такой защите, сварной шов не имеет вкрапления шлака.
Вольфрамовые электроды практически не оплавляются в процессе работы. Они прекрасно выдерживают высокие температуры. Благодаря вольфраму, сварные швы получаются прочные и высокого качества. Сварка чугуна аргоном используется практически на всех предприятиях, изготавливающих ответственные металлоконструкции из чугуна. С помощью аргона можно сваривать и белый и серый чугун.
Сейчас в интернете можно найти практически все и обо всем. Но где правда, а где откровенный бред, может понять только специалист. Перлы интернета. Зачастую клиенты начитвашись подобного бреда начинают чувствовать себя специалистами в области сварки. Прочитав данную статью задаемся вопросом, а человек, который писал данное СОЧИНЕНИЕ вообще что-нибудь мыслит в сварке? Или данный набор фраз сформирован программистом для поисковых машин, а не для клиентов. Написав комментарии к данной статье, мы попробуем пролить свет на вопрос применения ручной аргонно дуговой сварки, далее РАДС, в простонародье – аргона на сварку чугуна. Скажем сразу, РАДС нами тоже применяется для решения специфических сварочных задач с чугуном, например при реставрации небольших антикварных вещей из чугуна. Просто для каждой задачи у нас есть свое оборудование: ручная дуговая сварка покрытым электродом, полуавтоматическая сварка, РАДС, пайка твердыми и мягкими припоями, газопрошковая наплавка, газосварка и т.д.
Начнем по порядку:
-тезис 1. «На сегодняшний день аргоновая сварка является самым надежным видом сварки всех марок чугуна» это автор так решил?
При аргонно-дуговой сварке теплоемкость пожалуй наиболее сильная, чем при других видах сварки. То есть чугун будет постоянно перегреваться и как следствие вся околошовная зона будет в микро и макротрещинах. О какой надежности речь?
— тезис 2 «в качестве расходных сварочных материалов используют специальные вольфрамовые электроды, металлические прутки и особые присадочные материалы.» Данный тезис говорит о дилетантстве автора и полном незнании как основ РАДС (ручной аргонно-дуговой сварки), так и рынка расходников РАДС. Вольфрамовый электрод лишь условно является расходником, так любую часть сварочного аппарата можно к расходникам отнести. Особо забавляют «особые сварочные материалы». Наверное прутки из дерева особых пород, которые идут в дополнение к «металлическим пруткам». На самом деле присадочные прутки для сварки чугуна аргоно-дуговой установкой применяются в основном железо-никелевые и из различных бронз (оловянистой, алюминиевой, кремнистой). Причем последние – это больше пайка, чем сварка. Расходники, особенно железо-никелевые, очень редкие, дорогие, и во многих случаях малоэффективные, поэтому массового применения аргонная сварка чугуна не получила. Мы не рассматриваем кустарщину по присадочным материалам вроде применения нержавеющей проволоки либо стержней обычных электородов для чугуна у которых ОСОБЫЕ ЛЮБИТЕЛИ аргонно-дуговых установок просто отбивают обмазку.
-тезис 3. «Благодаря защите аргоном, сварной шов не имеет вкрапления шлака, Благодаря вольфраму, сварные швы получаются прочные и высокого качества» И всего-то, зато при применении РАДС чугун интенсивно кипит, происходит интенсивное выгорание графита, как следствие шов, особенно на массивных изделиях без шлака, но С ПОРАМИ, НЕПРОВАРАМИ и ТРЕЩИНАМИ. А тонкостенный чугун лопается от РАДС практически сразу по шву от перегрева. И это, видимо, критерий прочности и качества. Но автору видимо это невдомек, он теоретик. И причем здесь вольфрам?
-тезис 4 «Сварка чугуна аргоном используется практически на всех предприятиях, изготавливающих ответственные металлоконструкции из чугуна». По моему это слишком даже для дилетанта. Какие металлоконструкции изготавливаются из чугуна? Никогда не встречал ни профильных труб, ни двутавров, ни листов ,ни уголка из чугуна. А как без сырьевых заготовок что-то изготавливать?? Автору наверное невдомек, что на предприятиях во первых практически не используют РАДС даже при сварке алюминия и нержавейки 9основных металлов, где она применяется) ввиду крайне низкой производительности и высокой затратности, не то что чугуна, во вторых из чугуна не изготавливают никаких металлоконструкций, тем более ответственных.
