Дуговая сварка алюминия: выбор сварочного сплава
При дуговой сварке алюминия и его сплавов может применяться довольно большое количество сварочных материалов, как отечественных, так и зарубежных.
Выбор сварочного сплава для сварки алюминия
Японская корпорация KOBE STEEL в своем руководстве по дуговой сварке алюминия и алюминиевых сплавов дает рекомендации по выбору подходящего сварочного сплава из тех, которые представлены в японском стандарте JIS Z 3232 (таблица). Цифровые обозначения сплавов совпадают с обозначениями стандартов ISO и EN, а также имеют широкое применение в России и ее окрестностях.
Принимаются во внимание следующие факторы:
- склонность к образованию трещин;
- прочность шва при растяжении;
- пластические свойства сплава;
- коррозионная стойкость;
- сочетание оттенков цветов шва и основного металла после анодирования.
Среди всех сварочных материалов, наиболее часто применяют алюминиевые сплавы 4043 и 5356. Ниже представлены основные моменты, на которые надо обращать внимание при выборе сварочного материала.
Алюминиевый сварочный сплав 4043
Сплав 4043 проявляет высокое сопротивление образованию горячих трещин и поэтому хорошо подходит для сварки сплавов серии 6ХХХ, а также алюминиевых отливок. Его недостатки: 1) материал шва имеет низкую пластичность и 2) из-за высокого содержания кремния его цвет после анодирования плохо сочетается с цветом сплавов серий 5ХХХ и 6ХХХ. Кроме того, сплав 4043 не подходит для сварки сплавов серии 5ХХХ с высоким содержанием магния (3 % и более), поскольку в этом случае в металле шва образуется чрезмерно много интерметаллидных частиц Mg2Si, что снижает его пластичность и повышает склонность к образованию трещин.
Алюминиевый сварочный сплав 5356
Сплав 5356 широко применяется для сварки сплавов серии 5ХХХ (например, популярного сплава 5083) и сплавов серии 6ХХХ (например, 6061). Потребление этого сплава составляет более половины всего мирового объема потребления алюминиевых сварочных сплавов. Сплав 5356 содержит небольшое количество титана, чтобы обеспечить мелкую микроструктуру и тем самым улучшить механические свойства металла шва. Если нужно хорошее совпадение цветов шва и основного металла, например, в декоративных или строительных изделиях, применяют сварочный сплав 5356.
Алюминиевый сварочный сплав 2319
В большинстве сварных соединений конструкций из алюминия и алюминиевых сплавов металл шва не является термически упрочняемым сплавом или только незначительно термически упрочняется за счет образования твердого раствора легирующих элементов в основном металле. Поэтому, когда сварные конструкции из термически упрочняемых сплавов после сварки должны подвергаться термической обработке, выбор сварочного материала весьма ограничен. При сварке сплавов 2219 и 2014 термически упрочняемый сварочный сплав 2319 обеспечивает максимальную прочность сварного шва.
Алюминиевые сварочные сплавы 5183, 5356, 5556 и 5654
Сварочные сплавы 5183, 5356, 5556 и 5654, которые имеют номинальное содержание магния более 3 %, не подходят для изделий и конструкций, которые работают при температурах выше 65 °С, поскольку могут быть подвержены растрескиванию под напряжением. Сварочный сплав 5554 и все другие сплавы, представленные в таблице кроме перечисленных выше, подходят для работы при повышенных температурах.
Алюминиевые сварочные сплавы 4043 и 4047
Алюминиево-магниевые сварочные сплавы обладают высокой стойкостью к общей коррозии, когда применяются при сварке алюминиевых сплавов с близким содержанием магния. Однако сварочные сплавы серии 5ХХХ могут быть анодными к алюминиевым сплавам серий 1ХХХ, 3ХХХ и 6ХХХ. Поэтому при работе в воде или влажной среде металл шва сам будет подвергаться коррозии и защищать от коррозии основной металл. Это будет происходить с различной скоростью в зависимости от разности электрических потенциалов металла сварочного шва и основного металла. В этом случае алюминиево-кремниевые сварочные сплавы, такие как сплавы 4043 и 4047, будут более предпочтительными с точки зрения коррозионной стойкости, чем сплав 5356 при сварке, например, конструкции из сплава 6061. Именно поэтому, по-видимому, сварочный сплав 4043 применяется для сварки велосипедных рам из алюминиевого сплава 6061.
Источник: The Arc Welding of Nonferrous Metals, KOBE STEEL, LTD, 2011
| Адрес этой страницы (вложенность) в справочнике dpva.ru: главная страница / / Техническая информация / / Материалы / / Металлы / / Алюминий и сплавы алюминия / / Алюминиевые сплавы в РФ (деформируемые = под мехобработку). Подробная классификация, физические свойства, коррозионные свойства, механические свойства, круглый и профильный алюминиевый прокат, плоский алюминиевый прокат Поделиться:
|
Контактная сварка алюминия
Из существующих способов контактной сварки для алюминия и его сплавов широко применяется точечная, а также шовная сварка. Стыковая сварка алюминиевых сплавов применяется реже.
Для получения качественных соединений особое внимание следует обратить на подготовку поверхности деталей. Листовые элементы перед точечной и роликовой сваркой зачищают с двух сторон на ширине 30-50 мм в местах расположения сварных точек или швов. Детали, подготавливаемые для стыковой сварки, должны быть зачищены по торцам и на участках в местах закрепления в зажимах сварочной машины. Лучшие результаты дает химическая очистка — травление деталей в специальных ваннах после предварительного обезжиривания. Рекомендуется травление выполнять при 17-25° С в водном растворе концентрированной ортофосфорной кислоты (Н 3РО4) с добавкой 0,1-0,3 % хромпика (К2Сг207). Продолжительность травления 10-15 мин, далее просушка горячим воздухом (Т = 70÷80° С). После травления допускается хранение деталей перед сваркой до 3 суток при использовании машин переменного тока и до 24 ч при сварке запасенной энергией.
Точечная сварка.
Рисунок 1. Схема точечной сварки алюминия с использованием прокладок из нержавеющей стали 12Х18Н9:1 — электрод; 2 — прокладка; 3 — свариваемые
Точечная сварка алюминия и его сплавов связана с некоторыми трудностями. Поскольку алюминий обладает высокой электрической проводимостью, сварка сопровождается перегревом металла у контакта между электродом и деталью и, как следствие, их свариванием. Для того чтобы исключить это отрицательное явление в ряде случаев применяют теплоизолирующие прокладки из стали 12Х18Н9 толщиной 0,2-0,5 мм между электродом и деталью из алюминия. Такие прокладки не привариваются к деталям. При сварке алюминиевых сплавов необходимо обеспечивать небольшое и по возможности постоянное электросопротивление пленки оксидов на поверхности изделия: при сварке на машинах переменного тока – 100-300 мкОм, при использовании запасенной энергии — менее 100 мкОм. Для контроля качества поверхности детали зажимают между электродами специального пресса или точечной машины. При измерении контактного сопротивления можно пользоваться микрометром типа М246 или другими приборами, предназначенными для измерения малых сопротивлений.
Для алюминия, и, его сплавов, точечная сварка применяется при толщине металла от 0,04 до 5-6 мм. Элементы, собранные под сварку, должны плотно прилегать друг к другу; допускаются зазоры не более 0,3 мм на длине 100 мм.
