Ведический словарь — Сварупа
01 декабря 2019
Воплощения Бога
Шалаграма-шила — наилучшая форма для поклонения
Шалаграма-шила наилучшая форма Господа для поклонения В Пуранах сказано, что Бог приходит к нам…
22 ноября 2019
Новости и события
Календарь экадаши для России на 2020-2023 годы
Календарь экадаши для России на 2020-2023 годы обновление календаря экадаши обновлён календарь экадаши для…
14 ноября 2019
Христианство и Веды
Христос и Кришна
Христос и Кришна православное и католическое христианство В сущности, нет никакой разницы между учением…
05 ноября 2019
Вегетарианские салаты
Оливье — вегетарианский рецепт
Оливье вегетарианский рецепт салата Оригинальный вегетарианский рецепт салата Оливье с горчичной сырно-сливочной заправкой, двумя…
25 октября 2019
Вегетарианство
Сати Казанова о вегетарианстве
Сати Казанова о вегетарианстве легко ли девушке с Кавказа стать вегетарианкой? Сати Казанова —…
Меняется ли сварупа дживы, под влиянием соответствующего вида общения?
— Наш разговор начался еще летом, и мы иногда переписываемся сейчас. Речь шла о настроении в преданном служении и о том, что у каждого оно свое. Он читает много книг Шрилы Прабхупады и понял так, что изначальную расу изменить нельзя, ее можно снова пробудить, и если у тебя есть определенный вкус в отношениях с Господом, то его изменить нельзя. Грубо говоря, если ты осел на Вайкунтхе, то ты не можешь развить настроение гопи или пастушков. Ты даже не понимаешь этих чувств и никогда не поймешь. Я, читая книги, поняла так, что это можно сделать по милости чистого преданного. Можно заразиться определенными отношениями с Кришной через вкус другого вайшнава. Слушая и служа ему, в сердце может проявиться его вкус отношений с Кришной. К сожалению, сейчас я мало читаю и память слабая, я не могу привести ему цитаты. Но помню, в Шри Ишопанишад Шрила Прабхупада говорит, что каждый может войти в танец раса. И путешествие Гоп Кумара тоже это доказывает, хотя эту историю можно и по-другому трактовать. Например, что Гоп Кумар изначально имел сакхья расу с Господом и поэтому искал ее.
В общем, у нас мирная дружеская беседа на эту тему, но я чувствую, что этот преданный не хочет углублять свои отношения с Кришной из-за сомнений. Он почему-то думает, что если он осел из Вайкунтхе, то зачем ему так много слушать о сантиментах гопи. Я пока не сдаюсь, но он хочет доказательств из шастр. Он прав, но я не могу их привести. Вместе с тем, я хочу помочь этому преданному, он очень хороший, всегда всем помогает и у него есть энтузиазм увеличить свое служение, но некоторые сомнения ему мешают. К тому же это и мой вопрос, может я неправильно понимаю все. Но тогда зачем Госвами Вриндавана, наши ачарьи дали нам этот высший вкус любви к Богу. Они могли его не открывать, но если они посвятили столько трудов этому разве можно от этого отказаться. Конечно, любые отношения с Кришной полностью совершенны и могут удовлетворить душу, но, в беседе с Рамананда Райем, Господь Чайтанья сам утвердил высший вкус отношений с Ним. Пожалуйста, рассудите нас. Это не спор, а просто дружеская философская беседа, но хотелось бы понять, в чем истина. Я понимаю, что нам пока рано об этом думать, но хотя бы теоретически, хотелось бы знать об этом. И вместе с тем, это может увеличить желание приблизиться к пониманию настроения, которые открыли нам наши ачарьи.
Большое Вам спасибо за интересный вопрос. Несколько лет тому назад я тоже участвовал в подобном обсуждении. Ища ответ в разных шастрах я, в конце концов, нашел его в одной из биографий Бхакти Прагьян Кешавы Госвами Махараджа (Санйаса Гуру Шрилы Прабхупады). Ответ, который я Вам написал, будет основан на наставлениях, которые Кешава Махарадж давал своим ученикам, описывая вечную сварупу дживы.
Шастры действительно описывают, что вечная сварупа, также как и неповторимая уникальная раса, изначальные имя, облик и все остальные атрибуты ее вечной формы, скрытым образом уже вечно заложены в дживе.
Благодаря дикше, шикше, памятованию, слушанию и воспеванию, в общении c Шри Гуру и вайшнавами, душа освобождается от влияния майи, и присущий ей вечный и уникальный вид Кришна-премы проявляется наружу:
нитья-сиддха кришна-према садхья-кабу ная
шраванади шуддха–чита коройе удай. (Ч.Ч. Мадхья 22.108)
Кришна-према является нитья-сиддхой, т.е. она вечно существует. Садхья кабу ной – означает, что Кришна-према не является садхьей — чем-то, что можно получить с помощью садханы. Кришна Према, также как и нитья сварупа дживы, не является чем-то, чего в определенный период времени, не существовало, а затем позже обретает свое бытие (садхья-кабу-ная). Слушание и воспевание о Кришне (шраванади) очищает сознание дживы (шуддха-читте) и проявляет наружу ее вечную сварупу (кория-удай). Кория удой значит, что она восходит в нашем сердце подобно восходящей луне, которая должна взойти в Кали-югу, чтобы остудить жар лихорадки, в которой мы все сейчас находимся.
Это восхождение или пробуждение сварупы, проявляется в форме жадного желания служить Кришне в определенной расе. Когда дикша-Гуру или шикша-Гуру замечают эту вечную, внутреннюю склонность своего ученика служить Кришне в определенных взаимоотношениях, он обучает ученика совершать свой бхаджан соответствующим образом, для того чтобы помочь ему полностью проявить наружу свою врожденную расу. Это подобно тому, как способность ребенка ходить уже заложена в нем и, если создать правильные и необходимые условия, он воспользуется своим врожденным даром и со временем встанет на свои ноги и начнет ходить.
Подобным необходимым условием является садху-санга. Но было бы непоследовательным утверждать, что сварупа дживы проявляется согласно типу садху-санги (некоторые Гаудия вайшнавы на Радхакунде, и даже в некоторых Гаудия Матхах считают, что сварупа обретается дживой в момент дикши и будет соответствовать сварупе Гуру, от которого ученик получил свои дикша мантры…) Но в нашей сампрадае есть множество случаев, демонстрирующих, что сварупа не зависит от сварупы или настроения твоего дикша-Гуру.
Например, даже общение со Шри Чайтаньей Махапрабху или Его близкими спутниками не изменило сварупы Мурари Гупты. Мурари Гупта считается вечным спутником Шри Рамачандры, Хануманом. Господь Чайтанья Махапрабху говорил ему, что, в сравнении со Шри Рамачандрой, Шри Кришна обладает большей сладостью и более того: Кришна — аватари, источник всех аватар. Услышав это от Махапрабху, Мурари Гупта решил оставить Шри Рамачандру и предаться кришна-бхаджану. Хотя Мурари Гупта испытывал некоторую склонность к служению Шри Кришне, одна мысль утраты общества Господа Рамачандры привела его в уныние. Той же ночью он обратился к Господу Раме с мольбой забрать его жизнь. Он просил об этом, ибо не мог прекратить служения Раме, но, в то же самое время, не в силах был отвергнуть указание Шри Чайтаньи. Проплакав всю ночь, Мурари вернулся к Господу Чайтанье и спросил: «Что же мне делать? Я принес свою голову к лотосным стопам Господа Рамачандры. Но если я нарушу Твой приказ поклоняться Господу Шри Кришне, что же тогда мне останется делать?». Улыбнувшись, Шри Гаура Рая ответил: «Слава Мурари Гупте! Ты настолько сосредоточен на своем поклонении, что даже Моя просьба не смогла вынудить тебя сойти с избранного пути. Именно такое настроение любви и привязанности к лотосным стопам Господа должен исповедовать Его слуга. Даже если Господь захочет разлуки, преданный не сможет оставить прибежища Его стоп. Лишь для того, чтобы проверить твою преданность Господу Раме, я несколько раз попросил тебя обратиться к поклонению Господу Кришне».
Таким же образом Шри Рупа и Санатана рассказывали своему брату Шри Валлабхе (Анупаму) о красоте и сладости облика Шри Кришны, а также о том, что нет ничего выше Его любовных развлечений (према-вилас). Они тоже посоветовали ему совершать кришна-бхаджан.
Слова братьев произвели на Анупама огромное впечатление. Он получил посвящение (дикшу) в кришна-мантру и выразил желание совершать кришна-бхаджан. Однако на следующее утро он припал к стопам своих старших братьев и со слезами сказал: «Я отдал свою голову стопам Шри Рагхунатхаджи (Рамачандры). Пожалуйста, благословите меня, чтобы я служил Его лотосным стопам жизнь за жизнью. Сердце мое разрывается при одной мысли о расставании с Его лотосными стопами».
