Споттер кто это: Споттинг — Википедия – Кто такие споттеры? — Авиация и фотография — LiveJournal

Споттинг — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 апреля 2016; проверки требуют 32 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 апреля 2016; проверки требуют 32 правки. Споттеры на вышке бразильского аэропорта

Споттинг (от англ. spot — «увидеть», «опознать») — вид увлечения, заключающийся в наблюдении за самолётами и ведении их учёта. Часто сопровождается съёмкой. В узком значении разведка и выслеживание крупных средств передвижения.

Также споттингом может называться наблюдение за другими крупными видами средств передвижения — грузовыми машинами, автобусами, поездами (см. трейнспоттинг), кораблями и т.д.

Для споттера является важным определить тип самолёта и его бортовой номер. Местом съёмки обычно служит аэропорт или территория за его пределами. При распространённом виде съёмки — садящихся самолётов — обычно выбирается место под глиссадой взлетно-посадочной полосы.

Официальные мероприятия по съёмкам на аэродромах в России стали проводиться с распадом СССР. Многочисленные организованные группы иностранных фотографов посещали различные аэропорты в России. При этом, фотографирование самолётов для отечественных фотографов и споттеров сопровождалось множественными ограничениями. Получение допуска на аэродром затруднялось серьёзными бюрократическими сложностями, а фотографирование за пределами аэропорта часто заканчивалось задержаниями фотографов милицией и сотрудниками авиационной безопасности без достаточного на то правового основания.

Первый официальный «споттинг» для отечественных энтузиастов состоялся летом 2004 года в аэропорту «Шереметьево». Несмотря на немногочисленность участников, мероприятие проложило дорогу для подобных мероприятий в дальнейшем. Затем — в 2006 г. в аэропорту «Внуково» и 22 мая 2007 года в «Домодедово» состоялся

[1] следующий споттинг. При этом служба авиационной безопасности совместно с организованными группами фотографов и споттеров впервые выработала механизмы «легализации» съёмки по периметру аэропорта.

Третьим в стране споттинг-сессию в 2009 году провёл аэропорт Толмачёво.

В 2009 году к процессу официальных «споттингов» присоединился Иркутск, когда 13 ноября «Аэропорт Иркутск» провёл первую споттинг-сессию[2].

В июле 2010 года первый официальный споттинг провёл международный аэропорт Емельяново Красноярска, пятым в России[3], а в августе — самарский аэропорт Курумоч[4].

В 2011 году первые официальные споттинги прошли в аэропорту «Чита (Кадала)»[5]; «Челябинск»[6]; в 2012 году к ним присоединились Мурманск[7]; Тюмень (Рощино)[8]; Курган

[9].

Летом 2013 года первые в своей истории официальные споттинги провели аэропорты Омск-Центральный[10] и международный аэропорт «Казань».

В 2015 году 2 июня состоялся первый официальный споттинг в «Победилово (аэропорт) »

В этом же году 17 октября состоялся первый споттинг в г. «Волгоград» по количеству взлётов и посадок Споттинг в Волгограде набирает популярность[11]

в 2019 году впервые состоялся первый официальный споттинг в аэропорту Кемерово им.Леонова

На сегодняшний день официальные мероприятия систематически проводятся во многих аэропортах России.

В настоящее время, в связи с развитием технологий, в частности системы ADS-B в России набирает силу радар-споттинг, в котором споттеры ведут наблюдение за воздушными судами, оборудованными системой ADS-B при помощи специальных приёмников и программного обеспечения для отображения маршрута и других параметров полёта. Радар-споттинг нередко совмещён с плэйнспоттингом, поскольку позволяет непрерывно отслеживать воздушное пространство на предмет появления заранее заданного воздушного судна с уведомлением при появлении по телефону или сигналом компьютера.

Наиболее известные в мире места для споттинга:

Правовое положение такого хобби не определено ни в одной стране. Известен случай, когда в 2001 году греческая полиция задержала 14 споттеров (12 британцев и двух граждан Нидерландов)[15], когда те снимали в окрестностях базы греческих ВВС Каламата. Им грозил срок по 20 лет по обвинению в шпионаже. Через 6 недель им было предъявлено другое обвинение — в незаконном сборе информации, их выпустили под залог в 9000 фунтов стерлингов. В апреле следующего года, уверенные в своей невиновности, они подали ответный иск против Греции. Итог был неожиданным: восьмерых приговорили к трём годам заключения, остальных — к одному году.[16]. В ноябре того же года с 11 британцев были сняты все обвинения[17].

Кто такие споттеры? — Авиация и фотография — LiveJournal

 Для споттера является важным определить, тип самолета и его бортовой номер. Местом съемки обычно служит аэропорт или территория за его пределами. При распространенном виде съемки — садящихся самолетов — обычно выбирается место под глиссадой взлетно-посадочной полосы.

Авиационный споттинг и авиационная фотография не являются синонимами. Фотографирование для споттинга, лишь часть увлечения, но не его основа.[источник не указан 240 дней] Некоторые споттеры, особенно на Западе, как и в начале возникновения этого хобби, ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели

   Такой вид спотинга с блокнотом и подзорной трубой я не встречал в России. Думаю, если он есть, то не у нас. Или, если он был, то трансформировался.