Рис. 2. Типы соединений прн точечной сварке алюминия в его сплавов.
Таблица 1. Ориентировочные режимы точечной сварки ‘алюминиевых сплавов
Сплав | b, мм | Усилие на электрод, кН | I.св, А | t, c |
Технический алюминий | 2,45 | 15 | 0,08 | |
1,5+1,5 | 2,84 | 22 | 0,1 | |
2,5+2,5 | 3,43 | 28 | 0,16 | |
4,8+4,8 | 4,12 | 42 | 0,30 | |
АМг-АМ | 0,5+0,5 | 1,28 | 22 | 0,04 |
1,0+1,0 | 2,45 | 30 | 0,06 | |
1,5+1,5 | 3,43 | 34 | 0,08 | |
2,0+2,0 | 4,91 | 38 | 0,10 | |
АМг6Т | 1,5+1,5 | 7,85 | 46 | 0,21 |
2,0+2,0 | 6,77 | 33,4 | 0,23 | |
3,0+3,0 | 6,87 | 41,5 | 0,22 | |
АМц-АМ | 1,0+1,0 | 4,91 | 43 | 0,13 |
2,0+2,0 | 6,13 | 42,5 | 0,23 | |
3,0+3,0 | 8,93 | 53 | 0,18 | |
Д16-АТ | 0,5+0,5 | 2,16 | 23 | 0,08 |
0,8+0,8 | 3,4 | 27 | 0,10 | |
1,0+1,0 | 4,41 | 28 | 0,12 | |
1,5+1,5 | 6,38 | 34 | 0,16 |
Точечная сварка алюминия и его сплавов требует применения сварочных токов весьма большой плотности — до 1000 А/мм2 и выше, что значительно превосходит плотность тока при сварке малоуглеродистой стали. Применяемые токи в 3-4 раза больше, чем при сварке стали. Рекомендуемое удельное давление 59-98 МПа. Диаметр ядра точки при сварке алюминия толщиной 2-3 мм составляет 8-11 мм. Так как в результате нагрева при точечной сварке алюминиевые сплавы разупрочняются, причем размеры зон разупрочнения зависят от времени сварки, сплавы такого типа сваривают при сравнительно коротких импульсах тока продолжительностью 0,08-0,3 сек (жесткие режимы). В зависимости от толщины металла применяют следующие радиусы сферы электродов:
Толщина металла, мм | 1 | 2 | ≥3 |
Радиус сферы электрода, мм | 75 | 100 | 150 |
При сварке легких сплавов обеспечивают минимальное выделение теплоты в контакте электрод — деталь и интенсивное охлаждение электрода. В связи c этим электрическая проводимость сплава для изготовления электродов должна быть не ниже 85-90 % проводимости меди.
При точечной сварке высокопрочных алюминиевых сплавов, начиная с толщин 1,5-2 мм, лучшее уплотнение ядра и соответственно устранение склонности сварной точки к порам и трещинам достигаются при использовании графика переменного усилия с «ковочным» давлением Рк. Обычно принимают Рк = 1,5 + 3 Рсв, где Рсв — усилие, приложенное к электродам во время сварочного нагрева. Так, для сплава Д16-АТ при толщине листа 1,5 мм Рсв = 6500 Н, а Рк = 9810 ÷ 11800 Н. Для того чтобы избежать перегрева металла в контакте электрод — деталь, уменьшить износ электродов и улучшить качество поверхности деталей из алюминиевых сплавов, в ряде случаев (например, для ответственных деталей) применяют модулирование импульса сварочного тока с постепенными его нарастанием и спадом. Для точечной сварки металла малых толщин (0,02-0,5 мм) используют конденсаторную сварку на машинах типа ТКМ-4 мощностью 100 Вт и др.
Рисунок 3. Циклограмма одноимпульсной точечной сварки алюминиевых сплавов с «ковочным» давлением.
Рисунок 4. Циклограмма точечной сварки с постепенными нарастанием в спадом тока
При сварке алюминиевых сплавов точки, обладая высокой прочностью при работе на срез, относительно плохо сопротивляются разрыву.
Таблица 2. Среднее разрушающее усилие сварных точен на алюминиевых сплавах
Марка | b, мм | Диаметр ядра, мм | Разрушающее усилие, кН | |
на срез | на отрыв | |||
АМц-АМ | 2,0+2,0 | 8,5 | 5,2 | 3,8 |
3,0+3,0 | 11,0 | 7,2 | 6,0 | |
АМг5В | 2,0+2,0 | 8,0 | 5,4 | 2,5 |
2,5+2,5 | 9,0 | 6,1 | 2,7 | |
АМг6Т | 2,0+2,0 | 9,0 | 8.4 | 4,0 |
3,0+3,0 | 10,5 | 9,3 | 3,7 | |
Д16-АМ | 2,0+3,0 | 8,5 | 6,6 | 2,8 |
2,5+2,5 | 10,0 | 7,9 | 3,4 | |
Д16-АТ | 2,0+2,0 | 9,0 | 6,5 | 2,3 |
3,0+3,0 | 10,5 | 10,6 | 3,9 |
Рисунок 5. Основные типовые соединения при шовной сварке алюминия и его сплавов: а — внахлестку; б — бортовое.
Шовная сварка успешно используется при изготовлении изделий из алюминиевых сплавов толщиной до 4 мм, требующих герметичности. Для легких сплавов на основе алюминия и магния такая сварка осуществляется двумя способами — прерывистым и шаговым. При первом способе свариваемые детали перемещаются относительно электродов машины непрерывно, а сварочный ток включается импульсами длительностью tи чередующимися с паузами tn. Прерывистое включение тока позволяет исключить перегрев поверхности свариваемых деталей и резко снижает износ электродов. Для алюминиевых сплавов . При втором способе, весьма эффективном для алюминиевых сплавов, включение сварочного тока и перемещение деталей чередуются: сварка осуществляется при неподвижных деталях, а их перемещение — при выключенном токе и постоянном давлении.
Основные типы соединений при шовной сварке алюминия такие же, как для стали и других металлов. Размер С принимается в зависимости от толщины сплава:
b, мм | 1 | 1,5 | 2 |
С, мм | 14 | 17 | 20 |
Ширина рабочей части роликов равна 2-12 мм и увеличивается с ростом толщины свариваемого металла. Диаметр электрода составляет 150-200 мм. При толщине металла 0,5 мм применяют электроды меньшего диаметра — 40-50 мм. Для сварки легких сплавов используют ролики со сферической рабочей поверхностью. При шовной сварке алюминия и его сплавов необходимо обеспечить протекание значительного тока в сварочной цепи. Поэтому применяют роликовые машины большой мощности (250-350 кВА).
Таблица 3. Ориентировочные режимы прерывистой шовной сварки алюминиевых сплавов
b, мм | Ширина ролика, мм | Iсв, кА | t, с | Усилие сжатия, кН | Uсв. м/мин | Шаг точки, мм | |
действия тока | паузы | ||||||
0,6+0,6 | 2,8 | 26 | 0,04 | 0,08 | 2,6 | 0,7 | 1,4 |
1,0+1,0 | 3,6 | 32 | 0,06 | 0,1 | 3,3 | 0,75 | 2,0 |
1,5+1,5 | 4,8 | 38 | 0,06 | 0,18 | 4,2 | 0,65 | 2,5 |
2,0+2,0 | 6,6 | 41 | 0,08 | 0,24 | 4,8 | 0,5 | 2,5 |
Усилия сжатия электродов близки к усилиям для малоуглеродистой стали той же толщины. Скорость сварки ниже, чем для стали, и лежит в пределах 0,5-1,0 м/мин. Она уменьшается с увеличением толщины свариваемых деталей.