рагхунатхер пада-падма чханданана на джай
чхадибара мон хойле прана пхати джай (Ч.Ч, Антья, 4.42)
Шри Рупа и Санатана были счастливы, слушая своего младшего брата. Они поздравили его и обняли. Этот случай говорит о том, что садху-санга помогает дживе осознать свою сварупу, но садху-санга не может изменить врожденную сварупу дживы».
Позже Шрила Рупа Госвами реализовано написал в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.2):
нитйа сиддхасйа бхавасйа пафкатйам хрди садхйата
«Нельзя сказать, что садхана рождает нечто совершенно новое. Садхану совершают только ради того, чтобы проявилась вечно совершенная бхава, присущая сварупе дживы».
В «Джайва-дхарме» Шри Враджанатх и Виджай Кумар слушали одного Гуру, Рагхунатха Даса Бабаджи. Тем не менее, они проявили разные присущие им вкусы. Хотя оба достигли совершенства, Враджанатх обрел его в сакхья-расе, а Виджай Кумар — в мадхурья-расе.
В этой связи есть интересный пример: Если дождь идет, когда в небе стоит созвездие свати-акшатра, то попадание дождевых капель на пять различных предметов — устрицу, банановое дерево, змею, слона или копыто коровы — приносит разные результаты. В створках устрицы появляется жемчужина, в банановом дереве — камфора, на змее — драгоценный камень, в голове слона — гаджамукта (особая слоновья жемчужина), а в копыте коровы — горочана. Подобно тому, как вода порождает различные субстанции в зависимости от того куда она попадает, разные ученики, благодаря общению с Гуру или вайшнавом, проявляют склонность служить в разных расах и достигают разные формы
духовного совершенства.
Согласно «Брихад-Бхагаватамрите», Шри Нарада Госвами и Шри Уддхава, увидев Гопа-кумара, сразу заключили, что он был парикаром (вечным духовным спутником) в сакхья расе. Присущая ему сакхья-бхава не изменилась под влиянием общения даже со Шри Нарадой Госвами, Уддхавой, Хануманом и другими. Если присущее душе служение может измениться под влиянием общения, то почему же сварупа Уддхавы не изменилась благодаря общению с гопи? Шримати Яшода тоже общалась с гопи, но ее сварупа от этого не изменилась.
Сокровенный смысл состоит в том, что до тех пор, пока cадхака в процессе практики не осознал свою сварупу, он совершает свой садхана-бхаджан согласно тому общению которое у него сейчас есть по милости Кришны.
Наша Гудия Вайшнава-cампрадая является рага-марга сапрадаей, преемственностью, которая способствует развитию любви к Кришне во Вриндаване в настроении спонтанной, супружеской любви (гопи-бхава). Поэтому души, которые в результате своих многочисленных пурва-самскар и бхакти-сукрити привлекаются к гаудия сампрадае, чаще всего, и скорее всего, обладают адхикаром и сварупой соответствующей именно гопи-бхаве, и немного реже, сакхья-бхаве (настроение дружеских отношений мальчиков пастушков), которая тоже практиковалась и практикуется в нашей сампрадае по сей день. В нашем ИСККОНе Бхакти Вишрамбха Мадхава Махараджа является ярким примером.
Однако движение Махапрабху может дать прибежище и душам, которые находятся с Кришной в других расах, в которых доминируют чувства страха и благоговения перед Богом, таких как шанта (нейтральные отношения), дасья (отношения слуги и господина) и сакхья (дружба с Нараяной на уровне Вайкунтхи). Подобные виды считаются совершенством духовного развития в Мадхава и Шри Сампрадаях.
Шри Чайтанья Махапрабху является аватари сваям бхагаваном (изначальным Господом, источником всех остальных аватар). По милости учения Махапрабху, и практики, которая, в том числе, включает в себя слушание о реализациях гопи Вриндавана, и благословений, полученных в результате участия в Его мисии санкиртаны, подобные души, находящиеся в расах Вайкунтхи, Двараки или Айодхьи, обретут именно тот вид совершенства и сварупы, которые являются для них естественными.
Это можно проиллюстрировать на следующем примере. Если в одном и том же месте, на берегу реки Ганги, посадить семена манго, хлебного дерева, тамаринда и т.д., несмотря на то, что всех их питает одна и та же вода из реки, всех освещает одно солнце и овевает один ветер, из разных семян вырастут разные деревья, которые дадут разные плоды. Некоторые плоды будут кислыми, некоторые вяжущими, а некоторые будут сладкими. Хотя все деревья выросли на одной почве, воде, воздухе и солнце, они не выросли одинаковыми растениями и не дали одинаковые цветы и плоды, потому что семена были разными.
Подобным же образом, изначальные имя, облик и все остальное, заложены в дживе. Благодаря общению с сад-Гуру (вода Ганги) и вайшнавами (плодородная почва), в дживе, согласно ее сварупе, проявляются энергия хладини (блаженство) и самвит (вечность), и на уровне духовного совершенства в ней раскрывается присущий ей изначальный и уникальный облик (кислый, вяжущий или сладкий плод), что вынудит ее искать соответствующий вид духовного общения. Поэтому говорится, что для нас на обусловленном уровне, асат-сангой считается общение с материалистами, тогда как на уровне освобождения, асат-сангой может считаться общение с душами, которые принадлежат к другой расе.
Так что пока этот преданный не достиг уровня духовного освобождения, он может смело дружить с Кришной, и молится о покровительстве Юга-аватары, Шри Чайтаньи Махапрабху и его преданных. Под руководством преданных Махапрабху, он может спокойно изучать и слушать о деяниях разных аватар Господа, описанных на страницах Бхагаватам и, в том числе, слушать о деяниях Кришны с гопи, по милости которых он со временем только утвердится в своей расе, подобно тому, как это произошло в случае Удхавы.
Таким образом, благодаря быстротекущему потоку Ганги, которую сейчас представляет движение ИСККОН Шрилы Прабхупады, Ваш собеседник сможет получить все необходимые минералы, соли и питательные вещества, которые позволят ему, со временем, осознать свою вечную сварпу и найти подобающее для своей бхавы общение и руководство. А пока — ядриши ядриши шрадха, сиддхир бхавати тадриши — совершенство, проявится в соответствии с приложенными усилиями.
Ваш слуга Радха Говинда Даса
Сварупа Дамодара — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Свару́па Дамода́ра Госва́ми (Svarūpa Dāmodara Gosvāmī IAST) — индуистский кришнаитский святой, один из самых близких спутников основоположника гаудия-вайшнавизма Чайтаньи (1486—1534).[1]
При рождении, Сварупу Дамодару нарекли именем Пурушоттама Ачарья. О родителях его известно очень мало. Вскоре после его рождения отец оставил жену и ребёнка и отправился учиться в Митхилу и Варанаси. Детские годы Пурушоттама провёл в доме родителей матери в Навадвипе.
Описывается, что Чайтанья очень ценил Сварупу Дамодару за его чистосердечную натуру, добродетель, и преданность. Когда Чайтанья принял санньясу, Пурушоттама, испытывая огромное чувство разлуки с ним, немедля отправился в Варанаси, где принял обет отречения у санньяси по имени Чайтаньянанда, который дал ему наказ: «Изучай веданту и учи этому знанию других». Пурушоттама Ачарья так торопился увидеть Чайтанью, что ушёл, даже не дождавшись конца церемонии, успев лишь сбрить шикху и снять брахманический шнур. Он даже не успел надеть одежд санньяси и потому его до конца жизни называли Сварупа, его именем брахмачари. После принятия санньяса, выполняя волю своего духовного учителя, он отправился в Пури, где вновь встретился с Чайтаньей.
Описывается, что знания Сварупы Дамодара были практически безграничны, однако, из смирения, он старался не вступать в споры и предпочитал уединение. Поэтому лишь немногим была известна глубина его познаний. Говорится, что Сварупе Дамодаре были ведомы все оттенки настроений преданности Кришне. Он был вторым «я» Чайтаньи. Если кто-то хотел представить Чайтанье книгу, песню или поэму собственного сочинения, автор должен был прежде получить одобрение Сварупы Дамодара. Если произведение содержало понятия, противоречащие изложенным в писаниях идеалам бхакти, оно не могло принести Чайтанье духовного удовольствия и потому Сварупа Дамодара отклонял просьбу автора.
Когда Сварупа Дамодара прибыл в Пури из Варанаси, он восславил Чайтанью, продекламировав следующую шлоку:
О Шри Чайтанья, воплощение милости! Ты — Тот, Кто легко устраняет любую печаль, Твоя преданность — недосягаемый образец чистоты и бескорыстия, Твоё появление наполняет душу восторгом и упоением. Ты кладёшь конец любым философским спорам, потому что Твои знания писаний поистине бездонны. Ты заставляешь сердце трепетать от божественной любви, проливая на него поток милости и сострадания. Прошу Тебя, освети мою душу лучами Твоего благодатного милосердия![2] |
Чайтанья практически никогда не отпускал от себя Сварупу Дамодара. Говорится, что когда Чайтанья погружался в волны экстатической любви, только Сварупа Дамодара своим киртаном мог удовлетворить самые сокровенные чаяния его сердца.