   Сейчас же распространен вид споттинга с фотоаппаратом (и даже с двумя) и главная задача сфотографировать интересный для споттера самолет, борт, инфраструктуру или даже авиационный пейзаж. Кому то важно просто сфотографировать самолет, даже пренебрегая качеством фото, кто то обязательно оставляет себе фотографии только максимального качества, а кто то гоняется только за креативными и уникальными кадрами (это высший пилотаж на мой взгляд))). В любом случае споттеров объединяет авиация и фотоаппарат.

   Итак, чего же хотят споттеры от своего занятия?
 Первое и основное — фотографии!

   А фотографии чего? Все ли самолеты им интересны? Где они снимают? Как они попадают в аэропорты и аэродромы?
Фотографии самые важные для споттера где запечатлен самолет. Для новичков важен любой самолет, главное, чтобы его поймать в свой кадр. В дальнейшем своего развития, многие самолеты и авиакомпании ему становятся не интересны, т.к. на  жестком диске скапливает одинаковых фотографий довольно большое и, прямо скажем, не нужное количество.

   На пример: В Москве такие авиакомпании как Трансаэро, Сибирь, Ютэир, Аэрофлот, есть практически у каждого споттера со стандартными самолетами типа Boieng и Airbus. Так же много других, более мелких авиакомпаний, которые примелькались и уже не так интересны. Что же тогда снимать? На этот вопрос отвечу так: советско-российский авиапром уже, как раритет в небе и даже на земле, а значит менее доступен и проявляет особый интерес для споттера. Российский рынок авиаперевозок тоже постоянно расширяется и все новые и новые авиакомпании заходят на наш рынок, а это новые борта и новые ливреии (уникальный окрас самолета для каждой авиакомпании). Встретить такой борт в первом прилете в Россию тоже вызывает огромный интерес у ценителей этого хобби.

  В основном большую часть своей ловли интересных кадров споттер проводит за забором аэродрома, зачастую пролезая, как партизан по полям, по лесам, по болотам и т.д. Многие места уже известны и «тропа проложена», что облегчает задачу добраться до удобной точки съемки. Вот из таких мест фотографы и ведут свою съемку «по самолетам». Интереснее, всего снимать взлеты и посадки — это прирететнее зачастую, чем снять самолет в небе. Но не мало кадров на фоне красивейшего неба, которые вызывают восторг от просмотра!

  Не редко в наше время проводятся официальный споттинги аэропортами страны, которые приглашают споттеров-фотографов к себе в гости и проводят его в маленькую цитадель авиации, где можно снять совсем другие кадры, нежели «под забором» и побывать там, куда далеко не всех пускают…

  Самый лояльный для споттеров аэродром это Международный Аэропорт Домодедово. Он несколько раз в год открывает свои двери для любителей авиационной фотографии. А так же устраивает так называемый «детский споттинг»! Спасибо за это администрации аэропорта и организаторам, за то что позволяете прикоснутся к авиации всем ее ценителям и развить любовь к авиации у подрастающего поколения! Если кому то интересно, как попасть на такой споттинг, то рекомендую периодически мониторить вот эту страничку www.domodedovo.ru в разделе пресс-центр, где будет выложенная информация с приглашением на очередной споттинг и от вас потребуется только отправить заявку на указанную электронную почту и смиренно ждать аккредитации.  Не бойтесь! Это не страшно! Главное желание и наличие фотоаппарата! Правда споттинги подразделяются на те, куда приглашают фотографов уже более или менне зарекомендовавших себя в этом занятии. И есть споттинги для новичков и для детей (с родителями обязательно). Вот на такие споттинги может попасть любой и если понравится, то в дальнейшем велика вероятность попасть на споттинг с матерыми (акулами) авиационной фотографии)))

   Но это не значит, что другие аэропорты не проводят сие мероприятие так же, как и Домодедово.  В наши дни, практически все крупные аэропорты России проводят официальные споттинги и в гости к ним можно попасть точно таким же путем о котором я рассказал выше.

  Завершая мой пост, хотел бы закончить его еще одной редкой и интересной группой наблюдения/фотографирования — это военная авиация! К ней сложнее подобраться. Возле военных аэродромов могут и «палкой погнать»!))) И сложнее пробраться к удобной точке съемки. А так же много боевых, крылатых машин, которых, в принципе,  «не водится» в ваших краях! И поймать их случайно там где их быть не должно — это писк!)) Или же приходится приезжать «в места их обитания» и ловить их уже там. Но это отдельная история, об этом можно много рассказывать и не всем еще такое нужно)

  Споттинг — это вид занятий, который подразумевает под собой активный отдых, занятие фотографией, увлечение авиацией, гонка за уникальными кадрами или уникальными самолетами/бортами/пейзажами/видами. Т.е. другими словами это ОХОТА! Только охотимся мы не с оружием и не на живых существ, а на железных птиц с фотоаппаратами на перевес!)))

  Так кто такие споттеры?
Это охотники за авиацией!)