Существенное влияние на качество шва при шовной сварке так же, как и при точечной, оказывает состояние поверхности сплава.
Стыковая сварка.
Стыковая сварка алюминия и его сплавов возможна как сопротивлением, так и оплавлением. При сварке алюминия сопротивлением плотность тока примерно в два раза выше, чем при сварке малоуглеродистой стали (при одинаковой длительности процесса). Нагрев проводится с большими скоростями, превышающими скорости нагрева деталей из стали. Для алюминия потребляется значительно большая мощность, чем для стали. Так, при сварке сопротивлением стержней диаметром 8 мм для малоуглеродистой стали необходима мощность 5 кВА, для алюминия — 15 кВА.
Наиболее эффективна для алюминия и его сплавов стыковая сварка оплавлением, так как при данном процессе исключается окисление металла в стыке, опасность которого при сварке этого металла очень велика. Известны примеры сварки оплавлением изделий из алюминиевых сплавов на машинах мощностью более 500 кВА с усилием осадки выше 150 кН, а также сварки многочисленных простых сечений меньших размеров (стержни, трубы, полосы и др.). В строительстве стыковая сварка широко применяется для соединения различных сложных профилей, которые свариваются под различным углом друг к другу.
Стыковая сварка ведется с большой скоростью непрерывного оплавления, достигающей 8 мм/с и более (при сварке стали она редко превышает 2-3 мм/с). Необходимы значительные скорости осадки (150 мм/с и выше), большие, чем при сварке малоуглеродистой стали. Давления при осадке для алюминиевых сплавов могут достигать 196,1-215,7 МПа. Поэтому для их сварки требуются машины относительно большей мощности с автоматическим управлением.
Таблица 4. Ориентировочные режимы стыковой сварки оплавлением алюминиевых сплавов.
Сплав | Толщина полосы, мм | Установочная длина, мм | Припуск на оплавление, мм | Длительность оплавления, с | Средняя скорость оплавления, мм/с | Припуск на осадку, мм | Скорость осадки, мм/с | Давление осадки, МПа | Удельная мощность, кВА/мм2 |
АМг6 | 5-8 | 45 | 22 | 7 | 8 | 6-8 | 150 | 157 | 0,17 |
Д16-АМ | 3-5 | 30 | 15 | 3 | 11 | 5-6 | 150 | 98 | 0,28 |
АК6 | 4-6 | 14 | 10 | 1,8 | 7 | 7-8,5 | 100-150 | 176-215 | 0,4 |
Рисунок 6. Схема стыковой сварки алюминиевых заготовок с принудительным формированием соединения.
Для алюминиевых сплавов весьма эффективна стыковая сварка оплавлением со срезанием грата ножами и с принудительным формированием стыка. Эти способы обеспечивают благоприятную структуру соединения при повышенном давлении с устранением расслоения и рыхлости, наблюдаемых при обычных схемах осадки. При сварке термообработанных деталей большого сечения применяют подогрев (при повышенной установочной длине и плотности тока 5-7 А/мм2) до 200-300 °С в течение 30-40 с (подогрев не должен заметно влиять на разупрочнение сплава). Рекомендуются следующие параметры процесса сварки: перед подогревом торцы выравнивают предварительным оплавлением, а затем сдавливают при давлении 19,6-49,0 МПа. После подогрева оплавление возбуждают ступенчато, при скоростях оплавления 0,5-1 мм/с, далее при 3-5 мм/с и, наконец, при 10-25 мм/с; давление осадки 147,2-245,3 МПа. Эффективно также импульсное оплавление. Лучшие результаты получаются при сварке алюминиевых сплавов в защитной атмосфере инертных газов. Однако опыт показывает, что во многих случаях возможна сварка без защиты газами (особенно для малых сечений).
Механические свойства стыков из заданного сплава зависят от применяемых режимов сварки. Для обеспечения максимальной прочности давление должно быть согласовано со скоростью осадки: с увеличением давления скорость осадки уменьшают. Прочность стыков из алюминия в среднем составляет 68,7-88,3 МПа. На сплаве типа АМг6 можно получить сварные соединения, равнопрочные основному металлу при удовлетворительной их пластичности. На высокопрочных сплавах (например, Д16-АТ) прочность и пластичность стыков ниже, чем у основного металла. Термическая обработка (отжиг) оказывает существенное влияние на прочность и пластичность соединений из некоторых сплавов, например АК6.
Таблица 5. Механические свойства соединений пластин из алюминиевых сплавов, выполненных стыковой сваркой оплавлением
Сплав | b, мм | F, мм2 | σв, МПа | α, град | ||
Основной металл | Сварное соединение | Основной металл | Сварное соединение | |||
Д1-АМ | 4-8 | 200-2400 | 210 | 157-206 | 180 | 30-60 |
АМг6 | 2,5-6 | 200-4000 | 294-353 | 274-353 | 100-120 | 31-39 |
Д16-АТ | 4 | 200-1000 | 431-451 | 147-265 | 45-48 | <5 |
Проволоки из алюминия и его сплавов соединяют встык конденсаторной сваркой. Механические свойства сваренных стыков определяются для алюминиевой проволоки диаметром 2-3 мм 6-8 перегибами под углом 180°.
Таблица 6. Ориентировочные режимы стыковой конденсаторной варки алюминиевых проволок
Сплав | dпр | Lk, мкФ | Uk, В | Припуск на оплавление,мм | Усилие осадки, Н |
Технический алюминий | 2,8 | 250 | 1400 | 9 | 1569,6 |
3,5 | 550 | 1500 | 14 | 1666,8 | |
АЛ5 | 3,5 | 550 | 1200-1500 | 6 | 1079,1 |
Вопросы по сварке алюминия | Всё о цветных металлах и сплавах (бронза, медь, латунь и др)
С отличного украинского сайта https://www.et.ua/
Вопросы и ответы по сварке. Вопрос №58.
Расскажите, пожалуйста, о газовой сварке алюминия и его сплавов.
Алюминиевые сплавы делят на две группы: деформируемые (ГОСТ 4784) и литейные (ГОСТ 2685). Наиболее распространенные деформируемые — сплавы алюминия с марганцем (АМц) и магнием (АМг), а также термоупрочняемые сплавы с медью типов Д1 и Д16 (дюралюминий). Из литейных сплавов чаще всего применяют различные виды силумина (сплава алюминия с кремнием) типов Ал2, Ал4 и Ал9. Характеристика свариваемости газовой сваркой широко используемых алюминиевых сплавов приведена в табл. 1.