В это время из Видьянагара в Южной Индии прибыл Рамананда Рай. Вместе со Сварупой Дамодарой, воспеванием бхаджанов и чтением стихотворений, они усиливали экстатическое состояние Чайтаньи. Последователи гаудия-вайшнавизма считают, что Сварупа Дамодара и Рамананда Рай соответственно являются Лалитой и Вишакхой — двумя самыми близкими гопи Радхи и Кришны в их вечных лилах в духовном мире.
- Dasgupta, Surendranath (1973), A History of Indian Philosophy: Indian Pluralism, Cambridge: Cambridge University Press, ISBN 0521047811, <https://books.google.com/books?id=je08AAAAIAAJ&printsec=frontcover>
- Manring, Rebecca J. (2005), Reconstructing Tradition: Advaita Ācārya and Gauḍīya Vaiṣṇavism at the Cusp of the Twentieth Century, New York: Columbia University Press, ISBN 0231129548, <https://books.google.com/books?id=Vs1b9KjnnDgC>
Шастра ЙогаПитх: Сварупа сиддхи
Шрила Бхактивигьяна Бхарати Госвами Махарадж
Сварупа сиддхи
г.Чандигарх, картика 2013 г.
Бог создал джив, и на каждую душу у Него существует Свой план. Давайте разберёмся, как понять это правильно.Мурари Гупта и Анупама не смогли изменить свою ништху в Рамачандру, даже несмотря на то, что находились в общении с Самим Шри Чайтаньей Махапрабху. Махапрабху сказал Мурари Гупте:
садху садху, гупта, томара судрдха бхаджана
амара вачанеха томара на талила мана
«Честь и хвала тебе, Мурари Гупта! Ты непоколебим в своем поклонении, ведь ты не переменил своё настроение, даже когда Я попросил тебя об этом» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 15.153).
Они не смогли принять Шри Кришну, как Божество своего сердца, хотя у них было общение, в котором они могли бы развить любовь к Шри Радхе и Кришне. Это можно сравнить с тем, как преданные принимают прасад. Они садятся в одну линию, но это не значит, что им нравится одно и то же. Кто-то может очень любить сладкое, но это вовсе не значит, что человек, который сидит рядом, обязательно разовьёт вкус к сладкому.
У каждого есть свои желания и предпочтения. Также невозможно всем принять одинаковое количество пищи, даже если прасад будет раздаваться неограниченно. Каждый примет что-либо в соответствии со своей способностью и вместимостью (адхикарой).Вопрос: Что значит разная вместимость? Может ли в садху-санге увеличиваться способность вмещать?
Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Нет, это невозможно. Венката Бхатта, Шрила Прабодхананда Сарасвати и Гопал Бхатта Госвами общались со Шриманом Махапрабху в Шри Рангаме и услышали от Него прекрасное доказательство того, что поклонение Шри Радхе и Кришне выше поклонения Шри Лакшми и Нараяне.
сиддхантатас тв абхеде ‘пи
шриша-кришна-сварупайох
расеноткришйате кришна
рупам эша раса-стхитих
«Духовная наука гласит, что между Нараяной и Кришной нет разницы. И все же раса супружеской любви придает Кришне особую привлекательность. Поэтому Он превосходит Нараяну. Такой вывод можно сделать, изучив науку о духовных отношениях» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 9.146).
Однако Венката Бхатта, даже после того как услышал объяснения Махапрабху, не смог оставить поклонение Лакшми и Нараяне. Но привязанность Прабодхананды Сарасвати и Гопала Бхатты Госвами изменилась. В некоторых случаях мы видим, что преданные меняют объект своего поклонения, после того как получают определённое общение, но так происходит не всегда. От чего это зависит?
От того, какое общение они получают, или от природы их сварупы? И то, и другое имеет место быть. Изменится ли настроение от общения или нет, зависит так же от шаранагати индивидуальной души. Захочет ли она принять то, что даётся ей в общении с садху, или захочет сохранить свою независимость – результат зависит от индивидуального желания.
Шрипад Б.Неми Махардж: Если некая связь в этом со стхаи-бхавой?
Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Нет. В «Чайтанья-чаритамрите» объясняется, что для личности, которая находиться в определённой расе, именно его раса является наивысшей:
ниджа ниджа бхава сабе шрештха кари мане
ниджа-бхаве каре кришна-сукха асвадане
«Каждый из преданных, находящихся в той или иной расе, считает своё чувство к Господу самым лучшим и в таком умонастроении черпает великое счастье в общении с Кришной» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.43).
Объективно понимать, что является наивысшим, можно только увидев это с высоты реализации каждого настроения. Раса каждой дживы является для неё наивысшей, так как она находится в своём индивидуальном положении, она не может должным образом сравнивать, объективно оценивая свою расу с расой другого расика-вайшнава.
Шрипад Б.Бхагават Махарадж: Шрила Бхактивинода Тхакур в «Джайва-дхарме» описывает, что преданные Махапрабху имеют два духовных облика: один в играх Шри Чайтаньи Махапрабху в Навадвипе, а другой в играх Радхи Кришны во нитья-вриндаване. Я читал, что Нарада Муни является одновременно Мадхумангалом и Нарадия Гопи. Другой пример – Рамананда Рай. Он явился в этот мир, объединив в себе две личности – Вишакху Гопи из враджа-лилы и Арджуну из дварака-лилы. Можете ли вы прокомментировать этот феномен?
Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: В зависимости от общения или индивидуального окружения будет проявляться то или иное настроение вечных спутников Господа. От этого настроения будет зависеть облик парикара.
Мадхава-прия Прабху: Что это значит? Правильно ли я понимаю: если мой Гуру Махарадж находится в мадхурья-расе и говорит соответствующую катху, то в моём сердце будет появляться желание развить отношения с Господом именно в этом настроении?
Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Бывает и по-другому: если ученик не способен принять то, что даёт гуру, то он говорит в соответствии с адхикарой ученика. Если гуру видит, что ваша квалификация слушать только об айшварье Господа или дружбе с Ним, то он будет говорить об этом. Незрелый ученик может подумать в таком случае, что его гуру вечно пребывает в сакхья-расе.
Мадхава-прия Прабху: Всегда ли гуру говорит только в соответствии с адхикаройученика, или возможно такое, что он говорит о том, что позволяет ему его собственнаяадхикара?
Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Однажды Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур позвал своих учеников на Радха-кунду принять омовение. Когда они пришли, Шрила Прабхупада сказал, что у них нет адхикары даже на то, чтобы прикоснуться к Радха-кунде. Его ученики последовали этому наставлению, но прошло некоторое время, и они, будучи уже имеющими адхикару, пришли уже вместе со своими учениками принять омовение на Радха-кунде.
Таким образом, мы видим, что одна и та же личность в разное время поступает по-разному. Как примирить эти противоречия? Во-первых, нужно понимать, что великие ученики Шрилы Прабхупады также являли лилу постепенного прогресса в своём духовном развитии. Если в начале у них не было квалификации принимать омовение в таком возвышенном месте, то постепенно, слушая хари-катху садху, они обрели соответствующую адхикару для дивья-снаны*.
Поэтому эти слова Шрилы Прабхупады нельзя рассматривать ограниченно, считая так, что он сказал подобное для всех и каждого, и теперь это должно быть принято на все времена. Каждое утверждение вайшнава имеет определённую глубину и раскрывается ученику по мере его личного духовного прогресса. Каждое наставление ачарьи должно рассматриваться согласно кала-деша-патре (времени, месту и адхикаре).
Ученики Шрилы Прабхупады не считали себя квалифицированными принимать омовение в Радха-кунде, но, имея в своём сердце великую жажду получить милость Шримати Радхики, они со смирением омывались в водах этой священной кунды. В соответствии с нашими способностями сознания мы будем по-разному воплощать в свою жизнь слова вайшнавов. На каждом уровне бхакти у нас будет проявляться разное понимание наставлений садху.
Гуру также может проходить разные ступени реализации своих отношений с Бхагаваном. Если гуру идёт восходящим путём (через садхану, будучи в прошлом баддха-дживой), то сначала он может рассказывать своим ученикам о сакхья-расе, и те будут думать что их гуру – сакха Кришны. Позже гуру может начать рассказывать о Божественной Чете, и тогда его последователи будут воспринимать его, пребывающим в мадхурья-расе.
Другим примером является гуру – нитья-сиддха (нисходящая душа). Например, это может быть вечный парикар (спутник) Шримати Радхики. Такой гуру также может проявлять себя в разных настроениях в соответствии с адхикарой ученика. Обусловленная душа не может отличить, к какому типу относится его гуру: «Кто он? Идущий восходящим путём, либо он вечный спутник Господа?»