  Если Вас заинтересовало это занятие — присоединяйтесь! Будет интересно!;)

   В ЖЖ Вы можете много найти споттеров и почитать их замечательные блоги и, само собой, насладится отличными фотографиями! А так же добавить их в друзья и переодически просматривать новые посты и узнавать новости, которые зачастую важны для споттинга)

P.S. Фотографируйте! Увлекайтесь! И любите авиацию!:)

Не большой коллажик, да простят меня споттеры!)))

 

Споттинг и споттеры, кто это такие?

Автор: smolentsev

Не так давно, пассажиры, часто путешествующие авиационным транспортом, стали замечать на окраинах аэропортов, вдоль заборов и ограждений аэровокзалов и взлетно-посадочных полос и на глиссадах посадки авиалайнеров людей с фотоаппаратами, оснащенными мощной дальнобойной оптикой.

Кто это такие и кто разрешил им снимать? Не принесет ли это вред самолету и аэропорту, и вообще, куда смотрит служба безопасности? Постараемся объективно ответить на эти вопросы.

медиа трибуна жуковскийФото Сергей Смоленцев

Отвечу сразу, ничего криминального в этом нет. Это споттеры, от английского слова «spot» – увидеть, опознать. В нашем случае можно применить английский термин planespotting – наблюдение, или проще говоря, охота за самолетами, охота конечно в переносном смысле этого слова.

Споттеры – это увлеченные люди, авиационные фотографы, у которых в качестве хобби выступает не собирание марок или, допустим, значков, не коллекционирование денежных знаков или банковских билетов разных стран и времен, не рыбалка и не охота в ее банальном проявлении. Цель сегодняшнего споттера – поймать в объектив своего фотоаппарата самолет и сделать красивый четкий кадр. Для лучшего понимания такого понятия, как «споттинг» хочется сделать небольшой экскурс в историю.

Корни этого увлечения идут в начало сороковых годов прошлого столетия, когда во время и после окончания Второй Мировой войны во всех странах Европы и мира стала бурно развиваться гражданская авиация, появилось огромное разнообразие новых самолетов, как гражданских, так и военного назначения и изначальной задачей споттера было простое документирование взлетов и посадок, а главным оружием был хороший бинокль или подзорная труба, блокнот и ручка, чтобы рассмотреть регистрационный код воздушного судна, разглядеть его тип и принадлежность к той или иной авиакомпании или страны. Как Вы понимаете, компьютеров тогда не было и получить любую информацию относительно полетов, кроме как расписание рейсов в аэропорту, было невозможно, поэтому споттеры встречались и показывали друг другу эти свои записи, пытаясь хоть как-то систематизировать полученную информацию. О том, чтобы фотографировать самолеты на взлете и посадке тогда не могло быть и речи, вернее фотографировать-то было можно, но результат всегда был негативным – не было ни достаточно мощной оптики, ни фотокамер, способных отслеживать стремительно передвигающийся объект. Поэтому, до определенного момента, уделом авиационных фотографов были статичные объекты авиации – самолеты на стоянке или на рулении по аэродрому.

Все изменилось к восьмидесятым годам прошлого столетия, когда в продаже появились телеобъективы для зеркальных фотоаппаратов, способные давать четкую картинку на достаточно большом удалении от объекта. Но техника эта была еще очень далека от совершенства, а стоила столько, что была уделом только профессиональных фотографов и авиационных журналистов богатых мировых агенств и других средств массовой информации. Главными сдерживающими факторами была невозможность автоматической фокусировки на объект и  несовершенство фотопленки – носителя информации в фотокамере тех лет. Дело в том, что ее (фотопленку) невозможно  быстро перемотать для последующего кадра, на это уходят драгоценные секунды, поэтому процент хороших снимков, пригодных для публикации практически всегда стремился к нулю. И только в первое десятилетие нашего века с массовым приходом цифровой техники, новой следящей оптики и мощных графических программ для редактирования цифровых фотографий удалось решить все технические проблемы, фототехника стала более-менее доступна и тем самым все большее количество любителей авиации и авиационной фотографии имеют возможность заняться любимым хобби.

Тема фототехники для споттинга очень обширна и пестрит специфическими понятиями и терминами, поэтому я не буду ее трогать в этой статье, возможно, мы найдем время поговорить об этом в будущем.

геленджик2012 Фото Сергей Смоленцев

Пару слов скажу о людях, которые заняты споттингом. В большинстве своем это энтузиасты авиации, тем или иным способом с ней связанные. Есть действующие летчики и техники, есть военные пенсионеры, есть люди, отслужившие срочную службу в авиации, и пронесшие любовь к ней через всю жизнь, есть те, которым в юности не удалось стать авиатором по медицинским показаниям, но которые всегда хотели быть поближе к самолетам, есть даже девушки, неравнодушные к авиации и которые тоже, наравне с мужчинами, довольно хорошо разбираются в ее тонкостях. Хочется отметить, что подавляющее большинство красивых картинок на авиационную тему, опубликованные в журналах и календарях, на плакатах и баннерах, сделаны отнюдь не профессиональными авиационными фотографами, а именно споттерами, правда имеющими профессиональную фототехнику. Справедливости ради, хочу заметить, что авиационная фотография является одним из самых сложных жанров фотоискусства именно с технической точки зрения. Надо неплохо знать авиацию и множество событий, произошедших в ней, чтобы понимать, как именно в ней все крутится. Мало того, для получения интересных снимков надо, как говорится, быть в нужное время и в нужном месте, а иногда даже постараться представить себя на месте летчика, чтобы спрогнозировать положение самолета в нужный момент времени. И конечно, надо уметь правильно отредактировать отснятую фотографию, чтобы внести в будущую картинку необходимый колорит и соответствующую атмосферу.