Таблица 1. Алюминиевые сплавы и их свариваемость газовой сваркой
|
В настоящее время сварку деформируемых алюминиевых сплавов производят преимущественно дуговыми способами и, в частности, аргонодуговой сваркой. Газовую сварку используют при отсутствии такой возможности. Литейные алюминиевые сплавы хорошо поддаются газовой сварке, и этот способ, наравне с аргонодуговой сваркой, широко применяют при заварке дефектов литья и при ремонте. Основные затруднения при газовой сварке алюминиевых сплавов связаны с их особыми физико–химическими свойствами:
- алюминий легко окисляется с образованием тугоплавкой пленки оксида алюминия (Al2O3), препятствующей процессу сварки. Для удаления пленки из шва приходится пользоваться присадочной проволокой и специальными флюсами, которые способствуют переводу пленки в шлаковые включения и растворению их в жидкой ванне;
- алюминий имеет высокий коэффициент линейного расширения (например, в два раза больше, чем у низкоуглеродистой стали). В результате при сварке возникают значительные остаточные напряжения и деформации, которые в сочетании с неправильным режимом охлаждения (чрезмерно резким) могут привести к образованию трещин в процессе завершения кристаллизации металла шва.
Поэтому требуются дополнительные меры для предотвращения трещинообразования. К ним относят: тщательный контроль за соблюдением сварочных операций, подбор соответствующих марок присадочных металлов, строгое фиксирование деталей при сварке, исключающее возможность их перемещения в нагретом состоянии, и проведение термообработки сварного соединения после сварки.
При сварке алюминиевых сплавов необходимо учитывать их склонность к порообразованию из–за растворения водорода, содержащегося в пламени. Для уменьшения вероятности возникновения пористости необходимо уменьшить скорость сварки и использовать предварительный подогрев свариваемых деталей. При газовой сварке алюминия и его сплавов чаще всего применяют ацетилен, но можно использовать и водород (для толщин до 1,2 мм), пропан–бутан (для толщин до 3 мм) и другие газы–заменители.
Сварку нужно производить мягким (при давлении кислорода 0,15–0,2 МПа) нормальным пламенем. Использование пламени с избытком ацетилена приводит к увеличению пористости сварного соединения, а применение окислительного пламени недопустимо, так как оно благоприятствует образованию оксида алюминия.
Мощность ацетиленокислородного пламени устанавливают из расчета 75 л/ч на 1 мм толщины свариваемой детали. Для газов–заменителей ацетилена необходимо учитывать значение коэффициентов замены (ацетилен — 1,0, природный газ — 1,8, городской газ — 3,0, пропан–бутановые смеси — 0,6). Рекомендуемые режимы газовой сварки алюминиевых сплавов приведены в табл. 2, а присадочные материалы, используемые при сварке, — в табл. 3. Как правило, газовую сварку выполняют с применением флюсов в виде порошка или пасты (смесь флюса с водой).
Таблица 2. Режимы газовой сварки алюминиевых сплавов
|
Таблица 3. Присадочные материалы для газовой сварки алюминия и его сплавов
|
Наибольшее распространение получил флюс АФ–4А на основе хлорных соединений калия, натрия и лития (соотношение компонентов, %: 28 NaCl; 50 КCl; 14,0 LiCl; 8,0 NaF). Основным видом соединения при газовой сварке алюминия и его сплавов является стыковое, выполняемое с различной разделкой кромок. Тавровые и нахлесточные соединения, из которых трудно удалять флюсы и шлаки, применять не рекомендуют.
Сварку нужно производить в нижнем положении, желательно за один проход. Для толщин до 5 мм чаще применяют левый способ, а при толщине более 5 мм — правый способ. Сварку необходимо вести быстро, не задерживаясь на месте. При сварке пластин процесс следует начинать, отступив от края на 80–100 мм, и вести его обратноступенчатым способом, т. е. пропущенный участок заваривать в обратном направлении. Детали толщиной более 10 мм перед сваркой рекомендуют подогревать до 300–350 °С в электропечах или пламенем газовых горелок. Заварку алюминиевого литья производят аналогичным образом. Последовательность операций и техника сварки приведены в табл. 4.
Таблица 4. Последовательность операций и техника газовой сварки литых алюминиевых сплавов
|
отсюда
Вопросы и ответы по сварке. Вопрос №61.
Расскажите, пожалуйста, о сварке алюминия и его сплавов покрытыми электродами. Кто производит эти электроды и какой требуется источник питания?
Ручную сварку покрытыми электродами применяют в основном при изготовлении и ремонте малонагруженных конструкций и деталей с толщиной элементов не менее 3 мм из технического алюминия, деформированных и литейных алюминиевых сплавов.
На протяжении многих лет в промышленных масштабах используют покрытые электроды марок ОЗА–1 и ОЗА–2 производства АО «Спецэлектрод» (Москва). Электроды ОЗА–1 со стержнем из проволоки Св–А1 предназначены для сварки технического алюминия, электроды ОЗА–2 со стержнем из сплава Св–АК5 — для сварки и наплавки, а также заварки брака литья на литых сплавах, например Ал2, Ал4. Однако из-за низкой прочности и высокой гигроскопичности покрытия, сильного разбрызгивания металла при сварке, плохой отделяемости шлаковой корки, невысокого качества швов и необходимости высокотемпературного подогрева свариваемого металла они не удовлетворяют современным требованиям.
В ИЭС им. Е. О. Патона разработаны новые электроды серии УАНА и освоено их производство. Они предназначены для дуговой сварки и наплавки конструкций и деталей из деформируемых и литейных алюминиевых сплавов. Основные характеристики электродов серии УАНА представлены в табл. 1.
Таблица 1. Основные характеристики покрытых электродов для сварки алюминия
|
Коэффициент наплавки 6–6,8 г/(А·ч). Расход электродов на 1 кг наплавленного металла 2,0–2,2 кг. Перед употреблением электроды необходимо прокалить при температуре 150–200 °С в течение 1–1,5 ч. Прокаленные электроды должны храниться в герметичной упаковке. Время между прокалкой и сваркой не должно превышать 24 ч.
Кромки свариваемого металла рекомендуют подогреть газовым пламенем или в печи. Температуру предварительного подогрева выбирают в зависимости от марки и толщины свариваемых деталей (табл. 2). Следует учитывать, что для алюминиевых сплавов режимы сварки и температура предварительного подогрева приведены ориентировочно, так как вследствие большой теплопроводности на выбор параметров сварки, кроме толщины металла и химического состава, значительно влияют конфигурация и размеры изделий. Сварку выполняют на постоянном токе обратной полярности. В качестве источника питания следует использовать сварочный выпрямитель типа ВД–306 с круто падающей вольт–амперной характеристикой и плавной регулировкой напряжения на дуге. При двухсторонней сварке металла толщиной до 10 мм разделку свариваемых кромок обычно не производят. Наиболее приемлемым типом сварного соединения является стыковое. Сварку внахлест и тавровых соединений обычно избегают, так как в этих случаях возможно затекание шлака в зазоры, из которых его трудно удалить при промывке после сварки. Наличие шлака в зазоре может вызвать коррозию. Шлак, как правило, удаляют при помощи щеток и горячей воды.
Таблица 2. Режимы сварки электродами серии УАНА
|
Электроды УAHA обеспечивают высокую стабильность горения дуги, хорошее формирование шва, в том числе и в вертикальном положении, легкую отделяемость шлаковой корки и высокие механические свойства металла шва.
отсюда
Вопросы и ответы по сварке. Вопрос №76.
Расскажите, пожалуйста, о точечной сварке конструкционных сплавов алюминия толщиной до 2 мм и необходимом для этого оборудовании.