Например, Шрила Бхактиведанта Свами много говорил о сакхья-расе, так как он видел, что его ученики неспособны воспринимать более возвышенные темы. Он понимал, что если он будет рассказывать о Радхе и Кришне, его слушатели не смогут это понять правильным образом. Однако это вовсе не значит, что он не знал о чём-то большем. Он говорил то, что было необходимо преданным на том этапе духовного развития.
Шрипад Б.Бхагават Махарадж: Нарада Муни – это Нарадия Гопи или Мадхумангал –сакха Кришны? Может ли одна душа иметь сварупу не просто в двух обителях Бхагавана, а одновременно в двух разных расах?
Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Каждое действие нитья-сиддх – это лила, игра. Даже в этом материальном мире мы можем видеть, как одна и та же личность может играть различные роли. Один и тот же человек может играть роль как попрошайки, так и царя. Мужчина может переодеваться в женщину. В каждой лиле присутствует истинная сварупа. Вся наша гуру-варга подобна актёрам, которые проявляются в тех или иных обликах в соответствии с квалификацией ученика. Это вовсе не значит, что у них множество сваруп, у них есть конкретный облик, но чтобы поддерживать своих учеников в определённой расе, они могут предстать в разных обликах.
Вопрос: Всё же, какова основная сварупа Нарады Риши?
Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Все сварупы, о которых мы знаем, являются их лилой. Махапрабху сказал («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 20.108):
дживера сварупа хайа – кришнера нитйа-даса
кришнера татастха шакти, бхедабхеда пракаша
Сварупой каждой дживы является то, что она вечная служанка Господа. Эта сварупа неизменна для всех, вне зависимости от того, в какой расе душа служит Господу. Родители могут ругать своих детей, но всё же это является их служением детям, чтобы они выросли культурными и образованными.
Гопи Вриндавана так же могут ругать Кришну, но лишь для Его счастья, в этом их служение Ему. В конце концов Господь всё так Сам устроил, потому что это необходимо Ему и нравится. Поэтому, в какой бы расе ни пребывала душа: в сакхье,ватсалье, мадхурье – она имеет одну постоянную сварупу – слуги Кришны. Это общее положение для всех живых существ, как для нитья-бадха джив, так и для нитья-парикара, без исключения.
Мадхава-прия прабху: Шрила Кави Карнапур Госвами говорит о том, что сварупа Рая Рамананды в лилах Кришны – это Вишакха Гопи, а точнее – совместная форма Пандава Арджуны и Вишакхи. Наш Шрила Гурудев объяснял, что объединение сиддх (совершенных душ) в одном теле того или иного преданного, подобно тому совокупному воплощению, которое было явлено Самим Шри Чайтаньей Махапрабху. Он представляет из Себя совместную форму Шри Шри Радхи и Кришны:
махапрабху шри-чаитанйа, радха-кришна нахе анйа,
рупануга-джанера дживана
Шрила Б.В.Бхарати Махарадж: Огонь присутствует в дереве, но может ли дерево нас обжечь? Нет. Однако если два куска дерева потереть друг об друга, появится пламя. Как же возможно, чтобы огонь присутствовал в дереве? Мы знаем, что огонь сжигает дерево, как же он может в нём находиться, не уничтожая его? В воде так же содержится элемент огня, но можем ли мы это видеть? При этом мы можем остановить пламя огня водой. Когда придёт время и наступят определённые обстоятельства, тогда мы сможем увидеть огонь, который способен всё сжигать. С помощью своих материальных чувств мы даже не можем понять, каким образом огонь находится в дереве или в воде. Что же говорить о вечных спутниках Господа? С помощью могущества Бхагавана невозможное становится возможным.Преданные – сакшад-дхари – неотличны от Бхагавана. Иногда они показывают свои возможности, а иногда скрывают. Обычно преданные не хотят демонстрировать своё могущество, но при определённых обстоятельствах они могут сделать это.
Шаранга Тхакур не желал принимать учеников, но однажды он встретил Шри Чайтанью Махапрабху. Гаурасундара сказал ему: «Почему ты не принимаешь учеников?» Шаранга Тхакур ответил: «Я не вижу тех, кто был бы квалифицирован». На это Махапрабху ответил: «Тот, кому ты дашь квалификацию, будет квалифицирован!» Первого, кого он встретил после указа Махапрабху, был труп, плывущий в водах Ганги. Шаранга Тхакур воскресил его и сделал чистым преданным. После этого случая Шарангу Тхакура стали звать Шаранга Мурари Тхакур, поскольку имя умершего, которого он возвратил к жизни было Мурари. Мы видим, каким образом при определённых обстоятельствах проявилось могущество Шаранги Мурари.
Однажды Расикананда Прабху чистил свои зубы веточкой нима, сидя на разрушенной стене, лежащей на земле. В тот момент ему сообщили, что один пандит хочет сразиться с ним в диспуте. Этот учёный хотел явиться на диспут верхом на тигре. Когда Шаранга Тхакур издали увидел этого пандита, он сказал: «О, столь уважаемая личность приближается ко мне, я должен его достойно встретить». В тот же миг стена начала двигаться навстречу пандиту. Таким образом, Шаранга Мурари Тхакур встретил этого учёного, сидя на разбитой стене. Как только гордый пандит увидел это, то сразу же пустился прочь.
Подобно Бхагавану, преданные могут проявляться в любой форме, в какой они захотят и в какой есть необходимость. Поэтому как же мы, обусловленные дживы, можем понять, что является их нитья-сварупой?! Мы даже не можем осознать, как огонь находится в дереве.
—
*Дивья-снана – омовение, совершаемое на духовном уровне, как душа, вне гун материальной природы, с глубокой преданностью Шри Кришне.
Кто я?
Популярные лозунги современной психологии — чепуха
00:00:02 Санатана Госвами задает этот вопрос в « Чайтанья-чаритамрите». Есть рупа-шикша — наставления Махапрабху, обращенные к Рупе Госвами, и санатана-шикша — наставления Махапрабху, обращенные к Санатане Госвами. Мы помним, Санатана является самбандха-гйана-ачарьей. Самбандха, абхидхея, прайоджана. «Бандха» переводится как «взаимоотношения», но также как «перспектива», то есть речь идет о фундаменте, на котором строится все здание. Вся духовная концепция сроится на этом фундаменте. И опять же, в каком-то смысле от нашего имени, Санатана Госвами, представляя нас, спрашивает:
«ке ами, кене амайа джаре тапа-трайа
иха нахи джани, кемане хита хайа»
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 20.102)
Очень прекрасным образом он спрашивает Махапрабху: «Кто я, ке ами, и почему я всегда страдаю от тройственный страданий? Если я не знаю этого, иха нахи джани, тогда кемане хита хайа — какого блага я могу ожидать?»
00:01:24 И прежде, чем переходить к этой теме, хочу заметить, люди в современном мире (это очень популярное и распространенное явление) с большой гордостью и высокомерием стремятся поделиться своей жизнью в интернете, скажем в социальных сетях и другими средствами. Можно увидеть интервью с поп-певцами и другими людьми, которые говорят: «У меня есть нечто, что я могу сказать миру, люди должны знать обо мне». Вся эта современная дистилляция старых коммунистических лозунгов «Верь в себя!» Люди говорят: «Да! Эти социальные сети предназначены для того, чтобы рассказывать всем о моей личной жизни, потому что я самый важный человек в мире». Нужно смотреть в зеркало каждое утро и говорить самому себе: «Я тебя люблю» и так далее и тому подобное.
00:02:30 Когда я смотрю в зеркало по утрам, то я далек от таких мыслей, я думаю: «Господи, Боже мой! Нужно опять почистить зубы, потому что я вижу, как разрушается… как все эти фантомы-дантисты стоят у меня за спиной и говорят: “Вы должны чистить зубы тщательно!”». Я вовсе не думаю, что величайшая любовь ко всем — это любовь к себе. Я думаю о том, что следует тщательно и вновь и вновь чистить зубы, чтобы спасти их.
Но, так или иначе. Вся эта чепуха — «Я должен быть собой!» — это ещё один популярный лозунг 60-х. «Я только что понял, что нужно быть собой» — звучит это неплохо. Общество, образовательная система навязывают многочисленные стереотипы вам, и вы откликаетесь, реагируете на это. Мы реагируем на людей, наши реакции соответствуют ожиданиям окружающих.
Кто я такой, и почему я страдаю?
00:03:54 Так вот, Санатана Госвами спрашивает: «Кто я и почему я страдаю?» Это отправная точка. Кто я такой, и почему я страдаю? Если я не знаю этого, тогда все эти разговоры о том, чтобы быть собой, о том, чтобы искать «номер один» — все это может быть основано на ложных допущениях, ложных представлениях. И что такое тройственные страдания: абхйатмика, адхибаутика и абхидайвика? Абхйатмика означает страдания, источником которых являемся мы сами, причиняемые нами самими. Адхибаутика — страдания, которые причиняют нам другие живые существа. Это могут люди, это могут быть комары, это могут другие живые существа. И затем абхидайвика — означает деваты, полубоги…
00:05:11 Примечательно, когда составляют документ-страховку, в английском используется следующее выражение, когда речь идет о торнадо, ураганах, бурях и так далее, то в эти явления страховка не включает «акты Бога» — так они называют наводнения, торнадо, землетрясения, ураганы. «Акты Бога» — называют они. «Вы не можете ожидать, что мы заплатим Вам страховку в случае этих катаклизмов. Можно оформить и подобную страховку на случай землетрясения, но это экстра, а стандартный вариант, — они говорят, — мы не признаем акты Бога».