жуковский2012Фото Сергей Смоленцев

Кстати, говоря о месте съемки, замечу, что в европейских аэропортах отношение к споттерам довольно лояльное, во многих из них есть абсолютно легальные споттерские площадки, возвышающиеся на несколько метров над ограждением, оборудованные столами и стульями, с хорошим обзором летного поля и взлетно-посадочной полосы, куда можно прийти, отдохнуть, подышать свежим воздухом и поснимать. Исключение составляют правительственные аэропорты, куда часто прилетает президент или премьер, но даже в этом случае проблема имеет простое и адекватное решение – для съемки  в этом аэропорту можно легко получить разрешение, зарегистрировавшись в местном отделении полиции, и получив соответствующую бумагу, которая действительна несколько лет. Причем, иностранец Вы или нет, никого не интересует, важен сам факт регистрации. Абсолютно противоположная ситуация у нас в Украине. Многие годы милиция и «Служба Авиационной Безопасности» (САБ) гоняли споттеров и авиационных фотографов из-под заборов аэропортов и других точек, пригодных для съемки самолетов. Поэтому, понятия «споттинг» и «подзаборинг» в среде авиационных фотографов давно уже стали синонимами и терминами небезопасного нахождения возле ВПП, хотя они ничего не нарушают и находятся вне зоны аэропорта. Причины этих действий служб безопасности являются следствием старых советских табу на любое предоставление информации, касающейся не только военной, но и гражданской авиации и немаловажным фактором является то, что люди, работающие в этой службе (САБ) в большинстве своем являются отставными военнослужащими со старой советской закалкой. В каждом человеке с фотоаппаратом они видят шпиона, который, по их мнению, может нанести вред самолету или аэропорту. Бывают и совсем анекдотичные ситуации, вроде той, что произошла совсем недавно в одесском аэропорту на презентации нового рейса одной зарубежной авиакомпании, когда аккредитованным журналистам, допущенным на перрон по спецпропускам, запретили производить фото и видеосъемку по причине того, что летное поле является режимным объектом. Самое смешное то, что на расстоянии десяти метров от украинских журналистов стояли фотокорреспонденты иностранных СМИ, которых это требование запрета на съемку почему-то не касалось, и им можно было снимать все. В конце концов, ситуация конечно же разрешилась, но нехороший осадочек остался. Можно было бы припомнить еще пару подобных случаев неадекватной реакции работников САБ при виде человека с фотокамерой в разных регионах нашей страны, но, слава Богу, и у нас что-то меняется в лучшую сторону.

руление бе103Фото Сергей Смоленцев

Благо, в последние пару лет ситуация с предоставлением информации и допуске споттеров и авиационных фотографов и журналистов в аэропорты стала улучшаться, благодаря профессиональным и очень грамотным действиям руководителей пресс-служб этих самых аэропортов. Ведь споттеры – это не просто авиационные фотографы, это еще и блоггеры, ведущие свои странички и интернете и пишущие статьи с фотографиями на авиационные темы, а значит, с их помощью можно абсолютно беспристрастно и доходчиво доносить информацию об аэропортах, не прибегая к сложным схемам публикаций в дорогих журналах и других СМИ. К большому сожалению, не все еще понимают как это важно для развития авиационной отрасли, а лидерами по предоставлению информации являются аэропорты Киев (Жуляны), Борисполь и Одесса. Пресс-службы этих авиапредприятий очень охотно зовут журналистов и споттеров на презентации и пресс-конференции, тем самым открывая людям глаза и уши, и рассказывая о сегодняшнем дне авиаперевозчиков. Мало того, с прошлого, 2012 года, пресс-службы устраивают официальные споттинг-туры по своим аэропортам, приглашая всех любителей авиационной фотографии на импровизированные площадки на летном поле с возможностью фото-видеосъемки без ограничений по месту и объекту. Здесь «впереди планеты всей» Жуляны и Борисполь, которые постоянно соревнуются между собой, стараясь предоставить всем любителям авиации лучшие времена года, ракурсы и даже время суток, включая очень эффектные ночные съемки.

сброс воды Бе200Фото Сергей Смоленцев

Не отстают от аэропортов и авиакомпании. Все чаще можно слышать о споттинг-турах для блоггеров от известных авиаперевозчиков с целью рекламы на просторах интернета своих маршрутов и услуг, а совсем недавно – пару лет назад – несколько туристических компаний сделали возможным посещение споттерами и авиационными фотографами таких закрытых стран, как Северная Корея. Уж там-то, как нигде, заботятся о неразглашении своих секретов намного серьезнее, чем у нас, однако и они не видят ничего страшного в фотосъемке своей авиации.