Для получения качественных соединений при точечной сварке особое внимание следует обратить на подготовку поверхности деталей. Листовые элементы перед сваркой зачищают с двух сторон на ширине 30–50 мм в местах расположения сварных точек или швов. Лучшие результаты дает химическая очистка — травление деталей в специальных ваннах после предварительного обезжиривания. Рекомендуют травление выполнять при +17…+25 °С в водном растворе концентрированной ортофосфорной кислоты (Н3РО4) с добавкой 0,1–0,3% мас. хромпика (К2Cr2О7). Продолжительность травления 10–15 мин, далее сушка горячим воздухом (70–80 °С). После травления допускается хранение деталей перед сваркой до 3 сут. при использовании машин переменного тока и до 24 ч при сварке запасенной энергией.
Точечная сварка алюминия и его сплавов связана с некоторыми трудностями. Так как алюминий имеет высокую электропроводность, сварка сопровождается перегревом, что может вызвать приваривание электрода к детали. Чтобы исключить это отрицательное явление, в ряде случаев применяют теплоизолирующие прокладки 1 из стали 12Х18Н9 толщиной 0,2-0,5 мм между электродом 2 и деталью 3 из алюминия (рис. 1). Такие прокладки не привариваются к деталям. При сварке алюминиевых сплавов необходимо обеспечивать небольшое и по возможности постоянное электросопротивление пленки окислов на поверхности изделия: при сварке на машинах переменного тока — 100–300 мкОм, при использовании запасенной энергии — менее 100 мкОм. Для контроля качества поверхности детали зажимают между электродами специального пресса или точечной машины. При измерении контактного сопротивления можно использовать микрометр типа М246 или другие приборы, предназначенные для измерения малых сопротивлений.
Рис. 1. Схема точечной сварки алюминия с использованием прокладок из нержавеющей стали 12Х18Н9
Точечную сварку алюминия и его сплавов применяют при толщине металла от 0,04 до 5–6 мм. Наиболее характерные типы соединений, выполняемые точечной сваркой, показаны на рис. 2. Элементы, собранные под сварку, должны плотно прилегать друг к другу, допускаются зазоры не более 0,3 мм на длине 100 мм.
Рис. 2. Типы соединений при точечной сварке алюминия и его сплавов
Точечная сварка алюминия и его сплавов требует применения сварочных токов весьма большой плотности — до 1000 А/мм2 и выше. Применяемая сила тока в 3–4 раза выше, чем при сварке стали (табл. 1). Рекомендуемое удельное давление 59–98 МПа (6–10 кгс/мм2). Диаметр ядра точки при сварке алюминия толщиной 2–3 мм составляет 8–11 мм. Так как в результате нагрева при точечной сварке алюминиевые сплавы разупрочняются, причем размеры зон разупрочнения зависят от времени сварки, сплавы такого типа сваривают при сравнительно коротких импульсах тока продолжительностью 0,08–0,3 с (жесткие режимы). Применяют следующие радиусы сферы электродов: толщина металла — 1; 2; ≥ 3 мм; радиус сферы электрода — соответственно 75, 100, 150 мм.
Таблица 1. Ориентировочные режимы точечной сварки алюминиевых сплавов
|
При сварке легких сплавов обеспечивают минимальное выделение теплоты в контакте электрод–деталь и интенсивное охлаждение электрода. В связи с этим электропроводность сплава для изготовления электродов должна быть не ниже 85–90% проводимости меди.
Рис. 3. Циклограмма одноимпульсной точечной сварки алюминиевых сплавов с «ковочным» давлением Р
При точечной сварке высокопрочных алюминиевых сплавов, начиная с толщины 1,5–2 мм, лучшее уплотнение ядра и соответственно устранение склонности сварной точки к порам и трещинам достигают, используя график переменного усилия с «ковочным» давлением Рк (рис. 3). Обычно принимают Рк=1,5…3 Рсв, где Рсв — усилие, приложенное к электродам во время сварочного нагрева. Так, для сплава Д16–АТ при толщине листа 1,5 мм Рсв=6370 Н (650 кгс), а Рк=9810…1180 Н (1000–1200 кгс). Для того, чтобы избежать перегрева металла в контакте электрод–деталь, уменьшить износ электродов и улучшить качество поверхности деталей из алюминиевых сплавов, в ряде случаев (например, для ответственных деталей) применяют модулирование импульса сварочного тока с постепенным его нарастанием и спадом (рис. 4).
Рис. 4. Циклограмма точечной сварки с постепенным нарастанием и спадом силы тока І
При сварке алюминиевых сплавов точки, обладая высокой прочностью при работе на срез, относительно плохо сопротивляются разрыву (табл. 2).
Таблица 2. Среднее разрушающее усилие сварных точек на алюминиевых сплавах
|
Для точечной сварки металла толщиной 0,02–0,5 мм используют конденсаторную сварку на машинах типа ТКМ–4 мощностью 100 Вт. При сварке металла толщиной до 2 мм могут быть применены однофазные контактные машины типа МТ4224.
отсюда
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Похожее
Глава 4. Сварка алюминия и его сплавов
Основные свойства и особенности сварки
Чистый алюминий из-за низкой прочности используют в отдельных случаях в химической, пищевой и электротехнической промышленности. В основном, в конструкциях применяют сплавы в связи с их сравнительно высокой прочностью при малой плотности, высокой коррозионной стойкостью во многих средах и высокими механическими свойствами при низких температурах в авиа-, ракето-, судостроении, а также в химической и пищевой промышленности.
Алюминиевые сплавы подразделяют на деформиуоеанн ые,применяемые в катаном, прессованном и кованом состояниях, илитейные, используемые в виде отливок. Деформируемые сплавы, в свою очередь, подразделяются на сплавы, не упрочняемые термообработкой (система легирования марки АМц, АМг) и сплавы, упрочняемые термообработкой (система легирования А1-М§-Си, А1^п-М§, А1^ьМ§). В сварных конструкциях чаще всего используют полуфабрикаты (листы, трубы, профили и т.п.) из деформируемых, термически не упрочняемых сплавов в ненагартованном виде. При сварке термоупрочненных сплавов металл и зона термического влияния разупрочняются, поэтому их применение целесообразно только при возможности последующей термообработки. Химический состав и механические свойства типичных марок алюминия и его сплавов приведены в таблице 4.1.
Трудность сварки алюминия и его сплавов заключается в следующем.
Высокая теплоемкость, теплопроводность, скрытая теплота плавления требуют более высокого и концентрированного тепловложе- ния, чем при сварке стали (в 1,2-1,5 раз больше), несмотря на более низкую температуру плавления алюминия.
Алюминий легко окисляется в твердом и расплавленном состояниях. Плотная тугоплавкая окисная пленка А1203(1пл=2050 °С) препятствует сплавлению металла и образует в шве неметаллические включения. Перед сваркой надо удалить окисную пленку с поверхности основного и присадочного металлов механическим путем или травлением. В процессе сварки окисную пленку удаляют за счет применения флюсов, растворяющих или разрушающих ее переводом в летучее состояние.
Низкая прочность алюминия при высоких температурах (рис. 4.1, а)и высокая жидкотекучесть способствуют «проваливаниюсварочной ванны. Для предотвращения провалов и прожогов обычно применяют подкладки из графита.