— Меня это удивляет, — говорит Анукришна.
— Ну, что ж! Добро пожаловать в капитализм, когда одна корпорация выживает за счет другой, одна группа людей выживает за счет другой. По крайней мере, мне кажется это смешно. Дживо дживасйа дживанам («Шримад-Бхагаватам», 1.13.47).
Так или иначе. И вот мы говорим: «Кто я? Почему я страдаю в этом мире? Я не знаю. Я не знаю, мне это не известно. Как я могу действовать ради собственного блага?» Ответ Махапрабху мы слышали множество раз. Он звучит очень просто. Но в действительности в этом ответе заключены концептуальные глубины. Он отвечает:
00:05:58 «дживера ‘сварупа’ хайа — кршнера ‘нитйа-даса’
кршнера ‘татастха шакти’ ‘бхедабхеда пракаша’»
Его ответ на этот вопрос таков: «Ты — вечный слуга Кришны». Дживера ‘сварупа’ хайа — сварупа дживы есть Кришна дас. И сваруп, здесь сва- означает «я сам», руп означает «форма, тождество». Он говорит: «В действительности, твоё подлинное я…» Возможно, вы слышали сегодня утром, атма может означать многое. Мы обычно считаем: атма — это душа, я. Атма — это я, я — это душа, самость. Но мы говорим — нет, атма может означать тело, это тоже своего рода самовосприятие, самоотождествление. Атма может означать ум, может означать интеллект, может означать душу. Существуют разные концепции того, что такое атма. Но атма означает «я» в целом. Но мы можем рассматривать «я» по-разному, поэтому слово «атма» можно использовать в разных смыслах. Но здесь Махапрабху говорит «сварупа дживы», и это означает, Он подразумевает — могут быть разные концепции себя, но они не основаны на твоей сварупе. И они могут быть проблематичны временами.
00:08:39 Мы видим в этом мире временами, когда есть явление, называемое самоопределением, выражаясь языком Гегеля. Самоопределение — определение того, кто ты, определение твоего тождества. И это очень популярное выражение в социально-политическом контексте, когда речь идет о демократии. Люди говорят: «Мы жители такой-то страны. Мы такой-то и такой-то народ. У нас есть право решать, кем мы будем». Это звучит очень хорошо.
Но когда в то же время мы смотрим на арабский мир, на северную Америку или на Европу, или на Азию, то иногда, скажем, вы родились в какой-то стране, и тогда вам присуще определённое тождество. Когда мы были в Киеве, то мать одной девушки, которая получила посвящение, заявила: «Это не украинская религия, вы должны практиковать религию Украины». Но кто решает это? Возникает вопрос: кто может сказать, что есть религия Украины? Но скорее всего, судя по всему, её мать может это сказать. Это означает: если вы родились в Румынии, то ваша религия иная. И в таком случае все превращается в глупость.
00:10:36 Но в этом есть доля истины. И это называется провинциальное, региональное или локальное самоотождествление. На определённом уровне мы отождествляем себя таким образом, когда речь идет о внешних тождествах, в зависимости от того, где мы родились, от общества, в котором мы выросли, от образования, которое мы получили. И можно увидеть, на часть вашей поверхностной личности отражается определённая окружающая среда, поэтому это правда до известной степени. Существуют все эти стереотипы. И за пределами стереотипов, «стереотип» — нейтральное слово, можно использовать другое слово — «расизм». Люди описывают людей из определённой области, определённого места очень неблагосклонно, и даже можно сказать, оскорбительно, потому что их тела родились в определённых геополитических, социально-экономических обстоятельствах. Такого рода тождество.
Мы все одеты в карму, мы носим кармические одежды
00:11:50 Но Махапрабху говорит Санатане Госвами: «сварупа дживы есть слуга Кришны». Поэтому мы родились в этом мире в обществе людей в определённом месте. И мы растем, рассматривая себя, думая о себе в категориях местных, провинциальных тождеств: национального, полового, социального, политического, экономического — все эти явления. И до тех пор мы так рассматриваем себя, мыслим о себе, пока нам не повезет. В этом мире мы блуждаем по просторам мироздания, исследуя все эти различные тождества и перспективы, перспективы утверждения себя в качестве эксплуатирующих центров, неуспешно, неудачно реализуя себя. И поэтому мы страдаем:
00:13:11 «Тамаса баху-рупена вештитах кармахетуна» («Ману-самхита», 1.49). Когда речь идет о нечеловеческих формах жизни, говорится — гуна невежества, «вештитах кармахетуна» — все эти формы жизни буквально «одеты в свою карму». Кто-то одет в тело птицы, кто-то — в тело кошки, в тело человека. Все это суть кармические одежды, которые являются реакцией кармических действий. Духовная перспектива заключается в том, чтобы от этих относительных обстоятельств начать действовать в понятии своей сварупы, своей перспективы служения Кришне.
00:14:30 Шрила Гуру Махарадж говорит: «В Гаудия Матхе некоторые британцы думали: “Слуга Кришны,твад бхритйа-бхритйа-паричарака-бхритйа-бхритйа — идея служения Кришне, слуга-слуги-слуги Кришны”. Некоторые англичане заявляли: “Эти люди проповедуют рабство, что является деградацией человеческой расы”».
Поскольку опять же мы знаем от гуманистов: «Я нахожусь в центре», «Я — номер один», «Я не буду рабом», «Я — царь моего собственного царства». Или как один современный писатель саркастически говорит: «The freedom to be lords of our own tiny skull-sized kingdoms, alone at the centre of all creation» (David Foster Wallace) — «Мы все цари нашего царства, которое умещается в черепе, царства размером с череп». Понимаете, да? Царство, которое умещается в нашей голове, мы все — цари таких царств. И это все неправда — разговоры о царях, потому что мы рабы наших умов, которые контролируют и бесконечно отвлекают, стимулируют, возбуждают и прочее.
00:16:05 Мы все одеты в карму, мы носим кармические одежды. И тело является биологическим выражением иллюзии или заблуждения, в котором находится душа. Мы страдаем от определённой специфической иллюзии, заблуждения. Это ложное представление, аханкар — ложное эго, интеллект, ум, тело. И все это основано на заблуждении. Мы живем в мире эксплуатации. У нас есть тела. Нам присущи ложные представления, мы вуаеристически представляем себя, рассматриваем себя в качестве эксплуататоров.
Гуру Махарадж, его ответ, когда англичане заявляли: «Гаудия Матх, Cознание Кришны проповедуют рабство», Шрила Гуру Махарадж отвечает, цитируя Сарасвати Тхакура: «Нет, Гаудия Матх ратует за достоинство человеческой расы. Это очень благородная перспектива — быть Кришна дасом». Гуру Махарадж известен своими примерами. Его примеры заимствованы из нашего опыта, и, таким образом, он указывает на истины, которые в противном случае далеки от нашего понимания.
Высокое положение слуги Господа
00:17:40 Он рассказывает, Махатма Ганди в то время заявил: ему необходим помощник, ассистент, секретарь, слуга — можно назвать как угодно. Гуру Махарадж рассказывал, люди, которые были кандидатами на это место, занимали высочайшее положение в Индии — миллионеры, люди высокообразованные — все хотели стать слугами Махатмы Ганди, поскольку они думали… Что они думали? Они думали: «Этот человек настолько велик. Если я сумею обрести хотя бы какое-то положение в связи с этим человеком, для меня это будет благом. Я готов делать все, что угодно для него». Гуру Махарадж использует этот пример. Он говорит: «Что говорить? Если это возможно, когда речь идет о великом человеке в этом мире, то о какого рода отношениях с Верховной Личностью Бога, высшим миром, с духовным миром может идти речь?»
00:18:53 С нашей стороны необходима позиция скромности. Три момента мы должны рассматривать, принимать во внимание: мир эксплуатации, мир отречения и затем мир преданности. Иногда люди понимают необходимость отстраниться от измерения эксплуатации, видя негативный характер этого мира, и пытаются отречься. Поскольку в результате всех этих действий в негативном измерении возникают негативные реакции, возникает стремление к отречению, которое в целом именуется мукти — освобождение. Но во второй песне « Бхагаватам» описана иная перспектива освобождения: «муктир хитванйатха рупам», («Шримад-Бхагаватам», 2.10.6) — когда вы освобождаетесь от всех остальных представлений о себе, то «сва-рупена вйавастхитих» — вы оставляете ложный руп и обретаете сваруп — истинный руп, истинную форму, истинное я. И это я имеет перспективу жизни в служении высшему миру.