Где же можно увидеть настоящие красивые картинки про авиацию? В первую очередь, конечно в интернете.  В настоящее время в мире существует большое количество споттерских сайтов, на которых публикуются авиафотографии. Самые большие и известные из зарубежных – это airliners.net, airplane-pictures.net, airTeamimages.com. Конечно они отличаются друг от друга тематикой подаваемого материала и степенью художественной составляющей, но объединяет их одно – фотоматериалы, публикующиеся на этих сайтах очень высокого качества, и прежде, чем попасть на сайт все картинки проходят через очень жесткий отбор по строго оговоренным критериям, не допускающим такие огрехи фотосъемки, как пересвечивание или недостаточная освещенность, смазывание объекта, неправильный баланс цветов и много-много других. У нас в Украине тоже есть неплохой ресурс с довольно большим банком данных по авиации – http://spotters.aero/

МАКС2013Фото Сергей Смоленцев

В общем, споттинг из простого увлечения для многих перерос в образ жизни, ведь это не просто фотосъемка, это в большинстве случаев путешествие в другие страны на авиашоу и всемирно известные авиасалоны, новые города и новые лица, а вместе с этим новые впечатления и новые возможности. Первым делом здесь конечно самолеты, но по большому счету настоящий фотограф всегда ищет красивые пейзажи, ракурсы с интересным освещением, положение солнца и облаков, в общем, некую художественную составляющую, которая превращает просто фотографию с самолетом в картинку, от которой порой трудно оторвать глаза. И ради нескольких хороших кадров с этой самой художественной составляющей споттеры  или профессиональные авиационные фотографы готовы ехать в самые отдаленные уголки нашей планеты, чтобы привезти оттуда эффектную картинку с самолетом на фоне небоскребов Манхеттена или Эйфелевой башни, закатного солнца или полной луны, горного пейзажа или морского берега, в общем те маленькие радости, которые делают нашу жизнь яркой и интересной.

Сергей Смоленцев

 

 

Комментарий

Комментарий

Что такое «споттинг» и как им заняться — www.maximonline.ru

Помимо общих правил — пользоваться в своей деятельности здравым смыслом, смотреть по сторонам и не трогать руками непонятное — в споттинге есть и особые ноу-хау.

Не надо качать сетку вокруг аэропорта или виснуть на ней. Сердитые люди в штатском приедут очень скоро.

Следует иметь с собой документы и камеру. Власти уже знают про споттеров, но не знают, что главное для них не съемка, а ведение учета. Если крутиться в аэропорту или около депо без камеры и что-то писать в блокнот, то это будет выглядеть крайне подозрительно.

Если видишь что-то военное — не снимай и не рассказывай об этом на форумах. Были случаи, когда люди получали срок даже за перепост информации из Интернета, оказавшейся гос­тайной. И если кто-то случайно выпустил на улицу секретный ядерный паровоз на подвод­ных крыльях, тебе не стоит отвечать за чужое разгильдяйство.

Жаргон споттеров

Выльник — локомотив ВЛ80. Вообще-то он «Владимир Ленин».

Демих — локомотив производства Демиховского машиностроительного завода, который делает электрички.

Двухсистемники — электровозы, которые могут питаться и от переменного тока, и от постоянного.

Светофор — JatAirways (из-за рисунка на ливрее).

Рюмка — здание в Шереметьеве.

Батонщики — споттеры, которые снимают распространенные самолеты (вроде аэрофлотовских «Боингов») в три четверти кадра, на фоне неба и без номера. У правильных споттеров даже в таком кад­ре обязательно видны номер и полностью ливрея.

Баян — Л-410.

Баба с коромыслом — Ан-148.

Сороконожка — Ан-225 «Мрия».

Винтоплюх — вертолет Ми-14.

Инструменты споттинга

Бинокль — не слишком большой, с 8—10-кратным увеличением и резиновым покрытием, чтобы не скользил.

Камера — на вкус. Но помни: чем больше пикселей, тем медленнее фокусировка и дольше сохранение.

Штатив. Если ты шипспоттер и снимаешь с борта судна, обмотай руку чем-то мягким, используй как подставку и ни на что не облокачивайся, чтобы вибрация не передалась на камеру. Но во всех прочих случаях штатив пригодится.

Определитель птиц для бёрд­вотчеров — например, онлайн-версия Collins Birds Guide.

ФОТО: SHUTTERSTOCK; TASS; GETTY IMAGES

Споттинг — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Продолжаю выполнять пожелания моих френдов из СТОЛА ЗАКАЗОВ октябрьского. На очереди мой старинный (еще по другому блогу) френд res_man. Ему захотелось узнать что нибудь «интересного про споттинг». Я вообще это слово услышал наверное меньше года назад. Сначала не понял что это такое в принципе. Потом кратенько узнал суть, но все равно не понял, почему фотографировать цветочки называется «фотографировать цветочки«, а фотографировать самолеты называется «споттинг«. Но давайте может сейчас мы вместе с вами это и поймем.

Споттинг – это популярное сегодня увлечение, которое заключается в фотографировании летательных аппаратов и ведении своеобразного реестра самолетов. Захватывающий мир авиации пленяет многих людей, ведь полеты
стремительных истребителей или огромных пассажирских авиалайнеров по-настоящему завораживают и вызывают множество самых невероятных эмоций. Запечатлеть грациозный полет многотонных машин – это настоящая
находка для фотографа. Качественная авиационная фотография позволяет подчеркнуть динамичность, изящность и красоту различных летательных аппаратов, которые устремляются в небо на заоблачную высоту.