а
Рис. 4.1. Некоторые свойства алюминия в зависимости от температуры: а — механические, б — растворимость водорода
Высокая растворимость газов в расплавленном состоянии, особенно водорода (рис. 4.1, б) способствует образованию пор при кристаллизации. Водород, растворенный в жидком металле, при затвердевании должен выделиться из него в количестве 90-95 % своего объема, но этому препятствует плотная окисная пленка и низкий коэффициент диффузии водорода в алюминии. Поры располагаются чаще всего внутри шва, вблизи границы сплавления и у поверхности шва. Я считаю, что основной задачей технологов является борьба с газовой пористостью. Для предотвращения пористости удаляют окисную пленку, влагу и жировые загрязнения с поверхности свариваемых материалов, осушают инертные газы, при сварке используют подогрев и механическое воздействие на жидкий металл сварочной ванны (например, ультразвуковые колебания, магнитное перемешивание).
Значительная усадка металла шва и высокий коэффициент линейного расширения приводят к большим остаточным деформациям и короблению конструкции. Для уменьшения коробления рекомендуют использовать жесткие приспособления, изготовленные из материалов с низкой теплопроводностью.
Таблица 4.1 — Химический состав и механические свойства некоторых марок алюминия и его сплавов
Схема ле- гиро-вания сплава | Марка сплава | Химический состав, % по массе | Механические свойства | ||||||||||||
А1 | Си | Mg | Мп | Si | Zn | Fe | Ті | другие элементы | прочие примеси, не более | МПа | ^0,2, МПа | 5, % | |||
Технический алюминий | . !> о О о | 99,7 99,0 | 0,3 1,0 | 5 8 | 5 1, 3 | 49 35 | |||||||||
Алюмини ево-мар ганцевый | АМц | Ос нова | 0,2 | 0,05 | 1-1,6 | 0,6 | 0,1 | 0,7 | 0,2 | — | 0,1 | 13 | 5 | 23 | |
Алюмини ево-мар ганцевый | АМг5 | Ос нова | 0,1 | .8 ,8 5, | о ,5 оо ; | 0,5 | 0,2 | 0,5 | 0,1 | Все 0,005 | 0,1 | 27 | 12 | 18 | |
Алюмини- ево-маг- ниево- медный (дюраль) | Д1 | Ос нова | 3,8… 4,8 | о ,4 оо ; | 0,4… 0,8 | 0,7 | 0,3 | 0,7 | 0,1 | № 0,1 | 0,1 | 41 | 25 | 15 | |
Алюмини- ево-крем- нистый | АК4 | Ос нова | .5 1,9 2, | .8 ,4 1, | 0,2 | 0,5. 1,2 | 0,3 | .3 ,8 1, о» | 0,1 | № 0,8. 1,3 | 0,1 | 39. 43 | 32. 36 | 10 | |
Алюмини- ево-магни- ево-цинко- вый | В95 | Ос нова | 1,4. 2,0 | .8 | 0,2. 0,6 | 0,5 | 5,0. 7,0 | 0,5 | — | Сг 0,1. 0,25 | 0,1 | 52 | 44 | 14 |
6. При дуговой сварке неплавящимся вольфрамовым электродом возможно загрязнение сварного шва вольфрамовыми включениями. При сварке используют электроды из чистого вольфрама ЭВЧ, из вольфрама с оксидом лантана ЭВЛ или с оксидом иттрия ЭВИ-1 по ГОСТ 23949-80.
7. При сварке нагартованных или термически упрочненных алюминиевых сплавов снижается прочность сварного соединения по сравнению с прочностью основного металла.
Для алюминия и его сплавов используют все виды сварки плавлением. Наибольшее применение нашли автоматическая и полуавтоматическая дуговая сварка неплавящимся и плавящимся электродом в среде инертных защитных газов, автоматическая дуговая сварка с использованием флюса (открытой и закрытой дугой), электрошлаковая сварка, ручная дуговая сварка плавящимся электродом, электронно-лучевая сварка.
Чтобы получить качественные сварные соединения необходимо перед сваркой с поверхности заготовок удалить жировую смазку, которой покрывают полуфабрикаты при консервации. Поверхности обезжиривают ацетоном, уайт-спиритом. Окисную пленку удаляют шабером или металлическими проволочными щетками из нагартованной хромоникелевой стали непосредственно перед сваркой. Можно также производить травление, после которого допустимая продолжительность хранения заготовок перед механической зачисткой свариваемых поверхностей не более 4 суток. После механической зачистки сварку рекомендуется производить в течение 3 часов.
Для очистки поверхности алюминиевой сварочной проволоки необходимо производить ее химическую обработку: обезжиривание, травление в 15 %-ном растворе едкого натрия технического в течение 5-10 минут при 1=60-70 °С, промывание в воде, сушку, дегазацию (прокалка при 1=300 °С в течение 10-30 минут на воздухе или в течение 5 часов в вакууме при 0,13 Па).
Дуговая сварка в среде инертных газов.Сварка производится не- плавящимися (вольфрамовыми, лантанированными, иттрированными) и плавящимися электродами. Используются инертные газы: аргон высшего и первого сорта ГОСТ 10157-79, гелий повышенной чистоты, смесь аргона с гелием. Выбор конкретного способа сварки, режимов сварки определяется конструкцией изделия и условиями производства.
Ручная дуговая сварка вольфрамовым электродом.Сварку ведут, в основном, на специально для этого способа разработанных установках типа УДГ. Использование источников переменного тока связано с тем, что при сварке постоянным током обратной полярности допустим сварочный ток небольшой величины из-за возможного расплавления электрода, а при сварке постоянным током прямой полярности не происходит удаления окисной пленки с поверхности алюминия. Расход аргона составляет 6-15 л/мин. При защите гелием расход газа больше примерно в 2 раза. Напряжение дуги при сварке в аргоне 15-20 В, в гелии 25-30 В. Режимы сварки приведены в таблице 4.2.
Таблица 4.2 — Рекомендуемые режимы сварки вольфрамовым электродом
Толщина металла | Диаметр, мм | Сила тока, А | |||
вольфрамового электрода | присадочной проволоки | в аргоне | в гелии | ||
1…2 | 2 | 1.2 | 50.70 | 3 о 4 о | |
4.6 | 3 | 2.3 | 0 о 3 о | 6 о 9 о | |
4.6 | 4 | 3 | 6 о 8 О | 110.130 | |
0 | 5 | 3.4 | 220.300 | 160.240 | |
11.15 | 6 | 4 | 280.360 | 220.300 |
При выполнении швов на алюминии вручную особое внимание следует уделить технике сварки. Угол между присадочной проволокой и электродом должен быть примерно 90°. Присадка подается короткими возвратно-поступательными движениями. Поперечные колебания вольфрамового электрода недопустимы. Вылет электрода от торца наконечника горелки 1-1,5 мм. Длина дуги 1,5-2,5 мм. Сварку ведут обычно справа налево («левый» способ), чтобы снизить перегрев свариваемого металла.
При автоматической сварке вольфрамовым электродом качество и свойства шва по его длине более стабильны, чем при ручной сварке.
Сварка плавящимся электродом.Сварка выполняется полуавтоматом или автоматом в струе чистого аргона или в смеси аргона и гелия (до 70 % Не) на постоянном токе обратной полярности проволокой диаметром 1,5-2,5 мм. При использовании газовой смеси (30 % Аг + 70 % Не) увеличивается ширина шва и глубина провара и улучшается форма шва.