00:20:39 Мы уже говорили, начало, отправная точка — это принять позицию слуги сейчас под руководством садху, шастры, Гуру и вайшнавов. Начать культивировать тождество слуги, самоотождествление слуги.
Иногда, во время посвящения, как правило, изменяется имя посвящаемого. Человек начинает рассматривать себя в ином качестве, в качестве слуги, в противоположность тому, чтобы рассматривать себя в качестве эксплуататора. С одной стороны — так как было сказано выше. С другой стороны, Гуру Махарадж иногда сравнивает то, что мы делаем, с учебным боем. Иногда в армии происходит учебный бой: настоящая амуниция, настоящее оружие, но никто не убит. И можно сказать, то, что мы делаем — это тренировка, подготовка к истинному служению в реальном, высшем мире. Но это не означает, что это служение. Это служение, когда эти действия совершаются под руководством Гуру и вайшнавов.
Служение Рупы Госвами и Санатаны Госвами
00:22:05 Но, служение как таковое, служение в сварупе в высшем мире — это явление, которое обладает более реальными качествами. Например, Гуру Махарадж упоминал, мы говорим об арчане, поклонении божеству, он говорит: « Рупа Госвами и Санатана Госвами не совершают поклонение божествам. У них есть божества, но они не являются практикующими, которые заняты поклонением божествам. То, что они делают, поклоняясь божествам, есть бхаджан или прямое служение». Каков пример этого? Мы знаем, в случае с Санатаной Госвами. Мы слышали от Шриниваса Ачарьи, что делают эти Госвами. Шринивас Ачарья описывает:
00:23:02 «тйактва турнам ашеша-мандала-пати-шреним сада туччха-ват» (Шри Шад Госвами аштака) — они живут под деревьями, они нищие. И говорится, божество Модан-Мохан сказал Санатане Госвами… Санатан Госвами брал пшеничную муку, воду, лепил шары, обжаривал их на огне и предлагал. И божество говорит Санатане Госвами: «Было бы хорошо, если бы ты мог добавлять немножко соли». Санатан Госвами думает: «Мне негде взять соль. Соль стоит денег. У меня нет денег». Тогда баржа корабль, полный соли, сел на мель на Ямуне, и Санатан Госвами помог справиться с этой проблемой. Баржа вновь поплыла, и в знак признательности купец подарил ему огромное количество соли для его божества. Каждый день Санатан Госвами стал добавлять чуть-чуть соли. И Модан Мохан затем поросил [— Что? Что Тебе ещё нужно? — Махарадж шутит]: «Санатан, немножко ги». Это не поклонение божеству (смеются).
00:25:16 Но затем Санатан Госвами осознал: «Теперь я понимаю, Ты хочешь накормить меня». Поскольку божество — бхава грахи джанардана, божество ест любовь и преданность. Но божество думало: «Я хочу, чтобы Санатан Госвами питался лучше — гхи, соль и прочее». Санатан Госвами никогда не стал бы принимать это служение. Божество подумало: «Если он станет подносить мне немножко ги, немножко соли, это будет хорошо». Но истинная характеристика преданности — когда безграничное становится подчинено контролю ограниченного существа.
И говорят, ребенок приходит и приносит гирлянду. И он счастливо делает это. Почему он делает это? Потому что его попросили, ему сказали это делать. Это тренировка, обучение. И со временем, когда он подрастет, повзрослеет, его сердце вырастет, он станет делать это сам. Нечто в этом роде.
GPS-навигатор на пути бхакти
00:26:34 Мы работаем под руководством Гуру, вайшнавов. Они говорят, даже Махапрабху говорит: «Ты — вечный слуга Кришны». Я — вечный слуга Кришны, но почему я страдаю сейчас? Я не знаю, что мне делать: идти в эту сторону, в ту сторону? Самбандха, абхидхея, прайоджана — это даст тебе руководство в жизни, куда идти, даст тебе перспективу. Мы видим, это нечто вроде духовной версии GPS. GPS — это глобальная спутниковая связь. Да? В этой аудитории все знают, что такое GPS? (смех) Так вот, спутниковая связь. И это означает, что где бы ты ни находился, ты можешь увидеть своё положение на карте, понять: я нахожусь там-то и там и теперь мне нужно идти в такую-то и такую сторону.
00:28:13 Нам говорят: «Ты — вечный слуга Кришны, это твоё истинное тождество». Теперь, когда я это знаю, какова моя перспектива, глубины понимания этого, и полный спектр этого явления не известны мне в настоящий момент. До известной степени это не существенно — полный спектр, полные масштабы. Потому что есть личности, которые, я боюсь, что перескакиваю, но есть личности, гуру, известные в Индии Радха-кунда бабаджи. Скажем, вы прилетели на самолете из России на Радха-кунду и в первый день знакомитесь с этими бабаджи. Они говорят тебе: «Вот твоя сварупа». Это делает все явление дешевым, поскольку Гуру Махарадж представлял это явление очень скромно и очень разумным образом, очень резонным образом.
00:29:23 В действительности, после того, как мы вверили себя заботе истинного вайшнава-гуру и на протяжении долгого времени мы стремились к этому явлению, совершали духовный прогресс — шрадха, садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нивритти, — квалифицированный Гуру по прошествии этого времени начинает видеть сварупу своего ученика. Потому что мы покрыты оболочками эго, накопленных предрассудков, ложных представлений о себе, но когда под руководством садху, шастры, Гуру, вайшнавов мы начинаем рассматривать себя в ином качестве, в качестве вечных слуг Кришны, и служим, то постепенно эти оболочки начинают умирать и истинное я начинает сиять и светиться.
Что такое сварупа-сиддхи?
00:30:35 И во время браджа-мандал парикрамы, паломничества во Вриндаване, Гуру Махарадж находился там в обществе Сарасвати Тхакура. Сарасвати Тхакур в определённый момент спросил у Гуру Махараджа: «Какое твоё любимое место?» И Гуру Махарадж ответил: «Кадамб-канди». Это место Рупы Госвами и место, где Рупа Госвами, возможно, написал свои бхакти-шастры. Так было сказано тогда, в тот момент, но по прошествии нескольких лет они вновь находились на браджа-мандал парикраме. И когда они пришли в Кадамб-канди, то Сарасвати Тхакур сказал: «Твое место». И Гуру Махарадж был удивлен, он подумал: «О, Гуру Махарадж совершает ручи-парикша». Так это называется технически. «Парикша» означает «анализировать», «ручи» означает «вкус», то есть он анализирует вкус своих учеников. И это нечто высокого уровня.
00:32:05 Сарасвати Тхакур видел определённые черты или характеристики Гуру Махараджа. Аналогично Гуру Махарадж спросил Гурудева о его любимом месте. И любимое место не означает визуально приятное место. Не о том идет речь. Речь идет о внутренней квалификации. И Гурудев на этот вопрос «Каково твоё любимое место?» ответил: «Лалита-бар» — дом Лалиты Сакхи. И опять же это важно. Гурудев дал этому высокую оценку, настолько высокую, что он никогда не хотел возвращаться в это место вновь. Ему предлагали отправиться туда несколько раз после того, как преданные услышали эту историю. И по другим причинам ему предлагали вернуться в это место, но он не хотел. Он думал, он не хотел туда пойти. Почему? Он объяснял это так: «Потому что я боюсь, что то впечатление, которое у меня было и осталось в моем сердце, будет иным, когда я вновь отправлюсь в то место». Для того, чтобы уберечь этот сентимент, это чувство, он не возвращался в то место.
00:33:44 Да, мы могли бы сказать, как Гуру Махарадж однажды заметил в отношении Махапрабху. Речь идет о последовательности. Он был инициирован Ишварой Пури, он принял санньясу от Кешава Бхарати. Рамананду Рая мы рассматриваем в качестве рага-марга дикша-гуру Махапрабху. «Рага-марг» означает «путь спонтанной преданности». На пути спонтанной преданности в высшем измерении, на этом уровне существуют такие явления как сварупа сиддхи, васту-сиддхи. «Сварупа-сиддхи» означает осознание своей сварупы. «Васту-сиддхи» означает занятие этого положения. Есть знаменитая шлока « Бхагавад-гиты»:
00:34:42 «джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах
тйактва дехам пунар джанма наити мам эти со ‘рджуна»
(«Бхагавад-гита», 4.9)
Кришна говорит: «Тот, кто понимает трансцендентную природу Моего явления в этом мире, оставляя это тело,тйактва-дехам, которое есть проявление, биологическое выражение иллюзии, в которой пребывает душа, оставляя это тело — тйактва-дехам пунар-джанма, такое живое существо не рождается вновь в материальном мире и вступает в Мой мир, в Мою семью, в духовный мир».
И возможно Санатана Госвами, Вишванатх Чакраварти имеется в виду, говорит, и Гуру Махарадж пересказывает его объяснения, это означает, что преданного переносят в ту вселенную, где происходят игры Кришны. По завершении игр Кришны в определённой вселенной эти игры переходят в другую вселенную. Этот преданный рождается в лоне браджа-гопи на той планете, в той вселенной, где совершаются игры Кришны. И там преданного вводят в Кришна-лилу.