Споттинг от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать»

Главное для плейн споттера определить что за самолет, его бортовой номер, серийный номер , все это конечно сопровождается фотографированием для наглядности. Местом съемки служит аэропорт или мелкий аэродром. При самом распространенном виде съемки — садящихся самолетов — обычно выбирается место под глиссадой взлетно-посадочной полосы. Для качественного фотографирования движущихся с большой скоростью (до 300 км/ч) объектов необходим большой опыт, поэтому споттеры занимаются любимым делом как можно чаще. Многие отправляются в другие города, чтобы снимать в местном аэропорту.

Поклонников такого увлечения принято называть споттерами. Они занимаются тем, что в свое свободное время пытаются сфотографировать самолеты и другие летательные аппараты с близкого расстояния. Возможность для такой
фотосъемки представляется нечасто, ведь многие аэропорты являются стратегическими объектами и получить разрешение на ведение съемки непосредственно с летного поля очень не просто. Споттерам зачастую приходится довольствоваться фотосъемкой из-за пределов территории аэропорта. Наилучшие же возможности для съемки предоставляются обычно во
время проведения авиасалонов и авиационных шоу, на дне открытых дверей на базах Военно-воздушных сил. Кроме того, в некоторых аэропортах, например, в московском аэропорту Домодедово, существует практика организации официальных фотосессий, благодаря которой споттеры и любители авиации получают шанс запечатлеть на снимках пассажирские
авиалайнеры и другие самолеты. Сам же процесс авиационной фотосъемки требует от фотографа определенных знаний и навыков. Запечатлеть на фотографии объект, который проносится в небесной синеве с огромной скоростью или движется по взлетно-посадочной полосе, — задача непростая.

Для получения красивого и запоминающего кадра здесь важно правильно оценить момент и спустить затвор фотоаппарата в нужную долю секунды. В этом и состоит прелесть авиационной фотографии.

Некоторые вводят в заблуждение, говоря что плейн споттинг это фотографирование самолетов, это далеко не так. Фотографирование это часть современного споттинга, но не его основа. Часть споттеров, особенно на западе до сих пор ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели.


Основная сложность авиационной фотографии – это, конечно, съемки самолетов и других летательных аппаратов в воздухе. Трудность заключается в том, что расстояние до объекта съемки будет постоянно меняться в силу высокой скорости и широкого диапазона высот, на которых летит самолет. Поэтому для ведения подобной съемки лучше всего
использовать фотокамеру с высокой скоростью серийной съемки, оснащенную светосильным телеобъективом. Это позволит получить качественные фотографии авиационной техники в полете и реализовать множество самых
разнообразных сюжетов. При съемке самолетов, находящихся в статичном положении на территории аэропорта, рекомендуется применять широкоугольный объектив, дающий возможность неторопливо выстроить кадр и запечатлеть самые интересные детали объекта.

Для съемки летательных аппаратов непосредственно во время их полета используется техника съемки с проводкой, которая применяется во многих видах фотографии, где требуется запечатлеть на пленке быстро движущиеся
объекты. Ведь фотография должна передавать движение и динамичность самолета, отрывающегося от взлетно-посадочной полосы или стремительно летящего по небу. Для съемки с проводкой необходимо правильно выбрать точку съемки исходя из предполагаемого движения самолета, положения солнца и направления ветра. Надо отметить, что угадать наиболее выгодную точку съемки практически невозможно, однако, опыт и общие закономерности движения летательного аппарата должны подсказать фотографу оптимальное решение.

При съемке самолета, который скоро наберет ход и оторвется от земли, лучше всего занять позицию как можно ближе к предполагаемой точке его отрыва от взлетно-посадочной полосы. Точка отрыва самолета зависит от его веса, мощности двигателей, направления и скорости ветра. Поэтому правильный выбор наиболее выгодной точки съемки в большинстве случаев определяется опытом фотографа и его знаниями авиационной техники.

Для съемки самолетов и других летательных аппаратов обычно применяют короткие выдержки, однако, порой это влечет за собой непредсказуемые результаты в виде смазанных изображений. Даже у опытных споттеров иногда
получаются неудачные снимки, поэтому нужно быть готовым к этому. Поскольку для споттинга главный объект съемки – это непосредственно сам летательный аппарат, снимать его необходимо крупным планом. В этом смысле споттинг чем-то похож на макрофотографию.

Самолет должен быть снят крупно и располагаться посередине фотографии. Тем не менее, авиационная фотография оставляет широкое поле для экспериментов, нахождения интересных сюжетов и ракурсов. В кадр могут попасть облака, тени, солнце, дым от ревущих двигателей самолета, тепловые ловушки в момент их отстрела, срывы воздушного потока и другие детали, которые позволят создать цельную и гармоничную картину. Если имеется такая возможность, то лучше всего внимательно изучить программу выступления пилотажных групп на авиашоу заранее или последить некоторое время за взлетающими и приземляющимися самолетами в аэропорту. Это позволит определить выигрышные ракурсы и, в конечном счете, получить фотографии, которые будут смотреться наиболее эффектно и интересно.