Режимы сварки плавящимся электродом сплавов типа АМг приведены в таблице 4.3 при расходе аргона 15-20 л/мин.
Автоматическая сварка алюминия и его сплавов с применением флюсов.Этот способ применяют в двух вариантах: сварка по флюсу полуоткрытой дугой и сварка под флюсом закрытой дугой.
Сварку по флюсу применяют при производстве сосудов из алюминия и сплавов типа АМц с использованием фторидно-хлоридных флюсов. Флюсы имеют высокую электропроводность, и, благодаря высокой концентрации энергии при сварке алюминия по флюсу, достигается глубокое проплавление основного металла.
Таблица 4.3 — Рекомендуемые режимы сварки плавящимся электродом в защитных газах алюминиевых сплавов типа АМг
Толщина металла, мм | Тип разделки | Число проходов | Диаметр электрода, мм | Первый проход | Последующие проходы | |||||
сила тока, А | е, и н е Л р ап н | скорость сварки, м/ч | а, к о ил с | напряжение, В | и, к ар в с ч £ ^ с о р о к с | |||||
10 | — | 2 | 2 | 250.300 | 22.24 | 20.25 | 370.390 | 28.30 | 20 | |
15 | У-образный | 4 | 2 | 250.300 | 24.26 | 20.25 | 370.390 | 28.30 | 20 | |
40 | Х-образный | 20 | 2 | 280 | 25.27 | 35 | 370.390 | 27.29 | 27 |
Для технического алюминия применяют флюс АН-А1, а для сплавов — другие флюсы, не содержащие №С1, так как в случае загрязнения металла шва восстановленным натрием ухудшается его пластичность. Толщина слоя насыпанного флюса обычно составляет 7-16 мм, ширина 25-45 мм в зависимости от толщины свариваемого металла. Сварка ведется на постоянном токе обратной полярности одиночным (режимы в табл. 4.4) или сдвоенным (расщепленным) электродом на стальной формирующей подкладке.
Таблица 4.4 — Режимы однопроходной сварки по слою флюса одиночным электродом на формирующей подкладке
Толщина металла, мм | Диаметр электродной проволоки, мм | Плотность тока, А/мм2 | Напряжение дуги, В | Скорость сварки, м/ч |
4 | 10 | 130.150 | 27.30 | 24.26 |
8 | 1,5 | 100.120 | 29.32 | 20.22 |
12 | 2,0 | 100.110 | 35.37 | 18.19 |
Сварочные алюминиевые проволоки имеют небольшую жесткость и при значительных колебаниях конца проволоки при сварке могут возникнуть непровары. Использование сдвоенных проволок позволяет увеличить размеры сварочной ванны, время пребывания ее в жидком состоянии, улучшить условия дегазации сварочной ванны и, соответственно, уменьшить пористость.
Основные преимущества сварки по флюсу: высокая производительность, экономичность по сравнению с другими способами, меньшее коробление конструкции. Недостаток — необходимость удалять шлак после сварки.
Автоматическую сварку под слоем флюса ведут на больших плотностях тока расщепленным электродом на переменном или постоянном токе обратной полярности. Применяют керамические флюсы ЖА-64, ЖА-64А. Но при этом предъявляются повышенные требования к вентиляционным системам для удаления паров флюса.
Электрошлакоеая сварка.Применяется для сварки алюминия и его сплавов для толщин 50-250 мм. Сварку ведут на переменном токе пластинчатым электродом или плавящимся мундштуком. Применяют флюсы АН-301, АН-302 на основе галогенидов щелочных и щелочноземельных металлов. Шов формируют медными кристаллизаторами. Плотность тока в электроде около 2,5 А/мм , скорость сварки 6-8 м/час. Прочность сварных соединений 80-100 % от прочности основного металла. Чем больше толщина свариваемых изделий, тем больше техникоэкономическая эффективность данного способа.
Ручная дуговая сварка покрытыми электродами.Способ применяют для изделий из технического алюминия, алюминиевомарганцевых и алюминиево-магниевых (с содержанием магния до 5 %) сплавов, силуминов при толщине металла более 4 мм. Можно сваривать металл толщиной до 20 мм без разделки кромок, но все-таки рекомендуется разделка кромок с толщины 10 мм.
Чаще всего тип соединения — стыковое. Соединения внахлестку и тавровые не рекомендуются, так как возможно затекание шлака в зазоры, откуда его сложно удалить при промывке. Остатки шлака могут вызвать коррозию.
При сварке необходимо обеспечить подогрев до 100-400 °С в зависимости от толщины деталей. Диаметр электродов ёэ=4-8 мм. Стержень электродов изготавливается из проволок состава, близкого к составу основного свариваемого металла. Для широко применяемых сплавов типа АМг берут проволоку с увеличенным на 2 % содержанием магния для компенсации его угара при сварке. Основу покрытия электродов составляют криолит, хлористые и фтористые соли натрия и калия.
Сила сварочного тока 1св=(50-60)ёэ, ид=30-36 В. Ток постоянный обратной полярности. При сварке алюминиевый электрод расплавляется в 2-3 раза быстрее стального. При обрывах дуги кратер и конец электрода покрываются пленкой шлака, препятствующей ее повторному зажиганию. Поэтому сварку необходимо выполнять на высоких скоростях, без колебания электрода, непрерывно в пределах одного электрода. При прерывании дуги конец электрода необходимо зачистить.
При выполнении многослойных швов перед наложением каждого слоя необходима тщательная зачистка предыдущего слоя от шлака и окислов.
Получаемые сварные соединения обладают удовлетворительными механическими свойствами.
Ручная дуговая сварка угольными электродами.Этот вид применяют только для неответственных конструкций. Сварку производят на постоянном токе обратной полярности. Диаметр угольного электрода ёэ=10-20 мм, сварочный ток 1св=(20-25)ёэ, ид=25-35 В. Конец угольного электрода затачивают на конус под углом 60°. Металл толщиной до 2,5 мм сваривают без разделки кромок, а более толстый — с разделкой (угол разделки 70-90°). Используют присадочный пруток диаметром 2-5 мм. На присадочный пруток наносят слой флюса многократным окунанием в водный раствор флюса (смеси фторидно-хлоридных солей) или флюс наносят в виде пасты на свариваемые кромки.
Газовая сварка.Этот самый старый способ сварки алюминия применяют с использованием ацетилена, реже — с использованием про- пан-бутановой смеси и метана. Сварку ведут нормальным пламенем при незначительном избытке ацетилена. При выборе горелки исходят из расхода примерно 100 л/г ацетилена на 1 мм толщины основного металла. Номер наконечника выбирают в зависимости от толщины свариваемых деталей, а диаметр присадочного прутка, соответственно, 1,5—5,5 мм.
Наиболее распространенный флюс, обеспечивающий высокое качество сварки, АФ-4А, который состоит из 28 % хлористого натрия, 50 % хлористого калия, 14 % хлористого лития, 8 % фтористого натрия. Флюс наносится на присадочный пруток или свариваемые кромки. При толщине деталей до 4 мм разделку кромок не выполняют, а свыше 4 мм — рекомендуется выполнять. При толщине листов более 8 мм производят общий или местный подогрев. Сварку выполняют «левым» способом. После сварки швы промывают для удаления остатков флюса и образующихся шлаков теплой или подкисленной водой (2 %-ный раствор хромовой кислоты). Для этой цели применяют волосяные щетки, которыми протирают шов и участки вдоль его.