— тезис 5 «С помощью аргона можно сваривать и белый чугун». Это вершина инженерных изысканий автора. Думаю, чо пора подавать документы в патентное бюро и на Нобелевскую премию. Еще никому и ничем не удалось сварить белый чугун. В отличие от ограниченно свариваемого серго чугуна, его сварить невозможно.
Читайте статьи вдумчиво, осмысливайте прочитанное. А еще лучше, задумав работу, в которой вы специалистом не являетесь, найдите профессионала. Пекарь должен печь хлеб, строитель — строить. Если сварщик всю жизнь варивший трубопроводы, металлоконструкции, кузовные детали авто предложит Вам свои услуги по сварке чугуна — подумайте. Не может быть человек мастером спорта по всем видам спорта, если его познания по сварке чугуна основаны на вышеизложенных и подобных им статьях и нет практического опыта — результат будет один — испорченное изделие.
Сварка чугуна аргоном
Автор admin На чтение 3 мин. Просмотров 290 Опубликовано
Чугун — это железный сплав с примесью углерода или другими элементами. В качестве углерода обычно добавляют графит и цементит в процентном содержании не больше 2,14%. Создание сплава было обусловлено требованиями прочности. Так, при помощи добавления углерода снижается вязкость металла, он становится прочней.
Сварка чугуна аргоном имеет свои особенности. Все зависит от типа чугуна – белого или серого. Последний считается более сложным для сварки. Все виды чугуна очень чувствительны к быстрому охлаждению в месте сварки, при неправильно организованном процессе могут появляться трещины в металле, возникать белый налет и напряженная зона в шве.
Технология сварки чугуна аргоном возможна в домашних условиях. Для нее используют обычные электродуговые и газовые аппараты. Обычно сварное соединение чугуна происходит по типу встык, угловым и тавровым способом. Самой надежной считается аргоновая сварка, которая позволяет защитить сварное соединение специальным инертным газом.
По технологии аргонная сварка чугуна не отличается от других металлов. Но перед началом требуется равномерный прогрев все деталей. Во время работы используют флюсы и прутки, и другие материалы из графита.
По технологии исполнения сварку производят несколькими методами:
- Холодным.
- Горячим.
- Полугорячим.
При горячем типе производят равномерный нагрев, а охлаждение происходит в замедленном режиме. Такие приемы позволяют провести легкую графитизацию чугуна, предотвращая возникновение белого налета. Полугорячий метод немного видоизменен и дополнительно в сварную ванну вводят графитизирующие вещества. За счет добавления графита и медленного нагрева получаются условия для наилучшего соединения чугуна. Холодный способ – это обычная сварка без подогрева.
Несмотря на активность чугуна на воздухе, аргонная сварка чугуна является не единственным способом.
Ручной дуговой тоже можно варить чугун, но потребуются специальные электроды:
- На медной основе.
- С никелевой основной.
- Чугунные.
- Стальные.
Для применения каждого из типов потребуются знания об особенностях их использования.
Перед сваркой чугунными электродами каждую деталь надо разогреть в диапазоне от 100 до 400 градусов. Уровень зависит от толщины деталей. Чаще всего встречаются чугунные электроды диаметром от 5 до 15 мм. Аппарат для таких электродов должен выдавать ток от 200 до 500 Ампер. Специалисты рекомендуют использовать электроды меньшего диаметра и самый низкий сварочный ток.
Электроды на медной основе бывают двух типов: со сплавом алюминия или олова. Электроды с оловом нужны, если требуется получить сварной шов с хорошими пластичными свойствами, а с алюминием — для большей прочности шва. Также подразделяются электроды на никелевой основе на три типа. Все они различаются только процентным содержанием никеля. Простые железные электроды не рекомендуется применять для сварки чугуна, потому что невозможно получить качественный шов с металлом близким по свойствам к основному.
Как и при любой сварке, чугунные детали предварительно подготавливают. На кромках деталей делают двухсторонний V-образный скос. При этом угол раскрытия должен составлять 90 градусов. Каждую кромку тщательно очищают от грязи, масла или ржавчины. Для очистки используют обычную щетку или пескоструйный аппарат. В качестве присадочного прутка используют стержни из чугуна диаметром от 6 до 16 мм и длиной от 400 до 700 мм. Для сварки тонкостенных деталей используют прутки с кремнием.