00:36:20 Иногда Гуру Махарадж говорил: «Это нечто вроде репетиции». Вы понимаете, что такое репетиция? Гуру Махарадж называл это репетицией, поскольку там, в этой вселенной эти преданные имеют возможность прямого участия в Кришна-лиле, и затем васту-сиддхи — участие в играх Голоки Вриндавана. Таким образом, весь путь отсюда туда.
Но опять же Махапрабху говорит: «дживера сварупа хайа» — твоя сварупа — Кришна дас. Это общая идея, но какого рода слуга Кришны: шанта, дасья, ватсялья, мадхура? И опять же в каждой расе присутствуют многочисленные измерения. Уддхава говорит:
00:37:14 «асам аха чарана-рену-джушам ахам шйам
вриндаване ким апи гулма-латаусадхинам»
(«Шримад-Бхагаватам», 10.47.61)
Уддхава, кто является другом высочайшего уровня в Двараке, стремится родиться травинкой или кустиком в брадже. И это говорит нам о многочисленных, столь многих возможностях того, что это означает — быть Кришна дасом, и о том, насколько благородно, возвышенно, достойно это положение.
Во Вриндаване мы не видим йоги и мудрецов, но люди, достигшие совершенства, могут родиться там в качестве пчел, в качестве птиц. Иногда птицы сидят на деревьях и слышат звуки флейты Кришны, птицы изумлены и они падают с веток. Или пчелы жужжат, если прислушаться, то временами можно услышать, как эти пчелы жужжат «Ом» и ведические гимны. И царь пчел иногда начинает петь о Кришне и танцевать и все наблюдают это: огромная пчела поет и танцует безумно, прославляя игры Кришны.
Реалии высшего мира состоят из духовной субстанции
00:37:14 «вайкунтхера притхивй-ади сакала чинмайа»
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.53)
Все реалии того мира от земли до небес суть чинмой, состоят из духовной субстанции.
В драме, пьесе, в спектакле есть многочисленные, разные роли. Иногда дети принимают участие в спектакле и когда они возвращаются, родители спрашивают:
— А какую роль играл ты?
— Я играл роль цветка, — и ребенок счастлив быть цветком. Он говорит: «Я играл цветок».
— А какой цветок?
— Цветок лотоса.
00:39:49 У них есть цветочная одежда, подобно тому, как тела здесь, в этом мире, являются биологическими выражениями иллюзии души, то там, в том мире, тело — это духовное выражение состояния души в качестве слуги Кришны.
В нашем нынешнем положении мы не можем в полной мере понять или постичь природу этих реалий должным образом. Но любое положение там — это нечто удивительное и возвышенное. И то, что представляется в качестве шанта-расы, нейтральных взаимоотношений Голоки, следует рассматривать в определённом свете, поскольку как Гурудев сказал: «В Голоке Вриндавана все умащено не только мадхура-расой, но паракийа-расой.
В «Бхагаватам» есть следующий пример: браджа-гопи видят как Кришна, Баларама и их друзья-пастухи входят в лес Вриндавана ранним утром:
00:41:14 «вархапидам ната-бара-вапух карнайох карникарам
бибрад васах канака-капишам вайджайантим ча малам
рандхран венор адхара-судхайапурайан гопа-врндайр
врндаранйам сва-пада-раманам правишад гита-киртих»
(«Шримад-Бхагаватам», 10.21.5)
Когда вы впервые слышите это — Кришна и Его друзья-пастухи, вы начинаете понимать, кто видит это. Описание Кришны и Его друзей-пастухов — мы думаем: «О, это сакхья-раса, Кришна и Его друзья-пастухи». Но кто источник этого для нас? — Радхарани и браджа-гопи, они находятся в своих домах. Мы видим их глазами то, что они видят утром. Поэтому иногда браджа-гопи отрицают своё собственное положение. Они говорят: «Какой смысл быть гопи? Мы не можем пойти с Кришной, когда Кришна уходит пасти коров. Нам хотелось бы стать пастухами. Мы хотели бы быть гопами. Если бы мы были гопами, тогда мы ходили бы с Кришной пасти коров, но в качестве девушек пастушеского рода мы не можем ходить с Ним пасти коров».
Так или иначе. И они говорят:
Кришна круче любой современной супер-звезды
00:42:45 «Вархапидам ната-бара-вапух карнайох карникарам» — Кришна носит павлинье перо, и «натабара» означает, что Он выглядит как кино-звезда. Фактически это означает именно это — натабара, как выглядят кино-звезды и как они определённым образом ходят, улыбаются, разговаривают. Ужимки, жесты, позы. И все смотрят, толпа завороженно смотрит на этого человека и видит, насколько он красив, привлекателен, соблазнителен, завораживающ. И люди ловят каждый их жест, каждый взгляд, каждую улыбку. Это речь идет о кино-звездах. Что говорить о Кришне? Если какой-то мужчина или какая-то женщина в этом мире могут занимать такое положение, что говорить о личности, которая занимает вечное и в безграничных масштабах высочайшее положение?
00:44:22 «Вархапидам ната-бара-вапух карнайох карникарам» — определённые цветы замкнуты за уши Кришны. «Бибрад васах канака-капишам вайджайантим ча малам» — Он носит гирлянду вайджайанти, что означает «лесные цветы». Но что этот лес, какова природа этого леса — Вриндаван? Он носит цветы, которые выросли в лесу Вриндавана. И какова их природа? Чин-мой. Они всегда духовно сознательны так же.
«Рандхран венор адхара-судхайапурайан гопа-врндайр» — Он играет на Своей флейте. И в другом месте браджа-гопи жалуются, говоря:
00:45:22 «сакхи мурали вишала-ччидра-джалена пурна
лагхур ати-катхина твам грантхила нирасаси»
(«Видагдха-мадхава», 4.7)
«Это флейта — всего лишь сухой кусочек, полный дырок!». Дырка и изъян одно слово в санскрите. Они говорят: «Это сухой кусок дерева, полный изъянов, недостатков. И этот сухой кусок дерева получает поток нектара из уст Кришны! Мир несправедлив! В этом нет никакого смысла».
Эта флейта — потоки нектара, источником которой являются уста Кришны. Затем этот нектар через флейту достигает окружающего мира Кришны. Кришна играет на флейте, и окружающий мир заполняется нектаром, божественной нектарной субстанцией.
00:46:27 И гопа-вринде — Он окружен всеми этими пастухами-друзьями, которые необычайно прекрасны, они также играют на музыкальных инструментах, они умеют искусно танцевать и петь. Они поют и танцуют в обществе Кришны, Баларамы. Они входят в лес и «вриндаранйа свапада раманам», это их киртан, их песня, их утренний киртан, пение на пути во вриндаванский лес. Но здесь сказано: «вриндаранйа свапада раманам». «Рамана» означает —лотосные стопы Кришны касаются земли, когда Он ступает по земле. И каков эффект? Свапада раманам — земля содрогается, дрожит в экстазе супружеской любви, испытывая прикосновение лотосных стоп Кришны.
Природа шанта-расы
00:47:50 Мы говорим шанта-раса. Шанта-раса Голоки Вриндавана — это нейтральность или низшее положение, как угодно. Но здесь тот, кто занимает это положение, тот содрогается в экстазе супружеской любви, испытывая прикосновение лотосных стоп Кришны. Мы склоняем наши головы перед этим измерением. Мы можем иметь лишь некое кратковременное, мимолетное представление, проблеск этих реалий благодаря милости нашей гуру-варги. Быть слугой слуги слуги Кришны — это непостижимо, это чересчур много с нашей нынешней точки зрения. Но милостиво, милосердно, по милости гуру-варги, вайшнавов мы имеем возможность установить связь с этим измерением посредством служения, совершая нечто такое, что мы в состоянии делать.
00:49:00 Да, для того, чтобы войти в этот мир и обрести прямое служение, подобное служению Рупы и Санатаны, это другой вопрос. Но в нашем нынешнем положении та энергия, которая есть у нас, те способности, которые есть у нас, — если мы предлагаем их в служении, то возникает связь с этим непостижимым измерением бытия. И, по словам Гуру Махараджа, бдительное око Йога-майи находится над нашими головами, и любого, кто служит, Йога-майа возвышает соответственно потребности в рамках служения.
Санантан Госвами Прабху — самбандха-гйана-ачарйа, Рупа Госвами Прабху – абхидхейа-таттва-гйана-ачарйа, Рагхунатх Дас Госвами Прабху — прайоджана-таттва-ачарйа. «Прайоджана» означает «высшая цель, мишень, фокус». Шрила Рагхунатх Дас Госвами говорит:
00:50:06 «дасйайа те мама расо сту расо сту сатйам
сакхйайа те мама намо ‘сту намо ‘сту нитйам»
(«Вилапа-кусуманджали»)
Ток, кто квалифицирован — Дас Госвами, говорит: «Интимное служение не находится в центре моего внимания. Скорее я предпочитаю фокусироваться, концентрироваться на низшем служении. Это служение будет уместным для меня. Если кто-то позовет меня в более высокое измерение служения, это другой вопрос, но я предпочитаю концентрироваться на дасйам». Все эти слуги в том мире, в этом смысле концентрируются на дасйам.