ФPAГMEHT КНИГИ (…) Несмотря ка значительно большую стоимость по сравнению с углеродистым. к низколегированными конструкционными сталями, объем применения алюминиевых сплавов в производстве сварных конструкций непрерывно повышается Это можно объяснить такими эксплуатационными свойствах,и алшишя к его сплавов, как высокая коррозионная стойкость в целом ряде агрессивных жидких и газовых сред б (в том числе, в морской воде), немагкктность и высокие электро- и теплопроводность, низкие температуры (вплоть до криогенных) перехода алшинкевых сплавов из вязкого в хрупкое состояние. |
Деформируемый алюминиевый сплав 6082
Химический состав
Номинальный химический состав
Al-1Si-0 , 9Mg-0,7Mn
Химический состав согласно EN 573-3: 2013
Таблица 1 — Химический состав алюминиевого сплава 6082
Обозначения сплава
- EN 573-3 : EN AW-6082 и EN AW-Al Si1MgMn
- Бирюзовые листы (алюминиевая ассоциация): 6082
- Единая система нумерации (США) : A96082
- ISO 209 : 2007: 6082
- DIN 1725-1 (отменено): AlMgS1 и 3.2315
Металлургические характеристики
- Сплав 6ххх серии
- Деформируемые: методы экструзии и прокатки
- термически упрочняемый
- Основными легирующими элементами являются магний, кремний и марганец в виде добавок
- Упрочняющий компонент — интерметаллид Mg 2 Si.
- При номинальном химическом составе соединение Mg 2 Si после искусственного старения может достигать около 1,4% при избыточном содержании кремния 0,5% [1]
- Соединения марганца препятствуют перекристаллизации и, таким образом, позволяют контролировать морфологию и размер зерна во время термообработки.
- Типичные темпераменты — T6 и T4.
- Состояние T6: закалка в воде после нагрева при 540 ºC и искусственного старения при 175 ° C в течение 8 часов [1]
- Состояние T4: естественное старение при 20 ° C в течение не менее 8 дней после нагрева для состояния закалки как T6 [1]
- Не имеет аналогов в ГОСТ 4784-97
- Показано место сплава 6082 среди других сплавов серии 6ххх. на рисунке ниже
Важные свойства
- Алюминиевый сплав средней прочности
- Высокая коррозионная стойкость
- Обладает самой высокой прочностью среди сплавов серии 6ххх.Считается конструкционными сплавами.
- В форме листа, используемого для обработки
- Относительно новый сплав. Чаще используется в Европе, чем в Северной Америке. Из-за большей прочности вместо сплава 6061 часто используется сплав.
- Добавки большого количества марганца обеспечивают контроль зернистой структуры, что, в свою очередь, позволяет добиться более высокой прочности.
- Комплекс сложных тонкостенных профилей.
- Качество поверхности экструдированных изделий ниже, чем у других сплавов серии 6ххх
- В сплавах Т6 и Т651 хорошо обрабатывается резанием с образованием длинной толстой стружки [2]
Типовые области применения
- В легковых автомобилях: противоударные лонжероны, дверные коробки, элементы рамы кузова [1]
- Высоконагруженные детали и узлы
- мостов
- краны
- транспорт
- Балки и фермы
- Ковши для добычи руды [2]
- кег [2]
- бидоны для молока [2]
Механические свойства
Нормализованные механические свойства
Таблица 2 —
Требования к механическим свойствам
прессованных прутков, труб, профилей из сплава 6082 в ИН 755-2: 2016
Типичные механические свойства
Таблица 3 — Типичные механические свойства сплава 6082 [1]
Физические свойства
Плотность
2,70 г / см³
Интервал температуры плавления
585-650 ° С [3]
Тепловое расширение
24 м / (м · К)
Модуль упругости
70 ГПа
Теплопроводность
180 Вт / м · K
Технологические свойства
Свариваемость
- Сплав 6082 Обладает хорошей свариваемостью, но имеет снижение прочности в зоне сварного шва.
- При самой сварке рекомендуется сварочная проволока 4043 [2]
- При сварке сплава 6082 на сплав 7005 следует применять сплав 5356 [2]
Паяемость
Хорошо поддается пайке и пайке
Способность к холодной штамповке
хорошо
Возможность механической обработки
хорошо
Модификации
№
Источники:
1. Алюминий и автомобили: дизайн, технологии, инновации — Edimet Spa, 2005
2.Материалы компании Aalco Metals Ltd
3. Материалы компании Nedal Aluminium (Нидерланды)
Алюминиевый сплав 6005A
Химический состав
Номинальный химический состав
Al- 0 , 7Si -0,6 Mg- Mn SR
Нормализованный химический состав
Таблица 1 — Химический состав алюминиевого сплава 6005A в соответствии с EN 573-3
обозначение сплава
- EN 573-3: EN AW-6005A и EN AW-Al SiMg (A)
- международная регистрация (Teal Sheats — Aluminium Association): 6005A
- Единая система нумерации (США): A96005A
- ISO 209: 2007: 6005A
- DIN 1725-1 (отменен): AlMgSi0,7 и 3.3210
Металлургические характеристики
- Кованые
- термически упрочняемый
- Относится к сплавам со средним уровнем прочности
- Упрочняющий компонент — интерметаллид Mg 2 Si. При доле номинального химического состава этого соединения 0,9%, при этом избыточное содержание кремния составляет 0,4%.
- Марганец и хром обеспечивают сопротивление кристаллизации, что обеспечивает контроль морфологии и размера зерна во время термообработки в рабочем цикле [2]
- Типичное состояние материала — T6: Экструдированные профили охлаждают водой после нагрева для закалки при 530 ºC и искусственного старения при 175 ° C в течение 8 часов [2]
- Расположение сплава 6005А среди других сплавов серии 6ххх — смотрите.рисунок ниже.
Типовые области применения
- Экструдированные профили и трубы, требующие более высокого уровня прочности, чем сплав 6063
- лестница
- Детали рамы, сидений и подвески легковых автомобилей
прочностные характеристики
Нормализованные механические свойства
Таблица 2 — Требования к механическим свойствам сплава 6005A в EN 755-2
Типичные механические свойства
Прочность на разрыв
Таблица 3 — Типичные механические свойства сплава 6005A [2]
предел текучести 0,2 %
См.Таблица 3.
Относительное расширение
См. Таблица 3.
Физические свойства
Плотность
2,70 г / см 3 при 20 ° C
тепловые свойства
Интервал температуры плавления
605 — 655 ° С
Коэффициент теплового расширения
Линейная: 23,6 м / (м · ° C) в диапазоне от 20 до 100 ° C.
Технологические свойства
- сжимаемость: средняя
- Обработка: от средней до посредственной
- Свариваемость: хорошая
- формуемость: средняя
модификация сплава
- Сплав 6005, основа
- Cплав 6005Б.
Источники:
- Алюминий и алюминиевые сплавы, изд. Дж. Р. Цитата — AMS International, 1993
- Алюминий и автомобили: дизайн, технологии, инновации — Edimet Spa, 2005
По каталогу сплавов
.