Успех в споттинге зависит от самого фотографа, его способности следить за «поведением» самолетов, изучать особенности движения авиационной техники. Только такой опыт позволит фотографу предугадывать, что произойдет в следующий момент, а значит, получить привлекательные и яркие снимки. Любителям споттинга никогда не стоит забывать о собственной безопасности и безопасности пассажиров и экипажа воздушных судов. Нужно быть всегда готовым к общению с представителями службы авиационной безопасности аэродромов и строго следовать их указаниям.

Во время холодной войны на Западе споттинг был особенно популярен. Считалось огромной удачей заснять советский самолёт, так как в СССР фотографировать аэропорты и самолёты было запрещено.

Первый в Российской Федерации официальный массовый споттинг был организован в Московском международном аэропорту «Домодедово» 22 мая 2007 года , идея организации и проведения фотосессии принадлежит сотруднику аэропорта Александру Васильеву. В споттинге приняли участие более 50 профессиональных фотографов-споттеров [2] . По итогам мероприятия на первом этаже аэровокзального комплекса Домодедово была организована выставка фотографий «Авиационный споттинг в Домодедово»

В 2009 году к Москве присоединился Иркутск, когда 13 ноября «Аэропорт Иркутск» провёл первую споттинг-сессию[5]. Пока только эти два города России проводят это мероприятие.

Споттинг-площадки

Наиболее известные в мире места для споттинга:

Пляж Махо рядом с аэропортом Принцессы Джулианы на острове Святого Мартина;
Сквер возле ресторана In-N-Out возле аэропорта Лос-Анджелеса;
Закрытый ныне Гонконгский аэропорт Kai Tak;

Правовое положение такого хобби не определено ни в одной стране, но в России к любителям плейн споттинга традиционно относятся жёстче, чем в западных странах. Хотя, известен случай, когда в 2001 году греческая полиция задержала 14 споттеров (12 британцев и двух граждан Нидерландов), когда те снимали в окрестностях базы греческих ВВС Каламата. Им грозил срок по 20 лет по обвинению в шпионаже.

Через 6 недель им было предъявлено другое обвинение — в незаконном сборе информации, их выпустили под залог в 9000 фунтов стерлингов. В апреле следующего года, уверенные в своей невиновности, они подали ответный иск против Греции. Итог был неожиданным: восьмерых приговорили к трем годам заключения, остальных — к одному году.. В ноябре того же года с 11 британцев были сняты все обвинения.

Фотографы любят самолёты с редкой раскраской фюзеляжа. Например, Boeing 747-400, Малазийские авиалинии

Тем не менее, иногда встречаются и обратные примеры, когда споттерские мероприятия организовываются официально. Например, 22 мая 2007 года в «Домодедово».

Вообще то споттинг бывает и корабельный к примеру, но почему то это намного менее распространено чем авиационный. Кто знает почему ?


Кто такие споттеры? История споттинга в России, новая волна на фоне военной операции в Сирии: neebler — LiveJournal

Решил написать о интереснейшем, на мой взгляд, увлечении — о споттинге. (Не путать с Поттеризмом и Поттероманией).

Споттинг (от англ. spot — «увидеть», «опознать») — вид увлечения, заключающийся в наблюдении за самолётами и ведении их учёта. Часто сопровождается съёмкой. В узком значении разведка и выслеживание крупных средств передвижения.

Также споттингом может называться наблюдение за другими крупными видами средств передвижения — грузовыми машинами, железнодорожными поездами, автобусами, кораблями и т.п.

Итак, кто же такие споттеры? Для России само название достаточно новое, оно у нас пока не прижилось. Даже в поисковиках по запросу «споттер» чаще выдаёт модель сварочного аппарата. Однако, само движение достаточно масштабное. Споттеры — это фотографы с поправкою на маниакальную съёмку всего военного и просто эпически масштабного, порождённого человеческой инженерной и научно-технической мыслью.

Сппоттинг зародился в России сразу после распада СССР. На Западе были и сейчас достаточно популярны фотографии советской военной техники. Официальные съёмки для интересующихся стали проводить именно тогда. Хотя отечественных фотографов пускали далеко не везде, что нельзя сказать о более привилегированных иностранцах, но потом эта ситуация медленно начала меняться.

Первый официальный «споттинг» для наших отечественных любителей техники состоялся в 2006 году в аэропорту «Внуково». С тех пор такие мероприятия проводятся регулярно. Это поспособствовала изменившаяся политика государства в области информации.

Споттеры делятся на несколько категорий: условно легальные и нелегальные. К нелегальным относят экстремалов-любителей залезть в какую-нибудь запретную зону (что роднит их со всякого рода сталкерами) и наделать кавайных фоток, дабы потом хвастаться в соц. сетях и на форумах. Однако, это дело не просто опасное, а уголовно наказуемое. К тому же совершенно не стоит свеч. В последнее время Министерство Обороны РФ заинтересовано в демонстрации военного потенциала российской армии, поэтому сегодня споттерам официально дозволяют многое. Иностранных журналистов и фотографов даже допускают на наши суда, где установлено современное военное оборудование, имеющее степень секретности, их пускают на военные базы и аэродромы, а военная операции в Сирии является беспрецедентной по масштабам информационной открытости.