И в этой связи в «Шри Джайва-Дхарме» Бхактивиноды Тхакура, в начале, есть описание того, как один бабаджи, квалифицированный вайшнав в высшем мире в своей сварупе совершает служение и обращается к своему спутнику, который недавно пришел туда. Он дает указания, он говорит: «Они не хотят, чтобы какие бы то ни было беспокойства проникли в игры Радхи и Кришны». Таким образом, речь идет о явлении, когда в определённый момент ученику дается наставление, основанное на его сварупа-сиддхи, на его сварупе.
00:51:57 Гурудев говорит: «Это все». Он имеет в виду — мы предпочитаем служить 24 часа. В определённый момент нам говорят: «Делай то-то и то». Вы знаете этого человека, это старый человек в Дам-Дам парке, каждый день он приносил Гурудеву газету, после чего он спускался вниз. И я сказал Гурудеву: «Вот как этот Прабху». Гурудев переспросил: «Что?», — «Раз в день он приносит Вам газету и уходит». Махарадж ответил: «О, это хорошо».
Сварупа Дамодара — это… Что такое Сварупа Дамодара?
Свару́па Дамода́ра Госва́ми (Svarūpa Dāmodara Gosvāmī IAST) — индуистский кришнаитский святой, один из самых близких спутников основоположника гаудия-вайшнавизма Чайтаньи Махапрабху.[1]
При рождении, Сварупу Дамодару нарекли именем Пурушоттама Ачарья. О родителях его известно очень мало. Вскоре после его рождения отец оставил жену и ребёнка и отправился учиться в Митхилу и Варанаси. Детские годы Пурушоттама провёл в доме родителей матери в Навадвипе.
Описывается, что Чайтанья очень ценил Сварупу Дамодару за его чистосердечную натуру, добродетель, и преданность. Когда Чайтанья принял санньясу, Пурушоттама, испытывая огромное чувство разлуки с ним, немедля отправился в Варанаси, где принял обет отречения у санньяси по имени Чайтаньянанда, который дал ему наказ: «Изучай веданту и учи этому знанию других». Пурушоттама Ачарья так торопился увидеть Чайтанью, что ушёл, даже не дождавшись конца церемонии, успев лишь сбрить шикху и снять брахманический шнур. Он даже не успел надеть одежд санньяси и потому его до конца жизни называли Сварупа, его именем брахмачари. После принятия санньяса, выполняя волю своего духовного учителя, он отправился в Пури, где вновь встретился с Чайтаньей.
Описывается, что знания Сварупы Дамодара были практически безграничны, однако, из смирения, он старался не вступать в споры и предпочитал уединение. Поэтому лишь немногим была известна глубина его познаний. Говорится, что Сварупе Дамодаре были ведомы все оттенки настроений преданности Кришне. Он был вторым «я» Чайтаньи. Если кто-то хотел представить Чайтанье книгу, песню или поэму собственного сочинения, автор должен был прежде получить одобрение Сварупы Дамодара. Если произведение содержало понятия, противоречащие изложенным в писаниях идеалам бхакти, оно не могло принести Чайтанье духовного удовольствия и потому Сварупа Дамодара отклонял просьбу автора.
Когда Сварупа Дамодара прибыл в Пури из Варанаси, он восславил Чайтанью, продекламировав следующую шлоку:
О Шри Чайтанья, воплощение милости! Ты — Тот, Кто легко устраняет любую печаль, Твоя преданность — недосягаемый образец чистоты и бескорыстия, Твоё появление наполняет душу восторгом и упоением. Ты кладёшь конец любым философским спорам, потому что Твои знания писаний поистине бездонны. Ты заставляешь сердце трепетать от божественной любви, проливая на него поток милости и сострадания. Прошу Тебя, освети мою душу лучами Твоего благодатного милосердия![2] |
Чайтанья практически никогда не отпускал от себя Сварупу Дамодара. Говорится, что когда Чайтанья погружался в волны экстатической любви, только Сварупа Дамодара своим киртаном мог удовлетворить самые сокровенные чаяния его сердца.
В это время из Видьянагара в Южной Индии прибыл Рамананда Рай. Вместе со Сварупой Дамодарой, воспеванием бхаджанов и чтением стихотворений, они усиливали экстатическое состояние Чайтаньи. Последователи гаудия-вайшнавизма считают, что Сварупа Дамодара и Рамананда Рай соответственно являются Лалитой и Вишакхой — двумя самыми близкими гопи Радхи и Кришны в их вечных лилах в духовном мире.
Примечания
Литература
- Dasgupta, Surendranath (1973), «A History of Indian Philosophy: Indian Pluralism», Cambridge: Cambridge University Press, ISBN 0521047811, <http://books.google.com/books?id=je08AAAAIAAJ&printsec=frontcover>
- Manring, Rebecca J. (2005), «Reconstructing Tradition: Advaita Ācārya and Gauḍīya Vaiṣṇavism at the Cusp of the Twentieth Century», New York: Columbia University Press, ISBN 0231129548, <http://books.google.com/books?id=Vs1b9KjnnDgC>
Ссылки
Сварупа Дамодар — это… Что такое Сварупа Дамодар?
Свару́па Дамода́ра Госва́ми — индуистский кришнаитский святой, один из самых близких спутников основоположника гаудия-вайшнавизма Чайтаньи Махапрабху.[1]
При рождении, Сварупу Дамодару нарекли именем Пурушоттама Ачарья. О родителях его известно очень мало. Вскоре после его рождения отец оставил жену и ребёнка и отправился учиться в Митхилу и Варанаси. Детские годы Пурушоттама провёл в доме родителей матери в Навадвипе.
Описывается, что Чайтанья очень ценил Сварупу Дамодару за его чистосердечную натуру, добродетель, и преданность. Когда Чайтанья принял санньясу, Пурушоттама, испытывая огромное чувство разлуки с ним, немедля отправился в Варанаси, где принял обет отречения у одного санньяси по имени Чайтаньянанда, который дал ему наказ: «Изучай веданту и учи этому знанию других». Пурушоттама Ачарья так торопился увидеть Чайтанью, что ушёл, даже не дождавшись конца церемонии, успев лишь сбрить шикху и снять брахманический шнур. Он даже не успел надеть одежд санньяси и потому его до конца жизни называли Сварупа, его именем брахмачари. После принятия санньяса, выполняя волю своего духовного учителя, он отправился в Пури, где вновь встретился с Чайтаньей.
Описывается, что знания Сварупы Дамодара были практически безграничны, однако, из смирения, он старался не вступать в споры и предпочитал уединение. Поэтому лишь немногим была известна глубина его познаний. Говорится, что Сварупе Дамодаре были ведомы все оттенки настроений преданности Кришне. Он был вторым «я» Чайтаньи. Если кто-то хотел представить Чайтанье книгу, песню или поэму собственного сочинения, автор должен был прежде получить одобрение Сварупы Дамодара. Если произведение содержало понятия, противоречащие изложенным в писаниях идеалам бхакти, оно не могло принести Чайтанье духовного удовольствия и потому Сварупа Дамодара отклонял просьбу автора.
Когда Сварупа Дамодара прибыл в Пури из Варанаси, он восславил Чайтанью, продекламировав следующую шлоку:
О Шри Чайтанья, воплощение милости! Ты — Тот, Кто легко устраняет любую печаль, Твоя преданность — недосягаемый образец чистоты и бескорыстия, Твоё появление наполняет душу восторгом и упоением. Ты кладёшь конец любым философским спорам, потому что Твои знания писаний поистине бездонны. Ты заставляешь сердце трепетать от божественной любви, проливая на него поток милости и сострадания. Прошу Тебя, освети мою душу лучами Твоего благодатного милосердия![2] |
Чайтанья практически никогда не отпускал от себя Сварупу Дамодара. Говорится, что когда Чайтанья погружался в волны экстатической любви, только Сварупа Дамодара своим киртаном мог удовлетворить самые сокровенные чаяния его сердца.
В это время из Видьянагара в Южной Индии прибыл Рамананда Рай. Вместе со Сварупой Дамодарой, воспеванием бхаджанов и чтением стихотворений, они усиливали экстатическое состояние Чайтаньи. Последователи гаудия-вайшнавизма считают, что Сварупа Дамодара и Рамананда Рай соответственно являются Лалитой и Вишакхой — двумя самыми близкими гопи Радхи и Кришны в их вечных лилах в духовном мире.
Примечания
- ↑ «Лишь двое знали Господа лучше всех: Парамананда Пури и Сварупа Дамодар». («Чайтанья-чаритамрита» 1.10.124-5)
- ↑ «Шри Чайтанья-чандродая-натака»
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.