Иностранные журналисты на крейсере «Москва» в Сирии. Фото topwar.ru

Также ажиотажа добавляют традиционные военные парады на День Победы и приуроченные к другим событиям, в том числе военные реконструкции. Всё это делает споттинг популярным среди россиян. Движение споттеров в России сегодня стало настолько масштабным, что не замечать его не возможно.

Люди с разных городов объединяются по интересам и вместе едут на фотосъёмки. Недавнее эпичное мероприятие — «МАКС — 2017». Фотографии с него сегодня на вершине ТОПа.


Al Fursan. Роспуск. Фото Maxo Davion

Наш БЕ-200ЧС. Фото Maxo Davion

Кстати, именно там мой друг Maxo Davion недавно вывел свою классификацию споттеров:

Окромя официальных мероприятий и съёмок летательных аппаратов также популярностью пользуются фотографии военный корреспондентов из различных горячих точек. Это самый смак. Работы Семёна Пегова или погибшего теперь уже на Донбассе Андрея Стенина в кругах увлечённых товарищей знают и ценят. Можно сказать, это культовые фигуры.

Почему людям нравится заниматься споттингом? Чаще всего, это порыв души, волонтёрство. Когда человек увлекается военной техникой, самолётами и любит их фотографировать. Хотя ходят легенды, что некоторые споттеры уже вполне сделали из своего хобби прибыльную профессию. (Правда, большинство споттеров часто все друг у друга спрашивают, а кто, а где, а вы таких видели?) Известно, что некоторые фотографы получают аккредитацию у Министерства Обороны РФ. И это заветное желание многих начинающих любителей.

Напоследок, кого заинтересовало, скидываю ссылку на группу Вконтакте, где есть туча тучная крутейших фоток, в том числе с прошедшего «МАКС-2107» Maxo Davion. Avia, Military photography

Что такое споттинг

Доступно каждому

Если и вы решили попробовать свои силы в фотографировании самолетов, не обязательно ждать отпуска. Открывайте любимое приложение с картами и поезжайте к ближайшему аэропорту. Проще всего начать с той точки, где лайнеры пролетают прямо над головой — с торца взлетно-посадочной полосы. А узнать, с какой стороны посадка и какой именно борт летит, поможет бесплатное приложение Flightradar24.
Для споттинга идеально подходят зеркальные и беззеркальные камеры с «дальнобойным» зумом. Но пусть техника не ограничивает ваше творчество: ведь известно, что снимает не камера, а фотограф. В авиации так много сюжетов, что отличные кадры можно получить и экшн-камерой, и даже смартфоном.
Стоит, разумеется, помнить о безопасности, а также с уважением относиться к местным законам и правилам. Во-первых, не следует очень близко подходить к забору аэропорта. Правила в разных странах отличаются, но чаще всего расстояние в 5-10 м защитит вас от возможных конфликтов со службой безопасности и полицией. Во-вторых, ни в коем случае не запускайте дроны рядом с аэропортом: это везде строго запрещено и карается большими штрафами.
Внутри терминалов снимать не запрещено, но есть исключения — пункты проверок и их сотрудники. На перроне перед посадкой в самолет фотографировать не разрешают: для таких съемок лучше дождаться, когда аэропорт организует официальный споттинг. Ну а на борту самолета всегда лучше поинтересоваться у бортпроводника. Во время руления, взлета и посадки снимать не разрешается, поскольку фотоаппарат или смартфон — это электронные приборы, которые должны быть отключены.
Официальные споттинги в аэропортах проводятся, как правило, несколько раз в год. Для того чтобы не пропустить это мероприятие, необходимо подписаться на интересующие вас аэропорты и авиакомпанию Utair в социальных сетях, приготовить паспортные данные и, как только увидите анонс, сразу же отправить заявку: ведь желающих много! А после того как вы посетите споттинг, не забудьте отправить ваши фотошедевры в пресс-службу аэропорта или авиакомпании, и выложить в инстаграм с хештегом #utair. И, конечно, попытайте удачу на главном сайте всех авиафотографов планеты — Airliners.net.
До встречи на перроне! Ах да… что же это за странные бирки на рюкзаках споттеров? Эти небольшие тканевые полоски с надписью Remove Before Flight, в просторечии именуемые «ремувками», — главные сувениры тех, кто увлечен авиацией. Начинайте «споттить» — вы даже не успеете заметить, как и ваш рюкзак обрастет целой гирляндой ярких «ремувок»!

Как подготовиться к споттингу

• Составьте чеклист для сбора вашего оборудования.
• Зарядите батареи, подготовьте карты памяти, протрите объективы.
• Если съемка запланирована на вечер, не забудьте штатив.
• Заранее прикиньте точки для съемки и маршрут к ним.
• Не забудьте взять документы.
• Позаботьтесь о связи: заряженный смартфон с необходимыми приложениями и дополнительная «зарядка» очень вам пригодятся.
• Одевайтесь по погоде, зимой утепляйтесь вдвойне! Летом стоит бросить в рюкзак легкий дождевик.
• Обязательно возьмите воду и перекус: время на споттинге летит незаметно.

Текст: Олег Иванов
(Для бортового журнала авиакомпании Utair (май 2019)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *